Архив



Языковая политика Российской Федерации



Владимир Толстой

Ссылка для цитирования: Толстой В.И. Языковая политика Российской Федерации // Меди@льманах. 2020. № 6. С. 124–129. DOI: 10.30547/mediaalmanah.6.2020.124129

DOI: 10.30547/mediaalmanah.6.2020.124129

© Толстой Владимир Ильич
председатель Совета по русскому языку при Президенте Российской Федерации, советник Президента Российской Федерации по вопросам культуры, президент Международной ассоциации преподавателей русского языка и литературы (МАПРЯЛ), директор музея-усадьбы Л.Н. Толстого «Ясная Поляна» (г. Москва, Россия), vitolstoy@gmail.com



Языковая политика во Франции и в России: проблемы и перспективы (выступления участников семинара российско-французского форума гражданских обществ «Трианонский диалог»)


Российская Федерация – многонациональное государство. Наша Конституция начинается со слов «Мы, многонациональный народ Российской Федерации, соединенные общей судьбой на своей земле...». Специалисты насчитывают более 100 языков народов России. Из них 54 – это языки малочисленных коренных народов, 32 языка имеют письменные традиции. При этом речь идет именно об автохтонных народах России и их языках. Эти особенности нашей страны определяют цели и характер языковой политики России, ставя в ее центр именно внутренние проблемы и задачи.

В Российской Федерации всем ее народам гарантировано право на сохранение родного языка, создание условий для его изучения и развития. В силу федеративного устройства страны Основным законом предусмотрена возможность для республик в составе Российской Федерации устанавливать государственные языки республик. В Дагестане, например, государственными объявлены все 14 языков Дагестана. Единство, целостность и культурный суверенитет России обеспечивается статусом русского языка как государственного языка Российской Федерации.

Нормы Конституции относительно языков народов Российской Федерации развиты в двух федеральных законах: «О языках народов Российской Федерации» (1991 г.) и «О государственном языке Российской Федерации» (2005 г.). Временная разница в принятии этих двух законов отражает происходившие в то время поиски оптимальной структуры языковой политики в России.

Сегодня языковая политика России имеет демократический, плюралистический характер. Одна общегосударственная функциональная домината – русский язык – сочетается со статусными языками национальных республик в составе России. Причем в зависимости от конкретной языковой ситуации есть республики, где русский язык сочетается с одним, двумя, четырьмя и более национальными языками этих республик. При этом в других субъектах Российской Федерации – областях и краях – реализуется однокомпонентная модель языковой политики, когда бытует русский язык в его различных формах. В отношении языков малочисленных коренных народов России в нашей стране реализуется экстерриториальная (дифференцированная) модель языковой политики.

Такая классификация соответствует современному положению языковой политики в Российской Федерации и определяет пути дальнейшего распространения, расширения социальных функций статусных (государственных) языков, хотя, конечно, для такого расширения социальных функций необходимо однонаправленное положительное действие многих условий и социальных факторов: экономическое благополучие, этническое самосознание, ценностные ориентации носителей языков, материальные условия для расширения их функций в разных сферах коммуникации.

Наиболее сложной проблемой российской языковой политики является расширение социальных функций государственных и родных языков народов Российской Федерации.

Решение этой проблемы имеет не только гуманитарное и культурное значение, но и напрямую связано с вопросами национальной безопасности: исторический опыт конца ХХ – начала ХХI вв. показывает, что именно языковые проблемы становятся зачастую поводом для роста националистических сепаратистских настроений.

Вопросы языковой политики внутри страны постоянно находятся в центре внимания всех уровней государственной власти от Президента Российской Федерации до руководителей республик, краев, областей.

В прошлом году Президентом Российской Федерации В.В. Путиным было принято решение о создании Фонда сохранения и изучения родных языков народов Российской Федерации. Фонд вместе с Федеральным агентством по делам национальностей и Министерством просвещения Российской Федерации должен оперативно и прицельно реагировать на возникающие проблемы и находить пути их решения. Требуют безотлагательного решения и проблемы сохранения языков коренных малочисленных народов Российской Федерации, которые испытывают негативное воздействие не только процессов урбанизации, но и изменения климата в зонах традиционного расселения этих народов (районы Крайнего Севера, Заполярье).

Государственный язык Российской Федерации также нуждается в защите, прежде всего от вульгаризации и засилья избыточных англицизмов. Сохранение и развитие русского языка как языка подавляющего большинства граждан нашей страны обеспечивается профильными ведомствами в составе Правительства Российской Федерации, органами власти субъектов Российской Федерации, системой образования, учреждениями культуры. На уровне Президента страны создан и действует Совет по русскому языку, в сферу внимания которого входят все аспекты функционирования и состояния русского языка.

На заседании Совета 5 ноября 2019 г. было принято решение о разработке и утверждении корпуса словарей и справочников, к которым обязаны обращаться все при использовании русского языка как государственного языка страны. Будет формироваться цифровой Национальный словарный фонд, который дополнит динамично развивающийся Национальный корпус русского языка.

Решение о праздновании в 2024 г. 225-летия со дня рождения А.С. Пушкина, несомненно, позволит привлечь внимание общества к задачам сохранения чистоты и развития русского языка.

В наибольшей степени в поддержке государства русский язык нуждается в качестве мирового языка, языка русского зарубежья. Мы являемся свидетелями радикального сокращения, сжатия пространства русского языка. Отчасти эти процессы носят объективный характер, отчасти являются результатом антироссийской политики ряда стран. Особенную остроту эти процессы приобрели после 2014 г.

Продвижением русского языка в мире занимаются как государственные структуры: МИД России, Россотрудничество, высшие учебные заведения страны, так и общественные организации, такие как МАПРЯЛ, фонд «Русский мир». Подходы государства к этой сфере деятельности зафиксированы в утвержденных Президентом России Концепции государственной поддержки и продвижения русского языка за рубежом и концепции «Русская школа за рубежом». Сегодня поставлена и решается задача расширения набора инструментов государственной языковой политики в ее международном измерении.

Несмотря на существенные различия языковой политики России и Франции современный этап развития глобального мира ставит перед нами во многом сходные задачи, и расширение взаимодействия в этой сфере дает всем нам дополнительные возможности.