Архив



Научное наследие А.А. Тертычного в контексте развития московской школы медиаисследований



Ольга Смирнова, Ирина Денисова, Софья Стебловская

Ссылка для цитирования: Смирнова О.В., Денисова И.Н., Стебловская С.Б. Научное наследие А.А. Тертычного в контексте развития московской школы медиаисследований // Меди@льманах. 2021. № 1. С. 108–114. DOI: 10.30547/mediaalmanah.1.2021.108114

DOI: 10.30547/mediaalmanah.1.2021.108114

@ Смирнова Ольга Владимировна
кандидат филологических наук, зав. кафедрой периодической печати факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова (г. Москва, Россия), smirnova.olga@smi.msu.ru

@ Денисова Ирина Николаевна
кандидат филологических наук, доцент кафедры периодической печати факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова (г. Москва, Россия), irina_denisowa@mail.ru

@ Стебловская Софья Борисовна
кандидат филологических наук, старший преподаватель кафедры периодической печати факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова (г. Москва, Россия), stebl@inbox.ru



Ключевые слова: А.А. Тертычный, отечественные исследования журналистики, московская школа медиаисследований.

В статье дается обзор особенностей и условий, в которых формировалась отечественная парадигма исследований журналистики и медиа, и в этом контексте предлагается анализ основных направлений научной деятельности одного из значимых представителей московской школы исследований журналистики А.А. Тертычного. В контексте актуальных в последние десятилетия научных задач показаны основные линии теоретических рефлексий исследователя, в том числе феномен журналистского творчества, система жанров, аналитическая и расследовательская журналистика, логика и система аргументации в журналистике.

 

Формирование парадигмы отечественных исследований журналистики

В современных условиях отечественная теория журналистики находится на пути выработки единого тезауруса, поиска точек соприкосновения разных подходов, из которых «первый – это основной, традиционный, гуманитарно-филологический, и второй – достаточно новый, набирающий популярность междисциплинарный подход с привлечением методов и терминологии из разных областей естественнонаучного знания» (Вартанова, 2018: 165). Крупнейшие центры исследования журналистики и медиа в России сегодня – Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций при СПбГУ, в которой важное место занимает позиция культурологической журналистики (профессор С.Г. Корконосенко) и аксиологии журналистики (профессор В.А. Сидоров); Уральский федеральный университет в Екатеринбурге (профессора Б.Н. Лозовский и В.Ф. Олешко); Воронежский университет с его традицией исследования региональной журналистики (профессор В.В. Тулупов).

При этом необходимо учитывать, что парадигма отечественных исследований журналистики, по признанию теоретиков, формировалась в значительной степени под влиянием масштабных общественных трансформаций в стране. Исследовательские подходы к анализу профессии журналиста складывались под влиянием ряда факторов, в том числе существовавшей на протяжении долгого периода авторитарной модели журналистики в России, а также того, что журналистское образование формировалось в лоне образования университетского, и в связи с этим отличалось академической фундаментальностью.

Также для понимания особенностей формирования парадигмы отечественных исследований журналистики важно учитывать опыт советского периода. По мнению исследователей, на советском этапе теоретизация журналистики носила полностью суверенный характер, также ее отличительной чертой являлась убежденная критика зарубежного опыта – именно на ней и выстраивались многие теоретические концепции, связанные с пропагандистской и контрпропагандистской ролью журналис­тики и СМИ. При этом необходимо отметить, что идеологическая и политическая составляющая отечественной научной школы исследований журналистики в целом не препятствовала созданию фундамента для теоретических исследований, в частности для изучения языка СМИ, истории журналистики, организации работы журналиста в редакции, журналистской деятельности и творчества и других актуальных аспектов журналистики. На факультете журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова виднейшими исследователями этих направлений были В.Д. Пельт, М.С. Черепахов, В.В. Ученова, Е.П. Прохоров, В.М. Горохов, С.М. Гуревич. Можно утверждать, что в целом для советской школы исследований журналистики было характерно стремление рассматривать ее как интегративную гуманитарную деятельность. «Будучи изолированной от глобального контекста, советская школа исследований журналистики и СМИ тем не менее выстроила системную медиатео­рию с несколькими развитыми научными направлениями, яркими учеными, интересными эмпирическими исследования­ми, высокой публикационной активностью» (Дунас (б), 2016: 15).

Социально-политические трансформации 1990 гг. повлекли за собой кардинальные изменения в области исследований журналистики, прежде всего формирование собственных концепций ученых, опира­ющихся на национальный опыт. Кроме того, знаковым стало стремление более позитивно переосмыслить зарубежный опыт исследований, который ранее подвергался тотальной критике, а также скорректировать отношение к советскому опыту (Вартанова, 2012; Вартанова, 2015; Дунас (а), 2016).

Исследователи выделяют несколько основных периодов, обозначающих системные постсоветские трансформации отечественных исследований медиа и журналис­тики (Вартанова, 2015: 15–16):

  • 1980–1990 гг. (идет активная адаптация зарубежных, прежде всего американских, концепций);
  • 1990 гг. (происходит национальная контекстуализация зарубежных концепций и методологий);
  • 2000–2010 гг. (отечественная школа исследований СМИ начинает формировать национальные концепции, переосмысляя зарубежные теории и используя собственные эмпирические данные).

Исследователи также отмечали, что на этом этапе теория журналистики СМИ в России все еще не являлась структурированной областью научного знания с четкими дисциплинарными границами и теоретико-концептуальным базисом (Прохоров, 2004). Тем не менее это не создало, как можно было бы ожидать, эффекта «вторичности» и стремления клонировать западные концепции на отечественной почве. Как отмечают западные исследователи, именно «национальные традиции продолжают оставаться определяющим фактором в теоретизации медиа» (Thussu (ed.), 2009: 2). И своеобразие парадигмы позволяет отечественной академической школе исследований медиа и журналистики претендовать на признание не только в России, но и в глобальном научном сообществе (Korkonosenko, 2015; Дунас (б), 2016).

 

А.А. Тертычный: основные факты биографии

В контексте развития отечественных исследований журналистики и медиа на разных этапах имя исследователя и теоретика журналистики Александра Алексееви­ча Тертычного представляется одним из ключевых, а его теоретическое наследие является, безусловно, важнейшей частью отечественной школы теории журналистики и медиа. Теоретические труды Тертычного выполнены в традициях московской школы исследований журналистики1. Так, например, вера в высокую миссию журналистики, стремление рассматривать прикладную деятельность в рамках гуманистического подхода, деонтологическое начало – все это прослеживается в трудах ученого.

Для понимания его становления как исследователя, его пути как представителя академической школы Московского университета, важно отметить основные факты его жизненного пути. Александр Алексеевич Тертычный родился 25 мая 1944 г. в селе Рыбинские Буды Курской области. Приехал в Москву в 1968 г. и с первой попытки поступил в Московский университет. Дипломную работу «Публицистика и журналистика в западногерманской и отечественной теории публицистики: сравнительный анализ» защитил под руководством профессора В.В. Ученовой. По окончании университета был распределен на должность корреспондента в центральное издание Министерства обороны «Красная звезда». Его карьера в журналистике складывалась успешно, однако главной в его жизни оказалась все же не журналистская практика, а академическая деятельность, связанная с преподаванием и исследованием журналистики. Чтобы совместить науку и напряженную работу в газете, он поступил в заочную аспирантуру, и в 1980 г. успешно защитил кандидатскую диссертацию на тему «Типы аргументов в структуре публицистического произведения» (науч. рук. – В.В. Ученова). В том же 1980 г. перешел на постоянную работу на кафедру теории и практики партийно-советской печати (в наст. вр. – кафедра периодической печати) на должность старшего преподавателя. В 2003 г. защитил докторскую диссертацию на тему «Методология и методика социального познания в журналистике». В 2005 г. стал профессором. Был женат, вырастил двух дочерей. Скончался после тяжелой и продолжительной болезни 28 января 2019 г. в Москве. За весь период преподавательской и научной деятельности стал автором семи учебников и учебных пособий, трех монографий, более 250 научных и публицистических статей. Являлся членом редколлегий пяти журналов, трех диссертационых советов, а также членом Союза журналистов России.

 

Научное наследие А.А. Тертычного в контексте развития московской школы медиаисследований

На современном этапе развития отечественных исследований журналистики и медиа можно говорить о тенденциях к многопарадигмальному подходу. Исследователи отмечают как одну из характерис­тик этого периода то, что «в отечественной медиатеории зачастую отсутствуют и общепризнанные унифицированные определения, и разделяемые большинством исследователей подходы и методы изучения журналистики и СМИ, и даже единое обозначение исследовательской области, которая анализирует журналистику и СМИ» (Дунас (б), 2016: 110).

При этом, несмотря на многопарадигмальные тенденции, на имеющиеся все еще концептуальные противоречия и разно­чтения в подходах, среди исследователей есть такие персоны, которые практически не вызывают разногласий – они единодушно признаны академическим сообществом. В их числе и профессор Московского университета А.А. Тертычный. Видный теоретик, сфера научных интересов которого была достаточно обширна – от проблем журналистского творчества и системы жанров до аналитической и расследовательской журналистики. Так, в своих работах он выражал уверенность в крайней важности таких базовых компетенций для профессионального журналиста, как владение логической культурой, способность к структурному мышлению и умение стройно излагать свои мысли. Освоение «науки правильного мышления» было просветительским кредо А.А. Тертычного как педагога, оно легло в основу учебного пособия «Логическая культура журналиста» (2005). Диалектика – древнее «искусство рассуж­дать» – была подана им максимально приближенно к современным реалиям. В этом труде ярко проявилась его способность к популяризации академического знания, к переложению строгих фундаментальных параметров на понятный студентам язык. Объяснить «на пальцах» такие краеугольные концепты логики, как индукция, дедукция и аналогия, подобрать примеры из журналистской практики может только тот, кто сам не только причастен к логической культуре, но и соотносит ее с проявлениями современной журналистики. В связи с этим следует напомнить, что и кандидатская диссертация А.А. Тертычного называлась «Типы аргументов в структуре пуб­лицистического произведения» и легла потом в основу его книг «Аргументация в журналистике» (1989) и «Аргументация в публицистическом тексте» (1992).

Как особое направление можно выделить разработку исследователем системы жанров аналитической журналистики, ее методологического инструментария, предметных особенностей и видов анализа в тексте. Вышедшая в 2009 г. книга «Аналитическая журналистика» (и ее переиздание в 2010 г.) содержит богатейший теоретический и эмпирический материал. В ней А.А. Тертычный выступает и как теоретик, и как журналист с опытом практической работы, который осознает глубину сложности овладения арсеналом аналитических методов, а также опасности поддаться упрощению, редукции смыслов, примитивизации контента.

Теория жанров журналистики, надо отметить, всегда являлась комплексной и достаточно спорной областью в исследованиях журналистики и медиа в связи с постоянно ускоряющимся процессом трансформации медийных жанров и форматов. На разных этапах к ней обращались разные исследователи – от Е.И. Журбиной и Л.Е. Кройчика до Г.Я. Солганика и Г.В. Лазутиной. А.А. Тертычный, фундаментально занимающийся разработкой системы жанров, исходил из того, что «в журналистике существуют три способа отображения действительности – фактографический, аналитический и наглядно-образный» (Тертычный, 2000: 10), которым соответствуют три группы жанров (информационная, аналитическая и художественно-публицистическая). Впоследствии этот подход стал базовым при подготовке одного из наиболее известных его учебных пособий – «Жанры периодической печати» (пособие впервые было издано в 2000 г., затем многократно пере­издавалось – в 2002, 2005, 2006, 2011, 2014 и 2017 гг.). Несмотря на то, что в современных медиа трансформации и диффузии жанров становятся все более интенсивными, пособие остается наиболее востребованным для исследователей, изучающих эту важнейшую тему в журналистике. А.А. Тертычный всегда обращал внимание на то, как трансформируется жанровая сис­тема в российской журналистике, как соотносятся между собой понятия «концепция», «формат» и «жанровая стратегия», на большом массиве публикаций постоянно отслеживал происходящие изменения, всесторонне осмысливал их, делился наблюдениями с научным сообществом и журналистами-практиками (Тертычный, 2010; Тертычный (а), 2011).

Эта классификация в определенном смысле продолжает оставаться эталонной при обучении студентов, к ней, как базовой, обращаются исследователи, предлагающие новые системы, вызванные актуальными трансформациями. Проблемам жанровой классификации А.А. Тертычный посвятил десятки научных статей, каждый раз подбирая оригинальный эмпирический материал (Тертычный, 2011 (б); Тертычный, 2012). Также в течение многих лет он писал о жанрах в профессиональный журнал «Журналист». Пользу и глубину его трудов, их логическую обоснованность и привязку к журналистской практике неоднократно отмечали и исследователи, и, что представляется не менее ценным, сами журналисты. Такие работы по жанровой специфике, как «Жанры периодической печати» и «Аналитическая журналистика: познавательно-психологический подход» (1998) во многом сформировали в отечественной теории журналистики «систему жанрообразования, которая и сегодня не утратила своей ценности» (Мисонжников, 2018: 201).

Говоря о наиболее важных направлениях в исследовательской деятельности А.А. Тертычного, невозможно обойти вниманием его разработки в области расследовательской журналистики. Важно подчеркнуть, что до него никто так масштабно и системно не осмысливал это сложное и противоречивое в контексте отечественных реалий направление. Расследовательская журналистика в нашей стране стала заметной тенденцией конца 1980 – начала 1990 гг. Именно тогда на волне перестройки и гласности у общества появилась потребность в критическом осмыслении социальных реалий. А.А. Тертычный в своих работах по расследовательской журналис­тике осмыслял ее истоки и предпосылки. Анализируя трансформации в жанровой структуре расследований, он отмечал, что «современные расследовательские тексты обладают часто не совпадающими характеристиками, порой отдаляющими их от ранее принятого стандарта журналистского расследования, что потенциально возможно существование множества разновиднос­тей таких текстов» (Тертычный (а), 2016).

Ориентированность А.А. Тертычного прежде всего на региональную журналистику позволяет говорить о нем как об исследователе-почвеннике, всегда проявлявшем в своей деятельности патриотические убеждения. В этом смысле он соответствовал современному периоду развития отечественной школы исследований журналистики и медиа, уже перешедшей на этап формирования национальных концепций, опиравшихся на использование собственных эмпирических данных. Разрабатывая не только направление, связанное с расследовательской журналистикой, но и анализируя другие аспекты журналистской теории и практики, он всегда отдавал приоритет национальным, прежде всего региональным, интересам. При этом, относясь к отечественной журналистике с нескрываемой любовью, он не надевал «розовых очков», отмечал ее недостатки, проблемы, риски, связанные, например, с тем, что местные журналисты, с их зависимостью от местных властей, не стремятся расследовать случаи коррупции.

Одним из последних (но не менее важных) направлений его исследовательской деятельности стала сатирическая публицистика в российском сегменте Интернета. И в этом направлении он проявил себя новатором: именно А.А. Тертычный первым разработал классификатор типологической структуры сатирических ресурсов. Здесь важно отметить, что для отечественной журналистики сатирическая публицистика в исторической перспективе всегда являлась важным направлением. Ситуация изменилась после перестройки, проходившей в стране на рубеже ХХ–XXI вв., когда сатира по ряду причин утратила свою актуальность и постепенно стала уходить из содержания прессы. А.А. Тертычный отмечал, что на современном этапе сатирическая публицистика в российских традиционных СМИ – относительно редкое явление, несмотря на то что в ней по-прежнему существует объективная социальная потребность как в важном средстве борьбы с многочисленными негативными общественными явлениями.

И все же главной темой его исследований было творчество журналиста. «Творчество» и «творческая деятельность» всегда являлись важнейшими концептами в отечественной теории журналистики и медиа. Взгляд на журналиста как на творческую личность, а не только как на технологическое звено, признание важности творческого потенциала профессии журналиста считалась данностью. Проблемы творчества в журналистике в Московском университете исследовали Г.В. Лазутина, Л.Г. Свитич, Е.П. Прохоров, в других научных школах – Л.Е. Кройчик, В.Ф. Олешко. Творчество журналиста, прежде всего его интеллектуальные, аналитические аспекты, всегда было предметом интереса и А.А. Тертычного. Его работу «Творческие стратегии в журналистике (аналитическая и расследовательская журналистика)» (2009) можно считать программной в этом направлении.

В целом можно сказать, что исследовательские работы А.А. Тертычного продолжили путь академического осмысления журналистики, который был проложен Е.П. Прохоровым, В.М. Гороховым, Г.В. Лазутиной и другими исследователями московской школы с присущей им верой в высокую миссию журналистики. Представляется, что теоретические изыскания и оригинальные подходы А.А. Тертычного к анализу профессии журналиста потребуют дальнейшего осмысления, можно прогнозировать, что исследователи и практики будут обращаться к его академическим трудам для осмысления динамики развития отечественной журналистики.

 

Примечания

1 О месте и специфике московской научной школы много писали в последние годы в контексте осмысления теории медиа (см.: Дунас, 2016 (б); Корконосенко (ред.), 2018; Вартанова, 2019).

 

Библиография

Вартанова Е.Л. О необходимости модернизации концепции журналистики и СМИ // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10: Журналистика. 2012. № 1. C. 7–26.

Вартанова Е.Л. Современные российские исследования СМИ: обновление теоретических подходов // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10: Журналистика. 2015. № 6. С. 5–26.

Вартанова Е.Л. Теория медиа как перекресток научных подходов и методов // Воп­росы теории и практики журналистики. 2018. Т. 7. № 1. С. 165–176.

Вартанова Е.Л. Теория медиа. Отечественный дискурс. М.: Изд-во Моск. ун-та, 2019.

Дунас Д.В. (а) Академический медиадискурс: актуальные тенденции развития в России // МедиаАльманах. 2016. № 2. С. 12–21.

Дунас Д.В. (б) Развитие и современное состояние теоретических исследований журналистики и СМИ в России: дис. … канд. филол. наук. М., 2016.

Мисонжников Б.Я. Филологические теории журналистики: литературоведение // Теория журналистики в России / под ред. С. Г. Корконосенко. СПб.: Алетейя, 2018. С. 189–218.

Прохоров Е.П. Наука о журналистике должна иметь четкую структуру / интервью О.В. Устимовой // МедиаАльманах. 2004. № 2–3. С. 6–9.

Теория журналистики в России / под ред. С Г. Корконосенко. СПб.: Алетейя, 2018.

Тертычный А.А. Аналитическая журналистика: познавательно-психологический подход. М.: Гендальф, 1998.

Тертычный А.А. Аналитическая журналистика: учеб. пособие для студентов вузов. М.: Аспект Пресс, 2010.

Тертычный А.А. Аргументация в журналистике. М.: Изд-во СЖ, 1989.

Тертычный А.А. Аргументация в публицистическом тексте. Свердловск: Изд-во Уральск. ун-та, 1992.

Тертычный А.А. (а) Жанровая система в России: перспективы развития // Электронная Казань–2011: мат. III Междунар. науч.-практ. конф. Казань: Юниверсум, 2011.

Тертычный А.А. Жанры периодической печати. М.: Аспект Пресс, 2000.

Тертычный А.А. (а) Журналистские расследования в России: типологическая трансформация // Вопросы теории и практики журналистики. 2016. Т. 5, № 4. С. 607–617. DOI: 10.17150/2308-6203.2016.5(4).607-617.

Тертычный А.А. Концепция, формат и жанровая стратегия СМИ: соотношение понятий // Журналистика в 2009 году: трансформация систем СМИ в современном мире: сб. мат. Междунар. науч.-практ. конф. М.: Фак. журн. МГУ, 2010.

Тертычный А.А. Логическая культура журналиста. М.: ИКАР, 2005.

Тертычный А.А. (б) По следам макрейкеров (о журналистах-расследователях) // Новости ЕСИМО. 2016. № 10 (436). С. 22–23.

Тертычный А.А. Русско-немецкий расследовательский интернет-портал «На дневной свет» (Аns Tageslicht): опыт и перспективы развития // Науч. ведомости Белгородск. гос. ун-та. Сер.: Гуманитарные науки. 2014. № 8 (162). С. 121–129.

Тертычный А.А. Современная сатирическая публицистика в Интернете: функции, содержание, жанры // Вестн. ВГУ. Сер.: Филология. Журналистика. 2015. № 4. С. 156–162.

Тертычный А.А. Творческие стратегии в журналистике (аналитическая и расследовательская журналистика). М.: Фак. журн. МГУ, 2009.

Тертычный А.А. Творчество в журналистике: анахронизм или необходимость // Журналистика в 2016 году: творчество, профессия, индустрия: сб. мат. Междунар. науч.-практ. конф. М.: МедиаМир; Фак. журн. МГУ, 2017. С. 152–153.

Тертычный А.А. (б) Тенденции в использовании жанров на страницах современных печатных СМИ // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10: Журналистика. 2011. № 5. С. 93–101.

Тертычный А.А. Характер применения жанров в современных печатных СМИ // Воп­росы теории и практики журналистики. 2012. № 2. С. 106–112.

 

Korkonosenko S.G. (2015) Global de-Westernization Trend in Media Studies and Russian Journalism Theory. Central European Journal of Communication 8 (2): 175–186.

Thussu D.K. (ed.) (2009) Internationalizing Media Studies. London: Routledge.

 

Дата поступления в редакцию: 15.12.2020
Дата публикации: 17.02.2021