Архив



Медиапредставления об инвалидности: новые подходы к исследованию темы



Ксения Истомина

Ссылка для цитирования: Истомина К.Д. Медиапредставления об инвалидности: новые подходы к исследованию темы // Меди@льманах. 2021. № 2. С. 25–33. DOI: 10.30547/mediaalmanah.2.2021.2533

@ Истомина Ксения Дмитриевна
аспирантка кафедры периодической печати факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова (г. Москва, Россия), psy.ksenia.istomina@mail.ru



Ключевые слова: инвалидность и люди с ОВЗ, социализация и адаптация, интеграция, инклюзия, глухие.

В статье рассматриваются современные подходы к медиапрезентации проблем людей с инвалидностью. Представлены исследовательские перспективы нового обращения к теме. Показано, что на фоне интереса к проблематике социальной инклюзии необходимо обратиться к особенностям отдельных групп людей с ОВЗ, в частности к своеобразию потребностей людей с нарушениями слуха.
В статье представлены статистические, документированные и теоретические источники, которые планируется использовать в качестве базовой основы эмпирического исследования.

 

Введение

Поворот исследовательского внимания к гуманитарным ценностям общества («ант­ропологический поворот») как одному из основных факторов развития мироздания отчетливо обозначился во всем мире (Фролова, 2015). В информационное поле активно вовлекаются интересы различных общественных групп. Заинтересованность в проблемах социальной инклюзии растет, в том числе все больше внимания уделяется людям с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Достижение социальной гомогенности становится ориентиром социальной политики многих государств. Границы данной темы постоянно расширяются, наблюдается переход от постановки общих проблем инклюзии и интеграции к проблематике отдельных групп, которые по своим жизненным (психофизиологическим) проявлениям и потребностям отличаются друг от друга. К числу таких групп относятся и люди с разными видами инвалидности.

Медиакоммуникациям принадлежит важная роль в данном процессе, поскольку одной из базовых функций СМИ является социализация и социальная организация (Фомичева, 2007), в контексте которых массмедиа становятся агентом приобщения личности к обществу (Зейтунян, 2009). В настоящее время именно СМИ – наряду со школой, семьей, референтными группами – являются одним из основных социализирующих институтов в качестве наиболее доступного и наиболее влиятельного механизма формирования личности. Немаловажно и то, что сегодня баланс агентов социализации все больше смещается в сторону медиа. Проблему социальной адаптации и интеграции людей с ОВЗ необходимо рассматривать в том числе через освещенность данной тематики в различных средствах массовой информации. Результаты многочисленных исследований (Богдан, 2007; Домбровская, 2006; Петросян, 2011; Рябова, 2011; Романов, Ярская-Смирнова, 2010) показывают высокую включенность людей с ОВЗ в процесс восприятия массовой информации, их повышенное внимание к материалам СМИ. Вместе с тем медиа­-презентация инвалидов глубоко влияет на общественное мнение и устанавливает социальные нормы. Люди с ОВЗ редко становятся героями публикаций. А когда о них пишут, то часто используют негативные стереотипы: инвалиды становятся объектами жалости, нуждающимися в лечении, благотворительности, которые должны преодолеть трагическое и инвалидизирующее состояние. Или, наоборот, их представляют как супергероев, совершивших великие подвиги, чтобы вдохновить людей, не являющихся инвалидами, что также не способствует восприятию лиц с ОВЗ как «равных».

Повышая интерес к проблеме инвалидности и разнообразия людей с ОВЗ, средст­ва массовой информации могут активно способствовать эффективной и успешной интеграции людей с инвалидностью во все аспекты общественной жизни. Мы видим научную проблему в том, чтобы изу­чить состояние медийной практики в контексте адекватного, соответствующего совре­менным представлениям об инвалидности, отражения обозначенной ситуации. Настоящая статья посвящена обзору методологических оснований и постановке конкретных исследовательских задач.

 

Социализация, адаптация, интеграция, инклюзия: теоретические подходы

Логично, как мы полагаем, начать настоящий обзор с указаниями на статистику и профильные документы. В мире более 1 млрдлюдей с инвалидностью1, в России – 11 млн2. Людей с нарушениями слуха (непосредственный предмет нашего интереса) насчитывается в мире 466 млн человек3. Что касается лиц с данным недугом в России, то, к сожалению, в нашей стране не ведется серьезный статистический учет числа инвалидов по слуху, однако периодически озвучивается цифра в 13 млн, из которых 300 тыс. являются глухими4.

Лица с нарушениями слуха (глухие) принадлежат к культуре глухого сообщества, и именно через СМИ люди узнают о нем, об особенностях данной культуры, о правильной терминологии и т.д., именно СМИ создают некий портрет глухих сограждан и формируют отношение к ним. Однако, в связи с недостаточным уровнем распространения данной темы в массмедиа, в обществе глухие воспринимаются как «инвалиды» (физически ущемленные лица), в то время как сообщество глухих зачас­тую представляется как лингвистическое и культурное меньшинство, а сами глухие рассматривают глухоту как особенность, а не как инвалидность (Большаков, 2016).

Обратимся к документам. Работа Организации Объединенных Наций в интересах людей с ограниченными возможностями опирается на Конвенцию о правах инвалидов (резолюция 61/106 Генеральной Ассамб­леи ООН от 13 декабря 2006 г.), которая открывает путь к дальнейшему расширению прав и возможностей людей с ограниченными возможностями для улучшения их жизни и содействия их интеграции в общество наравне с другими. Ее цель заключается в защите и обеспечении полного и равного осуществления всеми инвалидами всех прав человека и основных свобод, а также в поощрении уважения присущего им достоинства5. Конвенция о правах инвалидов предписывает государствам повышать осведомленность и бороться со стереотипами, связанными с людьми с ограниченными возможностями, в том числе путем поощрения всех средств массовой информации к изображению людей с ограниченными возможностями в соответствии с уважением прав человека (как инвалидов в целом, так и глухих в частности). По состоянию на конец 2012 г. Конвенцию подписали 155 государств, 126 государств ее ратифицировали, в том числе Российская Федерация (в мае 2012 г. вступил в силу Федеральный закон № 46-ФЗ «О ратификации Конвенции о правах инвалидов»).

Конвенция изменяет само понимание инвалидности, признавая, что инвалидность – эволюционирующее понятие. Она является «результатом взаимодействия, которое происходит между имеющими нарушения здоровья людьми и отношенческими и средовыми барьерами, которые мешают их полному и эффективному учас­тию в жизни общества наравне с другими». Таким образом, в Конвенции признается, что человек является инвалидом не только в силу имеющихся у него ограничений, но и по причине тех барьеров, которые существуют в обществе.

Если мировое и национальные сообщества достигли понимания того, что люди с ОВЗ, включая глухих, «равны» всем другим гражданам и должны быть интегрированы в общество, уместно дать разъяснения того, что это означает. У термина «социализация» нет единого определения. Он описывается как процесс социального научения (Скворцова, 1998), результат социального взаимодействия людей (Горбунова, 2011), процесс ролевой тренировки (Ритцер, 2002), включения индивида в социальную систему путем интернализации общепринятых норм и ценностей (Ковалёв, 1997), приспособления личности к среде путем усвоения заданных обществом норм и правил (Piaget, 1932; Kohlberg, 1973), усвое­ния индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду и как активное воспроизводство системы социальных связей индивидом за счет его активной деятельности (Андреева, 2017). Обобщая все вышеперечисленные определения, социализация может быть определена как процесс научения индивида с целью успешного функционирования в обществе.

При обращении к понятию «адаптация» в различных зарубежных и отечественных источниках также можно найти большое количество определений. Это уравновешивание между какой-то системой и внешними условиями (Шустова, 1999), процесс вхождения человека в социальную группу (Мид, 2009), защитный механизм для преодоления психологического дискомфорта (Фестингер, 1999), набор приспособительных реакций для восстановления равновесия между человеком и средой (Шибутани, 1969), непрерывный коммуникативный процесс для вырабатывания новых способов взаимодействия с различными структурными элементами социальной среды (Свиридов, 2002), процесс и результат взаимодействия индивида (группы) с кардинально изменяющейся социальной средой (Шабанова, 1995), процесс вхождения индивида (группы) в новую социальную среду и ее освоения (Свиридов, 2002), механизм формирования базы для качественно новой ступени социализации (Самара, Петров, 2004). Термин «адаптация», по нашему мнению, может быть определен как процесс приспособления человека к внешним условиям, в том числе социальной среде.

В контексте вовлечения людей с ОВЗ в общество часто используется понятие «интеграция». Сам термин «интеграция» (от лат. integratio – восстановление, восполнение, соединение) означает процесс объединения частей в целое (Осипов, 1995). Однако данный термин носит комплексный, междисциплинарный характер и поэтому является общим предметным полем различных наук: философии, социологии, педагогики, психологии, медицины, культурологии, в связи с чем важно отметить, что в контексте данной статьи мы рассматриваем явление непосредственно социальной интеграции. Социальная интеграция рассматривается учеными как упорядоченное взаимодействие между индивидами, социальными группами, построенное на отношениях автономии и зависимости между его участниками (Гидденс, 2005). Сходство индивидов становится фундаментом социально-интеграционных процессов, при этом крайне важна степень данного сходства и его специфика, характерные черты (Сорокин, 2002); интеграция социальной системы строится на базе общих для всех ее членов ценностей и норм (Park, 1969); социальная интеграция есть полная интеграция общества (Седов, 1995). Таким образом, термин «интеграция» может быть определен как активное взаимодействие между индивидами на базе социума.

Также важным нам представляется дать определение часто встречающемуся в контексте инвалидности понятию «инклюзия», что в переводе с английского (inclusion) означает включенность (Близнюк, 2016), процесс реального включения людей с инвалидностью в активную общественную жизнь. Концепция социальной инклюзии лиц с ОВЗ строится на идее инклюзивного общества, где разнообразие видится ресурсом устойчивого социального развития и обеспечивается равное отношение и сопричастность к общечеловеческой культуре во всех социальных практиках всем без исключения людям (Афонькина, 2015). Здесь необходимо обратить внимание на отличия инклюзии от интеграции, т.к. у данных понятий, безусловно, присутствуют общие черты. Инклюзия предполагает не простое пространственное помещение человека с ОВЗ в общую среду, а создание условий, необходимых человеку для успешного функционирования в данной среде. Интеграция, в свою очередь, выступает результатом инклюзии – неких акций включения лиц с ОВЗ в широкое сообщество с целью приобщить их к определенным практикам или культурному процессу и активно укреплять у них чувство принадлежности к обществу. Суть инклюзии в том, чтобы в группе были созданы условия для полной включенности каждого. Таким образом, инклюзия может быть определена как деятельность по формированию условий среды, способствующих успешной интеграции человека с ОВЗ в общество.

Проблема социальной адаптации и интеграции лиц с ограниченными возможнос­тями здоровья остается одной из самых актуальных, требующих от общества не только ее понимания, но и участия в этом процессе специализированных учреждений и структур (Мазунина, 2014). Многие из тех проблем, которые испытывают люди с инвалидностью и их семьи, возникают по причине общественных предубеждений (Горбунова, 2011). Актуальность данной темы определяется тем фактом, что СМИ как отражают, так и во многом формируют ценностные ориентации общества, в том числе и отношение населения к проблеме инвалидов. Средства массовой информации выступают важным фактором социальной адаптации этой категории граждан, не только определяя их систему ценностей, но и влияя на отношение общества к ним.

 

Медиапрактика: состояние и проблемы

Согласно исследованию М.А. Мазуниной (2014), из 180 опрошенных респондентов 54% указывают на недостаточный уровень освещенности социальной инклюзии людей с инвалидностью в СМИ и выражают желание более широкого ее распространения. Но даже при активном росте упоминаний данной тематики в СМИ, существуют проблемы, требующие решения. Присутствие человека как персонажа в массовых информационных потоках, как правило, имеет спонтанный характер, в результате чего далеко не всегда создается полный и адекватный его медиаобраз; не гарантирует­ся надежность оценок и рекомендаций, давае­-мых журналистами по поводу активности человека, разрешения им тех трудностей, с которыми он сталкивается и через пре­одоление которых осуществляется развитие его самого, страны, всего мирового сообщества (Фролова, 2014). Транслируемый медиаобраз человека с инвалидностью не всегда является полноценным и близким к современным реалиям, в то время как многие из тех проблем, которые испытывают эти наши сограждане, их семьи, возникают по причине общественных предубеждений (Шустова, 1999), и в том числе подкрепляются информацией из СМИ. Различные сообщества (как гражданские, так и профессиональные) находятся на разных этапах осознания этой проблемы.

Приведем пример. Говоря непосредственно о слабослышащих, журналисты проявляют значительную долю некомпетентности. В массовом сознании россиян восприятие образа глухого человека до сих пор не имеет цельности и наполнено стереотипами, а транслируемая массмедиа информация зачастую бывает неверна. Явным свидетельством недостаточного понимания самой культуры глухих служит тот факт, что такое популярное СМИ, как «Московский комсомолец», вплоть до 2018 г. использовало некорректное слово «глухонемой», информационный портал Life употреблял его до 2019 г., а агентство «Интерфакс» применяет его до сих пор. И это несмотря на то, что уже со второй половины XX в. термин «глухонемой» стал выходить из употребления, т.к. глухие люди в разной степени могут использовать устную речь, в связи с чем они не являются немыми, а употребление данного термина считается неполиткорректным и неэтичным.

Основываясь на результатах медиамониторинга (центральные и московские газеты, российские интернет-порталы, блоги и сайты средств массовой информации, час­тично или полностью касающиеся проблем инвалидов), можно констатировать, что социальная позиция людей с ограниченными возможностями в СМИ чаще всего отражает их уязвимость, зависимое положение (Мазунина, 2014), что не способствует построению образа полноценного и социально включенного индивида, а это, в свою очередь, влияет на процесс социальной адаптации. Таким образом, социализирующая роль медиа в России не только не реализуется в надлежащем объеме, но иногда имеет обратный эффект. Наличие такого рода проблем диктует необходимость исследовать данный феномен. Наше внимание сконцентрировано на проблемах сообщества слабослышащих и глухих людей, поскольку, как отмечено выше, образ жизни отдельных групп людей с инвалидностью весьма различен и, соответственно, его медиапрезентация нуж­дается в специфических подходах.

 

Перспективы и задачи исследования

Новизна темы обусловлена практически полной неизученностью медиапрезентации сообщества глухих среди российских ученых. Существуют работы отечественных авторов, посвященные изучению медиа в данном контексте, однако они крайне немногочисленны и направлены на исследование цифровых социальных медиа (Жилавская, Широбокова, 2013; Шамсутдинова, 2018, 2019), в то время как в современных российских исследованиях отсутствуют труды, касающиеся опыта традиционных СМИ, чрезвычайно значимых для людей с нарушениями слуха. Исследовательский интерес, как мы полагаем, должен быть направлен на общероссийские общественно-политические СМИ ввиду их типологического статуса, в соответствии с которым можно определить, в какой мере названная нами проблема понимается обществом в целом, какие тематические ракурсы в ней представлены, какова глубина и последовательность обращения к ним. Следует обратить внимание и на процесс исторического развития специа­лизированной прессы (в России первая зафиксированная deaf-пресса датируется 1916 г. и издается до сих пор, а экспертные интервью редакторов дополнят эту часть исследования), и на специализированные СМИ для глухих, сопоставить контент «внутренний» и «внешний». Данная статья предполагает использование междисциплинарного подхода на стыке медиа, социологии и психологии, количественных и качественных методов анализа.

Одной из основных задач исследования является сравнение опыта отечественных массмедиа с аналогичной практикой зарубежных СМИ, которые осознали важность работы по социальной инклюзии людей с ОВЗ ранее и существенно продвинулись на этом пути. Изучение такого опыта может быть полезным для российской журналистики. По оценке некоторых исследователей, в США отношение общества к инвалидам отличается от такового в России (Сарычев, 2015). Это стало возможным благодаря активным действиям людей с ОВЗ в 1940−1960 гг. Уже в 1974 г. в США вступил в силу «Закон о реа­билитации», запрещающий дискриминацию по причине инвалидности, а в России Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» № 181-ФЗ (последняя редакция) был принят только в ноябре 1995 г. Отметим и более развитую систему социальной адаптации и интеграции глухих в США, а также тот факт, что культура американских и российских глухих имеет общие корни, обусловленные влиянием французской школы (Wilbur, 1979). Более того, американский жестовый язык (ASL) и русский жестовый язык (РЖЯ) находятся в одной языковой группе, что также свидетельствует о сходстве внутренних проблем глухих двух стран (Wittmann, 1991). В подтверждение мы провели предварительный количественный замер российских и американских СМИ (см. табл. 1, 2).

Полученные данные показали, что час­тота упоминаний глухих в американских СМИ более чем в два раза превышает аналогичный показатель отечественных масс­медиа. Мы планируем провести качественный контент-анализ всех упоминаний глухих в данных СМИ с целью выявления стратегий медиапрезентации глухого сообщества и высказать предположения о взаимосвязи между уровнем социализации и полученными данными, а также провести сравнительный анализ отечественных и американских СМИ с целью выявления задач, которые стоят перед российскими СМИ, и формулирования рекомендаций.

Таблица 1. Количество публикаций о глухих в российской прессе (2019 г.)

Российская газета

Независимая газета

Московский комсомолец

Комсомольская правда

Известия

Итого

Среднее

8

0

17

21

7

53

10,6


Таблица 2. Количество публикаций о глухих в американской прессе (2019 г.)

The New York Times

Washington  Post

The Boston Globe

The San Francisco Examiner

Los Angeles Times

Итого

Среднее

17

74

13

13

16

133

26,6

 

Заключение

Проблема изучения способов оптимизации отечественной медиапрактики по решению проблемы социальной инклюзии людей с ОВЗ имеет немалые исследовательские перспективы ввиду антропологического поворота в науке, ориентации на адаптацию и интеграцию людей с инвалидностью. Такое исследование, ориентированное на потребности и интересы 13 млн наших сограждан, а также на развитие общества в целом, своевременно и, соответственно, востребовано. Однако несмотря на актуальность, подобных исследований недостаточно как среди отечественного, так и среди зарубежного научного сообщества. (проведенные ранее исследования подтверждают этот факт). Наличие профессиональных проблем, этических просчетов в отечественных СМИ диктует необходимость направить внимание аналитиков в данное русло.

Изменение медийной практики в отечественных СМИ может стать мощной силой для преодоления заблуждений общества относительно людей с ограниченными возможностями. В перспективном исследовании, как мы стремились показать, необходимо опираться на современные концепции инвалидности. Медиарепрезентация этой проблематики будет означать расширение тематики, развитие жанровой структуры, распространение внимания на отдельные категории людей с ОВЗ ввиду различия их практик повседневности. Важным шагом нам представляется уход от «дискурсов исключительности», в границах которых объект нашего внимания показывается как «жертва» или «герой». Это этически не­оправданно и не вписывается в базовую для нас концепцию социальной инклюзии.

Методологически важно изучить и общественно-политические СМИ, и специа­лизированные, сопоставляя их концепции и медиапрактики в поисках резервов оптимизации. Учет мировых практик, обратившихся к проблемам социальной интеграции людей с ОВЗ раньше отечественных медиа, также важен. Повышая осведомленность граждан об этих людях, способствуя общественному пониманию проблем инвалидности и разнообразия людей с инвалидностью, СМИ могут активно способствовать эффективной и успешной интеграции людей с ограниченными возможностями здоровья во все аспекты общественной жизни.

 

Библиография

Андреева Г.М. Социальная психология: учеб. пособие. М.: Аспект Пресс, 2017.

Афонькина Ю.А. Социальная инклюзия лиц с инвалидностью и проблема человеческого достоинства // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). 2015. № 11 (55). С. 149–162.

Близнюк О.А. Формирование понятия «Инклюзивное образование» в зарубежной педагогике в контексте развития инклюзии // Педагогика. Вопросы теории и практики. 2016. № 4. C. 20–24.

Богдан Е.Н. Медиаобраз России как средство консолидации общества: структурно-функциональные характеристики: автореф. дис. ... канд. филол. наук. М., 2007.

Большаков Н.В. От девиации к идентичности: трансформация научных подходов к пониманию глухоты // Журнал социологии и социальной антропологии. 2016. Т. XIX. № 2 (85). С. 160–173.

Гидденс Э. Устроение общества: Очерк теории структурации. М.: Акад. проект, 2005.

Горбунова М.Ю. Символический интеракционизм как методологическое основание исследования эмоций в социологии // Изв. Саратовск. ун-та. 2011. Т. 11. Сер.: Социология. Политология. С. 10–14.

Домбровская А.Ю. Роль СМИ в процессе социальной адаптации инвалидов в современной России: дис. … канд. социол. наук. Тула, 2006.

Жилавская И.В., Широбокова А.А. Медиаобразовательный проект «Интернет-журналистика для глухих детей»: из опыта реализации // ОТО. 2013. № 2. С. 595–603.

Зейтунян М.А. Роль СМИ в процессе социализации молодежи // Вестн. Адыгейск. гос. ун-та. Сер. 1: Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология. 2009. № 1. С. 142–146.

Ковалёв А.Д. Формирование теории действия Тэлкотта-Парсонса // История теоретической социологии: в 4 т. Т. 3. М.: Канон, 1997. С. 150–179.

Мазунина М.А. Современные российские СМИ как инструмент отражения процесса социальной интеграции лиц с ограниченными возможностями здоровья // Историческая и социально-образовательная мысль. 2014. № 4 (26). С. 304–307.

Мид Дж. Г. Избранное: сб. переводов / сост. и пер. В.Г. Николаев; отв. ред. Д.В. Ефременко [Сер.: Теория и история социологии]. М.: РАН. ИНИОН, 2009.

Осипов Г.В. Энциклопедический социологический словарь / под общ. ред. Г.В. Осипова. М.: Изд-во ИСПИ РАН, 1995.

Петросян В.А. Интеграция инвалидов в российское общество: дис. … д-ра социол. наук. М., 2011.

Ритцер Дж. Современные социологические теории. 5-е изд. СПб.: Питер, 2002.

Романов П.В., Ярская-Смирнова Е.Р. Инвалиды и общество: двадцать лет спустя // Социологические исследования. 2010. № 9. С. 50–58.

Рябова А.А. Журналистика как инструмент социальной интеграции людей с инвалидностью: автореф. дис. … канд. филол. наук. М., 2011.

Самара Г.Н., Петров Д.С. Социокультурная адаптация молодежи в период радикальных трансформаций. М.: ООО «Фирма Светотон ЛТД», 2004.

Сарычев М.Р. История социальной поддержки инвалидов в США // Физика. Технологии. Инновации: сб. науч. тр. Вып. 1. Екатеринбург: УрФУ, 2015. С. 330–336.

Свиридов Н.А. Адаптационные процессы в среде молодежи (дальневосточная ситуа­ция) // Социологические исследования. 2002. № 1. С. 90–95.

Седов Л.А. Концепции социальной интеграции // Энциклопедический социологический словарь / под общ. ред. Г.В. Осипова. М.: Изд-во ИСПИ РАН, 1995.

Скворцова Т.Г. Социализация студенчества в условиях переходного периода российского общества: дис. … канд. социол. наук. Рыбинск, 1998.

Сорокин П.А. Социальная аналитика. Анализ элементов взаимодействия // Теоретическая социология: Антология: в 2 ч. / пер. с англ., фр., нем., ит. / сост. и общ. ред. С.П. Баньковской. Ч. 2. М.: Кн. дом «Университет», 2002.

Фестингер Л. Теория когнитивного диссонанса = A Theory of Cognitive Dissonance / пер. А. Анистратенко, И. Знаешева. СПб.: Ювента, 1999.

Фомичева И.Д. Социология СМИ: учеб. пособие. М.: Аспект Пресс, 2007.

Фролова Т.И. Гуманитарная повестка российских СМИ. Журналистика, человек, общество [Сер. «Академические монографии»]. М.: МедиаМир, 2014.

Фролова Т.И. Гуманитарная повестка российских СМИ: теоретическая модель, журналистские практики, стратегии развития: дис. … д-ра филол. наук. М., 2015.

Шабанова М.А. Социальная адаптация в контексте свободы // Социологические исследования. 1995. № 9. С. 81–88.

Шамсутдинова Ю.Ф. Проблемы использования социальных медиа людьми с ограниченными возможностями зрения // МедиаАльманах. 2018. № 2. С. 68–78.

Шамсутдинова Ю.Ф. Онлайн-сообщества для глухих и слабослышащих людей в популярных социальных медиа России: количественные и качественные характеристики // Медиаскоп. 2019. Вып. 3. Режим доступа: http://www.mediascope.ru/2570

Шибутани Т. Социальная психология. М.: Прогресс, 1969.

Шустова Н.Е. Социальная адаптация личности: дис. … канд. социол. наук. Саратов, 1999.

 

Kohlberg L. (1973) The Claim to Moral Adequacy of a Highest Stage of Moral Judgment. Journal of Philosophy. The Journal of Philosophy 70 (18): 630–646. DOI: 10.2307/2025030

Park R. (1969) Assimilation. In: Introduction to the Science of Sociology. Ed. by R. Park and E. Burgess. Chicago; L.: Chicago Univ. Press, pp. 734–739.

Piaget J. (1932) The Moral Judgment of the Child. London: Kegan Paul, Trench, Trubner and Co.

Wilbur R.B. (1979) American Sign Language and Sign Systems. Baltimore: Univ. Park Press.

Wittmann H. (1991) Classification linguistique des langues signées non vocalement. Revue québécoise de linguistique théorique et appliquée 10 (1): 215–288.

 

Примечания

1 Всемирная Организация Здравоохранения. Инвалидность и здоровье. Режим доступа: https://www.who.int/ru/news-room/fact-sheets/detail/disability-and-health (дата обращения: 10.10.2010).

2 ФГИС ФРИ (Федеральный реестр инвалидов). Режим доступа: https://sfri.ru/analitika/chislennost/chislennost?territory=1 (дата обращения 25.10.2010).

3 Всемирная Организация Здравоохранения. Глухота и потеря слуха. Режим доступа: https://www.who.int/ru/news-room/fact-sheets/detail/deafness-and-hearing-loss (дата обращения: 25.10.2020).

4 Агентство социальной информации. В Москве состоялась конференция «Глухие могут все: трудоустройство без барьеров». Режим доступа: https://www.asi.org.ru/report/2019/09/27/moskva-gluhie-trudoustrojstvo-konferentsiya/ (дата обращения: 05.09.2020).

5 Организация Объединенных Наций. Конвенция о правах инвалидов. Режим доступа: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/disability.shtml (дата обращения: 25.10.2020).