Архив



Телеграм-журналистика: информационные проекты в мессенджерах как новые массмедиа



Валерия Олешкевич

Ссылка для цитирования: Олешкевич В.В. Телеграм-журналистика: информационные проекты в мессенджерах как новые массмедиа // Меди@льманах. 2022. № 5 (112). С. 74−84. DOI: 10.30547/mediaalmanah.5.2022.7484

DOI: 10.30547/mediaalmanah.5.2022.7484
EDN: SZDRKW

© Олешкевич Валерия Владимировна
доцент Высшей школы печати и медиатехнологий Санкт-Петербургского государственного университета промышленных технологий и дизайна (г. Санкт-Петербург, Россия), o_valeri@mail.ru



Ключевые слова: Telegram, канал, мессенджер, СМИ, социальные сети.

В статье исследуются телеграм-каналы Mash, Varlamov News и «Осторожно, новости» в связи с резким ростом их популярности в период начала специальной военной операции на Украине.
В ходе исследования выявлены и изучены индивидуальные и схожие приемы их деятельности, а также определены инструменты журналистской работы, которые помогают им в настоящее время позиционировать себя как представителей телеграм-журналистики и конкурировать с традиционными СМИ.

 

Журналистика в блогах

Разграничения между первыми онлайн-СМИ и блогерством возникли сразу с их появлением в 1990 гг. Основной их показатель состоит в том, что деятельность журналистов регулирует Закон РФ «О средствах массовой информации» от 27.12.1991 № 2124-11, в то время как блог – пространство, которое ограничивается лишь политикой той соцсети, на которой он ведется. Первые блоги появлялись как авторские проекты и тут же вступили в конкуренцию со СМИ. Блогеры утверждали, что «традиционные СМИ» и «выросшие» из них интернет-СМИ «неправильно селектируют информацию...тем самым они отказывают во внимании к действительно актуальным событиям, следуя социальной конъюнктуре» (Калмыков, Коханова, 2018: 57).

В последние годы социальные сети стали площадкой для журналистской деятельности, что оказало большое влияние на статистику посещаемости сайтов традиционных СМИ (Молчанова, 2012: 98). Бум журналистики в блогах произошел в 2017 г., когда на площадке YouTube появился канал «вДудь», который можно назвать первым блог-каналом, начавшем работать в формате журналистики (Бельченко, 2018: 210–211). Здесь выкладывались интервью журналиста Юрия Дудя, отличающиеся нетипичными для интервью традиционных СМИ критериями: интимные вопросы, резонансные темы, многоплановость кадра, ненормативная лексика и пр. (Полякова, 2021: 1463).

Вслед за каналом «вДудь» стала наблюдаться тенденция «перехода» журналистики в блоги и, как следствие, ее видоизменение. С «переходом» журналистики на иные, нетрадиционные для нее площадки, произошло классифицирование медийных систем (Качкаева, Шомова, 2017: 36). И социальные сети, согласно ему, входят в категорию новых медиа со своими особенностями вещания, традициями и даже языком.

Постепенно в социальные сети стали приходить журналисты, работающие в других жанрах: расследователи, репортеры, комментаторы и новостники. Это связано с широким спектром возможностей, которые открылись журналистам в соцсетях. Среди них, например, неограниченный хрономет­раж видеоматериала (например, в YouTube можно выкладывать сюжеты, репортажи, расследования и интервью длительностью в несколько часов), контакт с аудиторией в режиме онлайн (так, в Instagram2 и YouTube можно выходить в прямые эфиры), связь с аудиторией напрямую – через комментарии и личные сообщения (direct). Кроме того, конечно, безграничность форматов передачи информации с точки зрения языка и стиля, а также скорость публикации. Если в традиционных СМИ существуют периодичность выхода материалов и понятие «формат» издания, то в социальных сетях у журналистов и блогеров этих ограничений нет: можно вещать в режиме исчезающего контента, без оформления особым образом, а также размещать краткие посты, не требующие особых затрат по времени их верстки и публикации.

 

Социальные сети как новые СМИ

По результатам глобального исследования Digital 2021 в прошлом году две трети мирового населения проводили в социальных сетях в среднем около четырех часов в сутки, в России социальными сетями пользовались 67,8% населения3. Люди ежедневно заходят в соцсети для того, чтобы, во-первых, найти информацию, во-вторых, общаться с друзьями и семьей, в-третьих – оставаться в курсе новостей и событий. Таким образом, пользователь соцсетей может выполнить на одной площадке несколько задач (Топчий, 2018: 218). Это преимущество побудило журналистов (без наличия официального сайта, канала или печатного продукта) создавать медиа­контент сразу в социальных сетях.

Немаловажным является и то, что с появлением журналистских продуктов на новых медийных площадках снизился интерес молодой аудитории к традиционным массмедиа, в числе которых и онлайн-СМИ (Градюшко, 2019: 9). Яркие примеры развития новых СМИ сейчас актуально рассматривать в мессенджерах, особенно в Telegram. И «главным свидетельством того, что телеграм-каналы сегодня стали альтернативой традиционным СМИ и СМК, является не размер аудитории и даже не статистика просмотров, а то, что многие крупные СМИ активно ссылаются на информацию, получаемую через телеграм-каналы» (Белокопытова, 2021: 253).

Telegram – это мессенджер (от англ. messenger – курьер, посланник), который представляет собой программу для мгновенного обмена сообщениями и информацией. Таким образом, мессенджер как площадка для деятельности редакции – это персональное предоставление информации своему читателю, которое приходит к нему как личное сообщение (Татур, Кознова, 2019: 548). Но при этом такая функция может быть рассмотрена и в другом аспекте: в настоящий момент в Telegram отсутствуют варианты группировки каналов таким образом, чтобы они не смешивались с личными сообщениями или чат-ботами, т.е. нет функции умной ленты, которая уже давно применима, например, в социальной сети «ВКонтакте».

Примечательно, что ни Viber, ни WhatsApp, которые появились раньше Telegram, не использовались как площадки для журналистской деятельности. А разработчики Telegram в 2015 г. ввели функцию создания публичных каналов (Channels), которая позволяла одному человеку или группе лиц создать собственную площадку для вещания на широкую аудиторию (Парфенова, 2018). Эта возможность напоминала по своей природе новостную ленту, которая присутствует на сайтах многих онлайн-СМИ.

О значимости телеграм-каналов в медийной сфере сейчас может свидетельствовать то, что, во-первых, лидер в мониторинге СМИ компания «Медиалогия» рассматривает журналистские каналы как самостоятельный сегмент в медиаиндустрии – «Телеграм-каналы СМИ», во-вторых, в мессенджер пришла аналитика, которая характерна для качественных СМИ. Так, «каналы Telegram стали неким синтезом профессиональной политической аналитики, размышлений о действиях правительства, прогнозов о будущих назначениях, решениях или событиях, которые могли бы сформировать политическую повестку Российской Федерации» (Зимарин, 2020: 356). О популярности политических тем в телеграм-каналах говорит и Д.В. Соколова (2017). На основе исследования эмпирического материала она отмечает, что у пользователей мессенджера пользуются спросом анонимные каналы политической тематики. Это может быть связано с тем, что аудитория не различает источник информации, а также с тем, что СМИ, имеющие официальный сайт, используют Telegram в большей степени как площадку для дистрибуции новостей. Они прикреп­ляют гиперссылки на материалы, опубликованные на основном сайте, с целью повысить охват. При этом сейчас сложно оценить результативность такого метода публикаций.

В 2022 г. мы наблюдаем процесс активного преобразования телеграм-каналов СМИ в самостоятельные журналистские продукты, действующие в рамках системы СМИ. Подобно тому, как в труде «Система средств массовой информации России» (Засурский (ред.), 2001) подробно изучены типологические изменения печатной прессы в условиях меняющегося информационного пространства начала 2000 гг., мы предпримем попытку оценить изменения в деятельности онлайн-форматов СМИ. Так, сейчас федеральные телеграм-каналы СМИ, как в свое время печатные издания, открывают региональные. Например, @readovkanews (Readovka) – федеральный канал имеет региональные ответвления: @readovkatrue (Белгородская и Курская области), @readovka (Смоленская область).

В настоящий момент в Telegram активно развиваются способы коммуникации авторов каналов с их пользователями. Благодаря возможности размещать медиафайлы, пользователь мессенджера может просматривать телевизионные сюжеты в телеграм-канале и слушать музыку, которая продолжает звучать даже во время блокировки экрана. Эти функции сближают формат работы мессенджера с теле- и радио­форматами и позволяют рассматривать его как одну из коммуникационных подсистем журналистики (Прохоров, 2011: 238).

Сходство работы мессенджера и СМИ заключается и в том, что сейчас в телеграм-каналах СМИ возможно размещение рек­ламных постов и гиперссылок, переводящих на рекламодателя, что повторяет модель деятельности коммерческих онлайн-изданий. Как отмечает Е.Л. Вартанова, реклама – первый и главный источник финансирования СМИ, «информация, нужная потребителю, предпринимателю, аудитории» (Вартанова, 2003: 66). И телеграм-журналистика наследует традиции работы классических форм СМИ с коммерческим материалом. Благодаря функциям гиперссылок, сопровождения материала мультимедийными средствами и хештегами, подача рекламного контента в Telegram схожа с размещением на сайтах электронных СМИ.

Сегодня у авторов телеграм-каналов появляется все больше возможностей уходить от одностороннего общения с аудиторией и вовлекать ее в жизнь канала. Постоянно развивающиеся технологии позволяют пользователям не только оставлять реакции-эмодзи и участвовать в голосованиях, как это было возможно еще в 2017 г. (Соколова, 2017), но и наблюдать за стримами, участвовать в прямых эфирах, оставлять комментарии под публикациями и не только.

 

Выборка исследования и критерии анализа

По данным «Медиалогии», в 2021 г. рейтинг телеграм-каналов СМИ по просмотрам возглавили @breakingmash (Mash) и @bazabazon (Baza)4. В прошлом году ауди­тория Mash насчитывала 1 млн подписчиков, среднее количество просмотров одного поста – 393,1 тыс. У канала Baza количество подписок составило 442,5 тыс., среднее количество просмотров одного поста – 196,6 тыс.

В январе текущего года тенденция сохранилась: на конец января у канала Mash было уже 1,246 млн подписчиков, один пост в среднем просматривали 418,9 тыс. человек, у канала Baza количество подписок возросло до 556, 6 тыс., а просмотр постов вырос до 225,7 тыс. в сутки. В пятерку лидеров телеграм-каналов СМИ за январь 2022 г. вошли также каналы @shot_shot, @varlamov_news и @ostorozhno_novosti5.

Однако мы обратили внимание на то, что в конце февраля и начале марта ситуация с телеграм-каналами СМИ, входящими в пятерку лидеров по рейтингу «Медиа­логии», начала меняться. Так, сведения о количестве подписчиков 15 марта нынешнего года показывают, что на первый план по читаемости стали выходить каналы, принадлежащие блогерам. Так, если канал Varlamov News (@varlamov_news) по рейтингу «Медиалогии» в январе 2022 г. насчитывал 708,4 тыс. подписчиков и занимал четвертую позицию в пятерке лидеров телеграм-каналов СМИ, то в обозначенный период – уже 1 242 660. То же произошло и с каналом «Осторожно, новости» (@ostorozhno_novosti), который принадлежит Ксении Собчак. В январе текущего года он насчитывал 383,8 тыс. подписчиков (пятая позиция в рейтинге), а в марте был отмечен существенный прирост – до 1 128 337 подписчиков. В это же время аудитория канала Baza составляла всего 651,5 тыс. пользователей, а канала Shot (третье мес­то в январе с показателем 402,6 тыс. подписчиков) – 527,3 тыс.

Мы остановили свое внимание на постах, которые выходили с 24 февраля (день начала специальной военной операции на Украине) по 15 марта на каналах Mash, Varlamov News и «Осторожно, новости», как лидерах телеграм-каналов СМИ по количеству подписчиков. Для этого были определены следующие методы: выборка, контент-анализ, сравнение и систематизация. Мы детально остановились на рассмотрении особенностей работы каждого канала, проанализировали посты, выходящие в указанный нами промежуток времени, выявили индивидуальные черты работы каждого канала.

 

Феномен Mash

Mash6 – информационный канал, который специализируется на оперативной трансляции новостей. В связи с тем, что свою деятельность Mash осуществляет в социальных сетях, направление издания соответствует тенденциям распространения информации в данном виде медиа: оперативные заметки с указанием источника информации, а также периодическим подкреплением письменной информации видеороликом или фотографией.

В указанный нами период времени Mash размещал в среднем 60 постов в сутки. Наибольшее количество публикаций пришлось на 24 февраля – 165 постов7. В день начала спецоперации на Украине Mash с указанием на источник выпускал краткие информационные посты с интервалом в несколько минут, зачастую умещающие­ся в одно предложение, и сопровождал некоторые сообщения мультимедийными файлами.

Так, в 12:55 по мск был опубликован пост-видео (длительность 2 мин 45 сек) с докладом официального представителя Министерства обороны РФ Игоря Конашенкова. Пост сопровождают главные тезисы его выступления: «Оборона украинской армии прорвана. Украинские пограничники не оказали сопротивления, многие военнослужащие покинули позиции. Подраз­деления ВСУ продолжают обстрел городов Донбасса». Стоит отметить, что после каждого выпуска сюжетов с отчетами И. Конашенкова на официальных телеканалах, Mash дублировал их в телеграм-канале с краткими тезисами.

Впрочем, стоит заметить, что фото- и видеоматериалы необязательны в постах телеграм-канала Mash, т.к. авторы специа­лизируются на текстовой информации. Это можно объяснить тем, что площадкой для размещения видеоконтента Mash выбрал Instagram. В нем редакция размещает короткие ролики, которые выступают как полноформатный журналистский видеосюжет, где вместо закадрового текста транслируются субтитры. Подписи к таким роликам краткие и являются дополнением к видеоряду. В телеграм-канале ставка делается на текст, посты иногда могут сопровождаться фотографиями, скриншотами и документами, но лишь в том случае, когда содержат в себе дополнительную фактологическую информацию. Инфографику, которая была отобрана или создана сотрудниками канала или его читателями, Mash помечает водяным знаком, указывая тем самым на достоверность информации (см. рис. 1.).

 

mediaalmanah.5.2022.7484-01.png

Рисунок 1. Пример постов с инфографикой телеграм-канала Mash, отмеченных логотипом и водяным знаком канала (пост от 09.03.2022)

 

В период с 24 февраля по 15 марта 2022 г. редакция часто публиковала краткие информационные сводки: «Россия ограничивает использование своего неба для британских самолетов (в том числе для транзита) – Росавиация» (пост от 25 февраля); «Сотрудники ИТ-компаний России получат отсрочку от армии и возможность оформить льготную ипотеку – Мишустин» (2 марта); «Турция не хочет быть стороной санкций против России. Анкара на стороне дипломатии – Минэнерго Турции» (12 марта).

Еще одна схожесть публикаций в телеграм-канале с новостной лентой в интернет-СМИ – отсутствие заголовков. В мессен­джере существует функция выделения текста в нескольких стилях. Mash же, подобно новостной сводке на стартовых страницах «РИА Новости», «Лента.ру», ТАСС, публикует последние информационные сообщения без текстовых выделений. Полужирным шрифтом редакция выделяет лишь цитаты героев постов.

Также в телеграм-канале Mash отключены инструменты взаимодействия с читателем и его вовлечения (нет комментариев и нельзя оценить пост посредством реакции-эмодзи).

Согласно данным TGStat8, суммарное количество просмотров, публикаций канала Mash за сутки 24 февраля составило 63 713 947 просмотров (23 февраля – 11 553 004 просмотра), а 15 марта показатель просмотров снизился до 44 843 214.

Mash является каналом в социальных сетях и не имеет свидетельства о регистрации СМИ, но при этом медиапродукт канала соответствует продукту официальных СМИ. Деятельность Mash в Telegram можно сравнить с функционированием информационных агентств, которые ведут аккаунты в социальных сетях, могут выполнять роль самостоятельного масс­медиа и тем самым завоевывать собственную аудиторию и отслеживать динамику потребления собственного продукта (Харланова, 2019: 141). Они также нацелены на быстрое сообщение новостей (чаще передают информацию в жанре заметки) и не ориентированы на взаимодействие с аудиторией. Канал Mash безоценочно, оперативно и кратко предоставляет последние новости, что помогает молодежи оставаться в курсе событий происходящего.

 

Феномен Varlamov News

Телеграм-канал Varlamov News9 принадлежит Илье Варламову – блогеру, урба­нис­ту и путешественнику. Он ведет свою блогерскую деятельность на нескольких площадках, в том числе на популярных платформах YouTube и Instagram, которые называются идентично Varlamov: публикует посты и видеоролики о путешествиях по миру и городам России, выражает мнение о социальных и политических вопросах.

Название телеграм-канала И. Варламова – Varlamov News – схоже с названиями крупных СМИ (например, Daily News, Fox News). Блогер таким образом подчеркивает, что его телеграм-канал, в отличие от остальных площадок, предназначен для трансляции новостного контента, и позиционирует его как «новостной канал от @varlamov». По данным TGStat10, 99 постов – это максимальное количество, которое выходило в телеграм-канале Varlamov News до начала событий на Украине. 24 февраля отмечается резкий прирост – 373 поста за сутки. В исследуемый нами промежуток времени на канале в среднем выходило около 100 постов в день.

Varlamov News, как и канал Mash, в период с 24 февраля по 15 марта 2022 г. представлял безоценочную сводку последних общемировых событий. Однако мы отметили и индивидуальные черты ведения канала, сближающие его работу с деятельностью СМИ. На канале Varlamov News доступны реакции-эмодзи, посредством которых читатель канала может выразить свое отношение к событию. Такая функция оценивания материалов посредством эмодзи внедрена, например, на сайте «РИА Новости».

На канале Varlamov News на пост можно оставить одну из четырех реакций, т.е. автор канала предоставляет читателю возможность оценить новостное сообщение, тем самым вовлекая его в жизнь канала. Другие инструменты вовлечения отключены.

Автор канала часто публикует видео- и фотоматериалы, сопровождая их кратким текстом. Блогер размещает и исключительно текстовые посты, но они набирают меньше просмотров, чем мультимедийные посты. К тому же стоит отметить, что в отличие от Mash посты Varlamov News часто сопровождают целый ряд фотографий или видеороликов, представляющих галерею материала для визуального ознакомления с ситуацией. Наличие предупреждения о возрастном ограничении контента11 сближает телеграм-канал И. Варламова с традиционными СМИ (см. рис. 2).

 

mediaalmanah.5.2022.7484-02.png

Рисунок 2. Пример предупреждения о возрастном ограничении контента мультимедийных постов в телеграм-канале «Varlamov News» (14.03.2022)

 

Резюмируя, можно заключить, что телеграм-канал Varlamov News близок по своей деятельности к СМИ. В своем телеграм-канале автор выдерживает нейтральную позицию: оперативно публикует новостную информацию со ссылкой на источники, указывает авторов фото- и видеоконтента. Из своего личного телеграм-канала «Илья Варламов» автор репостит в Varlamov News исключительно информационные посты (например, со ссылками на блогерские площадки Варламова или на платежные системы, через которые можно оказать финансовую поддержку каналу).

Таким образом, рост популярности телеграм-канала Varlamov News мы можем объяснить, во-первых, качественной журналистской работой в период информацион­ной войны12, связанной с началом спец­операции. Во-вторых, доверием к автору, который начинал свою блогерскую деятельность еще в «Живом Журнале» и продолжает активно вести ее сейчас (его аккаунт в Instagram насчитывает 1,4 млн подписчиков, в YouTube – 3,33 млн). В-третьих, на канале Varlamov News читатель при помощи минимальных инструментов может почувствовать себя участником информационного потока – оставить реакции-эмодзи и оценить по их количеству реакции других читателей.

 

Феномен «Осторожно, новости»

Телеграм-канал «Осторожно, новости»13 принадлежит Ксении Собчак, которая так же, как и Илья Варламов, в последние годы известна своей блогерской деятельностью в YouTube и Instagram. На видеохостинге Ксения выпускает интервью с известными личностями и ведет рубрику «Осторожно, новости», в которой обозревает важные события в мире за неделю.

Телеграм-канал Собчак носит одно­именное название, но имеет существенные отличия. Так, если в YouTube ведущая проводит аналитику новостей, используя при этом различные формы выразительности (иронию, пародию, риторические вопросы и др.), то в Telegram безоценочно публикуются оперативные новостные сводки (см. рис. 3).

 

mediaalmanah.5.2022.7484-03.png

Рисунок 3. Пример содержания постов телеграм-канала «Осторожно, новости» (05.03.2022)

 

Согласно данным TGStat14, в исследуемый нами промежуток времени на канале «Осторожно, новости» выходило в среднем 60 постов в сутки. Наибольшее количество публикаций отмечалось, как и в двух ранее исследованных нами каналах, 24 февраля – 328 постов. В отличие от Mash и Varlamov News для канала «Осторожно, новости» характерно обилие мультимедийных постов. Чаще всего здесь размещаются видеоролики, сделанные очевидцами последних событий, с подписью в одно предложение.

На канале также публикуются видео из официальных источников, например, пост от 11 марта сопровождается 40-секундным видеовыступлением Владимира Путина на совещании с постоянными членами Совбеза РФ, которое транслировал телеканал «Россия 24». Отличительная особенность канала «Осторожно, новости» – фирменный стиль. Видео, которые сняты специально для канала, документы, выбранные для подкрепления материала, публикуются с водяным знаком. Логотип превращает канал «Осторожно, новости» в самостоятельный бренд. Наличие айдентики характерно для крупных СМИ, т.к. она идентифицирует выпущенный материал как официальный и помогает выделяться на фоне неофициальных или поддельных каналов (Грибова, 2017: 22). Можно предположить, что телеграм-канал «Осторожно, новости», несмотря на отсутствие регистрации о СМИ, позиционирует себя как самостоятельный журналистский канал.

Телеграм-канал «Осторожно, новости» сближает с традиционными СМИ и то, что посты часто составлены по форме журналистских материалов: заголовки написаны полужирным шрифтом и отделены от последующего текста пробелом. Если содержание материала сопровождается комментарием, то он выделяется курсивом и указанием на источник информации. Как и на канале Mash, посты-цитаты даются без заголовков и выделяются жирным шрифтом. Схожесть работы «Осторожно, новости» с Mash заключается и в том, что здесь также отключены любые инструменты обратной связи с аудиторией – пост нельзя оценить реакциями-эмодзи и нельзя оставить комментарий.

Несмотря на то, что телеграм-канал «Осторожно, новости» – это бренд, который отождествляется с К. Собчак, он может быть рассмотрен как журналистский продукт, отвечающий нормам традиционных СМИ. У него есть собственная айдентика, здесь оперативно публикуются новости, выстроенные по структуре классического журналистского материала в информационном жанре, отсутствует эмоциональная составляющая как со стороны автора канала, так и со стороны читателя, что сближает телеграм-канал «Осторожно, новости» с информационными агентствами. Можно предположить, что именно эта традиционность передачи информации привлекает к каналу более миллиона читателей, несмотря на то, что у его владелицы имеются еще несколько активных площадок в социальных медиа.

 

Выводы

Анализ трех ведущих каналов в Telegram показал, что в период информационного потока, связанного с началом специальной военной операции на Украине, в который включены как СМИ, так и блоги, пользователи мессенджера отдают предпочтение фактологическому и безоценочному контенту. Этим же можно объяснить и уход с лидирующих позиций канала Baza, для которого характерна трансляция собственных оценочных суждений в информационных материалах и даже сомнительных, с точки зрения источника и достоверности, сообщений. Например, 13 марта был размещен видеоматериал плохого качества, без традиционного водяного знака редакции, с подписью «По некоторым данным, на этом видео запечатлены ракеты, направленные в сторону посольства США в Ираке». Ни Mash, ни Varlamov News, ни «Осторожно, новости» за исследуемый нами период подобных публикаций себе не позволяли.

Проанализировав работу трех телеграм-каналов, занимающих ведущие позиции в рейтингах телеграм-СМИ, можно сделать вывод о том, что мессен­джер в условиях изменений и прекращения работы традиционных СМИ выступает в качестве информационной альтернативы – предоставляет площадку для вещания не только блогерам, но и журналистам. Рассмотренные нами телеграам-каналы руководствуются в своей деятельности Законом РФ «О средствах массовой информации» и принципами профессиональной этики: сопровождают материалы указанием на источник информации, мультимедийный материал отмечают водяным знаком, исключают вариант дискуссии в комментариях, чтобы не отвлекать внимание читателя от новостной повестки и не привносить эмоциональную составляющую в пост. Как следствие, телеграм-каналы активно завоевывают доверие аудитории качественной работой, схожей с деятельностью информационных агентств и традиционных СМИ.

В современных реалиях быстрого получения и обработки информации можно предположить, что такая тактика работы канала близка современному пользователю. В огромном потоке информации ему хочется получать информацию «по факту», чтобы быть в курсе событий. А если обратить внимание на то, что основным пользователем соцсети Telegram является молодежная аудитория, то необходимо учитывать следующее: эта социальная группа сейчас «ожидает от друзей и сверстников минимальной осведомленности о текущих событиях, для того чтобы иметь темы для разговоров помимо учебы и профессиональной деятельности» (Вайс, Кирилин, 2015: 131).

 

Примечания

1 Закон РФ «О средствах массовой информации» от 27.12.1991 № 2124-1 / КонсультантПлюс. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_1511/

2 Принадлежит компании Meta Platforms, признанной экстремистской организацией и запрещенной в РФ.

3 Digital 2021: The Latest Insights into the «State of Digital» (2021) We Are Social Ltd., 27 January. Режим доступа: https://wearesocial.com/uk/blog/2021/01/digital-2021-the-latest-insights-into-the-state-of-digital/ (дата обращения: 10.03.2022).

4 Топ-50 Telegram-каналов СМИ по просмотрам – 2021 год / Медиалогия. 2022. Янв., 25. Режим доступа: https://www.mlg.ru/ratings/socmedia/telegram/10831/ (дата обращения: 10.03.2022).

5 Топ-50 Telegram-каналов СМИ по просмотрам – январь 2022 / Медиалогия. 2022. Февр., 25. Режим доступа: https://www.mlg.ru/ratings/socmedia/telegram/10910/ (дата обращения: 10.03.2022).

6 Телеграм-канал Mash. Режим доступа: https://t.me/breakingmash

7 Количество публикаций канала Mash / Сервис аналитики телеграм-каналов TGStat.ru. Режим доступа: https://tgstat.ru/channel/@breakingmash/stat/posts-chart (дата обращения: 10.03.2022).

8 Mash / Сервис аналитики телеграм-каналов TGStat.ru. Режим доступа: https://tgstat.ru/channel/@breakingmash/stat/posts-views (дата обращения: 10.03.2022).

9 Телеграм-канал Varlamov News. Режим доступа: https://tgstat.ru/channel/@varlamov_news.

10 Varlamov News / Сервис аналитики телеграм-каналов TGStat.ru. Режим доступа: https://tgstat.ru/channel/@varlamov_news/stat/posts-chart (дата обращения: 10.03.2022).

11 Федеральный закон РФ «О внесении изменений в ФЗ “О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию” и отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 28.07.2012 № 139-ФЗ (последняя редакция)» / КонсультантПлюс. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_133282/ (дата обращения: 24.03.2022).

12 В Госдуме заявили, что информационная война против России достигла пика / РИА Новости. 2022. Март, 11. Режим доступа: https://ria.ru/20220311/voyna-1777661273.html (дата обращения: 24.03.2022).

13 Телеграм-канал «Осторожно, новости». Режим доступа: https://t.me/ostorozhno_novosti

14 «Осторожно, новости» / Сервис аналитики телеграм-каналов TGStat.ru. Режим доступа: https://tgstat.ru/channel/@ostorozhno_novosti/stat/posts-chart (дата обращения: 10.03.2022).

 

Библиография

Белокопытова Ю.И. Telegram в ряду современных интернет-коммуникаций // Медиареальность XXI века: эпоха глобальных реформ. I Междунар. науч.-практ. конф: сб. трудов конф. М.: Моск. пед. гос. у-нт, 2021. С. 250–254.

Бельченко А.Е. Что «вдувает» «вДудь»? Или блогер как идеолог социальной значимости личности // Кросс-культурное пространство литературной и массовой коммуникации – 6: мат. междунар. науч. конф. Майкоп: Адыгейск. гос. у-нт, 2018. С. 209–213.

Вайс Н.И., Кирилин К.А. Формы и способы взаимодействия с молодежной аудиторией в современной журналистской практике // Медиаисследования. 2015. № 2. С. 130–138.

Вартанова Е.Л. Медиаэкономика зарубежных стран: учеб. пособие. М.: Аспект Пресс, 2003.

Градюшко А.А. Основы творческой деятельности веб-журналиста: учеб.-метод. пособие. Минск: БГУ, 2019.

Грибова Т.Т. Айдентика информационных телеканалов в современном медиапространстве // Массмедиа в России и мире. Секция «Журналистика»: мат. междунар. молодеж. науч. форума «Ломоносов-2017» / отв. ред. И.А. Алешковский, А.В. Андриянов, Е.А. Антипов. М.: МАКС Пресс, 2017. Режим доступа: https://lomonosov-msu.ru/archive/Lomonosov_2017/data/10860/uid149207_report.pdf (дата обращения: 10.03.2022).

Зимарин Р.А. Альтернативные каналы коммуникации как новый тренд получения политической информации (на примере политических Telegram-каналов) // Социально-гуманитарные знания. 2020. № 4. С. 350–357.

Калмыков А.А., Коханова Л.А. Интернет-журналистика. Теоретические основы [Акад. учебник]. М.: Акад. медиаиндустрии, 2018.

Качкаева А.Г., Шомова С.А. Мультимедийная журналистика: учебник для вузов. М.: ИД ГУ ВШЭ, 2017.

Молчанова О.И. Специфика современных интернет-СМИ // Интернет-СМИ: проблемы, возможности, технологии, позиции. Секция 3. I Всерос. науч.-практ. конф. «Медиапространство России: общество, политика, бизнес»: тез. докл. СПб.: СПбГИЭУ; Фак. медиаиндустрии ИНЖЭКОН, 2012. С. 97–105.

Парфенова В.В. Функциональные группы российских СМИ по уровню адаптации контента на платформе мессенджера Telegram // Век информации (сетевое издание). 2018. Т. 2. № 2 (3). С. 11–15.

Полякова А.С. Особенности современного журналистского творчества на примере шоу «вДудь» // Студент и наука (Гуманитарный цикл) – 2021: сб. трудов междунар. студ. науч.-практ. конф. Магнитогорск: Магнитогорск. гос. тех. ун-т им. Г.И. Носова, 2021. С. 1461–1467.

Прохоров Е.П. Введение в теорию журналистики: учебник для студентов вузов. М.: Аспект Пресс, 2011.

Система средств массовой информации России: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Журналистика» / под ред. Я.Н. Засурского. М.: Аспект Пресс, 2001.

Соколова Д.В. Дистрибуция новостного контента в мессенджере Telegram // Медиа­скоп. 2017. Вып. 4. Режим доступа: http://www.mediascope.ru/2380 (дата обращения: 13.05.2022).

Татур И.А., Кознова Н.Н. Особенности присутствия СМИ в Telegram // E-SCIO. № 11 (38). 2019. С. 546–552.

Топчий И.В. Соцсети и СМИ: взаимодействие в эпоху «эстетического поворота» // Медиасреда. 2018. № 1. С. 217–221.

Харланова Ю.В. Использование социальных сетей как платформы для журналистской деятельности // Цифровизация коммуникативно-культурной памяти: роль журналистики как социального института: сб. мат. Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием: в 2 ч. Ч. 1. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2019. С. 139–142.

 

Дата поступления в редакцию: 01.09.2022
Дата публикации: 20.10.2022