Архив



Факторы формирования и развития регионального кино в России: якутский феномен



Никита Аргылов, Ульяна Охлопкова

Ссылка для цитирования: Аргылов Н.А., Охлопкова У.В. Факторы формирования и развития регионального кино в России: якутский феномен // Меди@льманах. 2022. № 6. С. 107–117. DOI: 10.30547/mediaalmanah.6.2022.107117

DOI: 10.30547/mediaalmanah.6.2022.107117
EDN: FAAWJA

© Аргылов Никита Антонович
кандидат политических наук, доцент департамента медиа Санкт-Петербургской школы гуманитарных наук и искусств НИУ ВШЭ, научный сотрудник центра этносоциологических исследований Института гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера СО РАН (г. Санкт-Петербург, Россия), nik-argylov@yandex.ru

© Охлопкова Ульяна Васильевна
старший преподаватель кафедры журналистики филологического факультета Северо-Восточного федерального университета имени М. К. Аммосова (г. Якутск, Россия), evseeva.uliana@yandex.ru



Ключевые слова: аудиовизуальная индустрия, цифровая трансформация, конвергенция, организация производства, продакшн-компания.

В статье исследуется феномен якутского кинематографа, сформировавшийся под воздействием исторических факторов, повлиявших на общее развитие регионального кинопроизводства в России. Предложена периодизация становления и развития якутской киноиндустрии, охватывающая три этапа, – с 1992 по 2022 г. Выявлены три фактора, оказавшие решающее влияние на формирование феномена якутского кино: содействие государства в технико-технологическом развитии инфраструктуры кинопроизводства и кадрового потенциала; конкурентная креативная среда, создающая возможность заработка и самореализации творческих коллективов; интерес региональной аудитории к кинематографу родного края.

 

Введение

Кинематограф является ключевым сегментом современной медиасистемы. Российское кино имеет интересную и богатую историю, вобравшую в себя советский киноавангард 1920 гг., ставший мировой классикой, военную кинохронику 1940 гг., проникновенный кинореализм оттепели 1960 гг., с его сильным гуманистическим посылом и стремлением познать внутренний мир человека, перестроечное кино 1980 гг. (Вартанова (ред.), 2021).

Кино как одна из самых мощных отрас­лей глобальной медиасистемы, охватывающей миллиарды зрителей по всему миру, оказывает большое влияние на повсе­дневную жизнь людей (Kagan, Chesney, Fire, 2020: 3). В условиях рынка киноиндустрия, руководствуясь собственными финансовыми интересами, «вынуждена исходить из соображений самоокупаемости, интересов собственников, акционеров, инвесторов» (Вартанова, 2009). Однако, как отмечают некоторые исследователи, несмотря на то что российский кинематограф работает в условиях рыночной экономики продолжительное время, «киноотрасль так и не вышла на уровень устойчивого и сбалансированного развития» (Ткачева, 2015: 93).

Когда киноиндустрия функционирует в организационном режиме, создателей фильмов часто делят на две группы: на тех, кто ищет новые способы кинематографического выражения, экспериментируя и обогащая язык кино, и тех, кто такой задачи не ставит, а направляет свое творчество на создание интересных массовому зрителю историй. В условиях, когда киноиндустрия стремится к упрощению и стандартизации, деятельность этих групп представляет разные грани единого целого, которые необходимы для выживания и развития кино (Жабский, 2012: 101–102). Однако исследователи подчеркивают важность для культурных индустрий в большей степени творческого потенциала, чем коммерческой составляющей, потому что для создания особого вида продукции, которая ценится прежде всего за транслируемые смыслы, требуются в первую очередь творческие усилия (Paksiutov, 2021).

 

Актуальность исследования

По итогам 2021 г. Россия занимает седьмое место в мире по емкости прокатного рынка (после Китая, Соединенных Штатов Америки, Японии, Индии, Великобритании, Франции)1. Сегодня основная часть кинопроизводства размещается в Москве, второй крупный продакшн-центр – Санкт-Петербург. Регионы тоже вносят существенный вклад в объемы производства: до четверти всех выходящих в прокат отечественных картин снимается за пределами двух киностолиц. В период с 2013 по 2020 г. доля регионального кинопроизводства соста­вила 22% российских релизов. Лидером по производству регионального кино является Якутия: с 2015 г. здесь было произведено и выпущено в прокат 64 фильма – это половина всех кинолент, снятых регионами. Данный факт может свидетельствовать о формировании творческих и производственных кластеров, что оказывает положительное влияние на децентрализацию индустрии и рост разнообразия ее форм2.

Чаще всего под «региональным кинематографом» исследователи понимают проекты, съемочная группа которых базируется за пределами Москвы и Санкт-Петербурга, а сам продукт распространяется внутри одного региона (Кравченко, 2022: 140). Некоторые ученые относят региональное кино к независимому кинематографу, видя в нем попытки снимать фильмы, сохраняющие сильные культурные коды. В большинстве случаев региональный кинематограф определяется как кино национальных республик или кино о национальных меньшинствах. К.Э. Разлогов, описывая процессы возникновения и предпосылки появления этнографического кино, подчеркивает, что «разные культуры обладают различными особенностями экранного структурирования мира» (Разлогов, 2010: 82). Это наводит на мысль о «немонолитности» российского кинематографа: кино включает в себя большое культурное, региональное и этническое разнообразие, когда в нем выражается «стремление к достоверности видения, к документализму, к подлинности предметного мира на экране, его фактурности» (Савельева, 2007: 62).

Кино Республики Саха (Якутия) является редким примером системно функцио­нирующего локального кинематографа, где больше всех снимают ленты на родном языке для национальной аудитории3. Таким образом, факторы развития регио­нального кинематографа вызывают исследовательский интерес, а его эволюцию невозможно осмыслить без обращения к историческим аспектам его возникновения. С учетом того, что киноиндустрия, как один из сегментов медиасистемы, воздействует на массовую аудиторию, киноискусство в целом может быть охарактеризовано как инструмент мягкой силы, способствующий формированию общественного мнения.

В связи с тем, что региональные сис­темы кинопроизводства исследованы недостаточно, целью данной работы является выявление факторов развития регионального кино на примере Республики Саха (Якутия) с учетом исторических этапов и основных периодов его развития. Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач: выявить и охарактеризовать этапы формирования и развития якутского кинематографа с момента создания первой профессиональной киностудии в 1992 г. до настоящего времени; определить факторы, способствующие пониманию природы феномена якутского кино в современной российской кинематографии. Для реализации цели и подчиненных ей задач использован системно-исторический подход и структурно-функциональный метод исследования.

 

Якутское кино в условиях политико-экономической и культурной перестройки (1992–1999 гг.)

Якутская кинематография одна из самых молодых в системе киноиндустрии России: она зародилась 30 лет назад, «в самое неподходящее для киноиндустрии время. Тогда по всей стране региональные киностудии закрывались, перепрофилировались или простаивали»4. Однако в Якутии ситуация развивалась иначе: местная власть увидела в кинематографе дело государственной важности.

В 1992 г., когда Республика Саха (Якутия) принимала конституцию и подписывала Федеративный договор, первый президент М.Е. Николаев издал указ об учреждении якутской государственной кинокомпании «Сахафильм» на базе творческого объединения «Северфильм», основанного в 1990 г. А.С. Романовым. Создание киностудии подтолкнуло региональные власти к решению кадрового вопроса: в начале 1990 гг. студенты из Якутии отправлялись в высшие учебные заведения Москвы и Санкт-Петербурга за счет бюджета респуб­лики, а по окончании начинали работу в сфере регионального кинопроизводства. Таким образом был обеспечен постоянный приток профильных специалистов5. Кроме того, массовое обучение позволило создать среду для формирования разнообразных творческих групп, конкурирующих между собой.

К этому времени советское образование, осуществлявшее обучение на государственном языке – русском, почти вытеснило национальные языки. После обретения Республикой Саха нового статуса якутские власти в 1990 гг. занялись конструированием конкурентной идентичности. В это же время в Якутии начали появляться народные любительские театры, которые положили начало созданию любительского кино для массового зрителя. Ярким примером может служить деятельность режиссера Аркадия Новикова, открывшего народный театр «Көөчөөн-көрө» в родном поселке: его театральные постановки впоследствии трансформировались в видеоформат. Люди, привыкшие ходить на спектакли в сельских клубах, стали смотреть якутское кино уже на экранах, в местных культурных центрах. Сам же А. Новиков, ставший популярным благодаря комедийным ролям в театральных спектаклях, с 2000 гг. начал выпускать фильмы в качестве режиссера.

Тем временем в России после краха СССР продолжался спад кинопроизводства: так, если в 1992 г. было произведено 166 кинофильмов, в 1993 г. – 137, то в 1996 – всего 35. В результате отраслевого кризиса разрушились экономические связи между производством и сбытом кинопродукции, а финансовый кризис 1998 г. поставил отечественный кинематограф на грань выживания. Несмотря на это, вдали от столиц, в российских регионах, развивался собственный кинопроцесс, результаты которого нечасто выходили за пределы республик и областей (Сивцев, 2005).

Исследуемый период – начало формирования якутского кино – совпал по времени с возрождением национальной культуры. Почти утраченное в советские годы, национальное наследие снова стало неотъемлемой частью культурной жизни региона. Возможно, в связи с этим базовым жанром якутских кинокартин стала историческая драма, во многом напоминающая фольклорные произведения. По мнению авторов статьи (об этом же пишет в журнале «Искусство кино» Сергей Анашкин), «персонажи подразделяются на четкие категории “добрых” и “злых”, что создает ощущение своего рода “экранного постфольклора”»6.

Ведущим фактором развития якутского кино в период 1992–1999 гг. становится государственная политика, направленная на подготовку кадров и формирование инф­раструктуры кинопроизводства (создание киностудии «Сахафильм»). Несмотря на то, что якутское кино в начале пути получило и материальную базу, и подготовленных специалистов, комплексное развитие отрасли не состоялось из-за отсутствия стабильного финансирования (в условиях перестройки в Якутии и во всей стране его сложно было обеспечить). В связи с этим в 1990 гг. прошлого века яркого взлета якутского кино не произошло. Однако первые шаги к созданию киноиндустрии были уже сделаны благодаря специалистам, одержимым идеей творчества и чувствовавшим ответственность за культурные изменения. Кроме того, к объективным факторам развития якутского кино можно отнести отдаленность и суровые климатические особенности региона (долгий зимний период). Они позволили сохранить культуру и язык и, возможно, явились неким инкубатором для молодого якутского кинематографа на стадии его становления, а в отсутствие досуга (в зимний период) побуждали людей смотреть кино в домашних условиях или посещать кинотеатры.

Пройдя путь трансформации общест­ва, якутское кино приступает к новому этапу – к поиску «собственного лица».

 

Якутский кинематограф в условиях рыночной экономики (2000–2009 гг.)

В исследуемый период параллельно с государственной студией начали работать частные кинокомпании, что привело к четкому разделению сферы на коммерческое и авторское кино. Конкуренция способствовала тематическому разнообразию кинопродукции: к локальным сюжетам прибавились истории больших городов, в новом якутском кино наиболее популярными жанрами к тому времени были: мелодрама, комедия, хоррор и др.7 Первым периодом расцвета якутского кино считают 2000 гг., когда местные режиссеры получили доступ к цифровым камерам и начали осмысливать и воссоздавать дух своей земли языком кинематографа.

В 2003 г. в процесс кинопроизводства все активнее стали включаться энтузиасты с цифровыми камерами, а в 2004 г. появилась частная компания «Алмазфильм». Многие местные киноведы отсчитывают новую историю якутского кино с 2004 г., когда на экраны вышла похожая на южнокорейские триллеры работа режиссера академического драматического театра Саха С. Потапова «Любовь моя». Годом позже в Якутии вышло две картины, в 2007 г. – пять, а в 2011 г. якутские кинематографисты представили 15 кинофильмов8.

В условиях рыночной экономики, несмотря на коммерческий интерес, якутский кинематограф продолжил искать свое место. Чтобы вписаться в общероссийский контекст, ему необходимо было «определить координаты своей идентичности», поэтому «не самый многочисленный этнос стремился осмыслить в кино и утвердить в быту ценностный ориентир – свою самобытность» (Борисов, Павлова-Борисова, 2020: 88–105).

Первый импульс киноиндустрии указанного периода придали кинотеатры, решившие в 2000 гг. демонстрировать местные киноленты. Специфика этого кинопроката стала немаловажным фактором популяризации, повлиявшим на бум якутского кинематографа. Кинотеатры и киносеть республики, возродившиеся после кризиса 1990 гг., сохранили независимость от крупных московских компаний, а потому были вправе самостоятельно подбирать репертуар.

Не менее важный фактор становления якутского кино внутри региона – аудитория. Кинокартины снимаются преимущественно для местного населения, благодаря чему якутское кино нашло своего зрителя. Режиссеры учитывают потребности аудитории, поэтому почти все фильмы выходят на национальном языке и с русскими субтитрами. Секрет якутского кинофеномена в какой-то мере заключается в том, что фильмы «разговаривают» со зрителем на родном ему языке.

 

Новая волна якутского кино (2010–2017 гг.)

Период 2010–2017 гг. стал для якутского кинематографа переломным: изменение аудитории и моделей кинопотребления неизбежно влекло и трансформацию контента, что привело к новой волне развития отрасли. Так, к 2010 г. якутское кино уже формируется как индустрия: с внутренним рынком, 12 студиями и центрами кинопроизводства. По данным «Невафильм Research», за период 2011–2014 гг. по количеству местного кино в прокате Якутия обогнала все остальные регионы России, выпустив 55 картин. Для сравнения: второе место в этом рейтинге заняла Респуб­лика Бурятия с 16 местными лентами за этот же период9.

«Интенсивное развитие сферы укрепило ставку на идентичность. Во-первых, она неожиданно сработала как бизнес-модель, во-вторых, теперь появилась возможность ее культурного и коммерческого экспорта», – отмечают исследователи. Частные (негосударственные) киностудии стали новым явлением в кинематографической жизни Якутии. Часть из них работает в кооперации с различными творческими и производственными организациями (Жараев, 2011: 141).

Местные кинематографисты подчеркивают, что в республике есть государственная киностудия, однако феномен якутского кино сформировался именно благодаря работам независимых режиссеров. А главная роль госструктуры («Сахафильм») заключается в том, что она создает инфраструктуру – сдает в аренду по минимальной цене оборудование для съемок10.

Рассматриваемый период представляют несколько режиссеров, которые занимаются кинопроизводством и сегодня. К ним можно отнести Сергея Потапова, Михаила Лукачевского, Степана Бурнашева и др. К 2010 г. наряду с независимыми режиссерами появилась и группа независимых продюсеров. Кинокритики уделяют им особое внимание, полагая, что выход за пределы республики во многом их заслуга. К примеру, кинокомпания ART Doydy, основанная в 2011 г. продюсером Марианной Сиэгэн, одной из первых предоставила полный цикл услуг по организации съемоч­ного процесса и постпродакшна для якут­ских проектов. Благодаря этому, например, фильм якутского режиссера Костаса Марсана «Мой убийца» стал доступен в 2018 г. на сервисе Amazon Prime и других мировых интернет-платформах11.

Если в начале 2000 гг. съемки картин и прокат были преимущественно деятельностью энтузиастов, то с 2010 гг. существование национального кино было признано на официальном уровне министерством культуры и духовного развития Республики Саха (Якутия). С 2011 г. местной киноиндустрии выделялись гранты в размере 5 млн руб. ежегодно. Результат поддержки стал очевиден: в период с 2013 по 2017 г. в республике появилось 64 картины, а всего за последние 20 лет в Якутии снято 148 киноработ.

С начала 2000 гг. якутское кино проходило этап «возмужания», обретения самобытности. Локальный кинематограф стал осознаваться за пределами Якутии как самобытный культурный феномен, что повлияло на его дальнейшую фестивальную историю12. С 2015 г. фильмы демонстрируются на российских фестивалях; в Сеульской синематеке представлена первая зарубежная ретроспектива фильмов из Якутии.

Параллельно росли и показатели коммерческого плана: в 2016 г. сборы одной якутской картины составили в среднем 900 тыс. руб. (к 2019 г. – 4,1 млн руб.). Интерес к местным фильмам способствовал и увеличению количества киноплощадок: если в 2010 г. в Якутии было всего семь кинозалов, то спустя 10 лет их количество достигло пятидесяти13. Стоит отметить, что высокие показатели деятельности киносети были достигнуты в том числе благодаря государственной программе поддержки предпринимательства и субсидированию отрасли.

Середина прошлого десятилетия – переломный момент в истории якутского кино. Оно вступило в пору творческой зрелости, получило признание за пределами региона, из узколокального феномена превратилось в значимый факт многонациональной культуры Российской Федерации. Особенность исследуемого этапа состоит в том, что якутское кино, которое изначально решало серьезные культурные, политические задачи, стало коммерческой отраслью. При этом якутские кинематографисты смогли совместить «внутреннюю нужду в идентичности с навязанной рыночной логикой»14, к сфере активно начали подключаться молодые люди, которые сами пишут сценарии, снимают, режиссируют15.

За исследуемый период в обществе сложилась региональная кинокультура. Якутское кино обрело своего зрителя, однако поддержка потребителя не единственное, что дало развитие якутскому кинематографу. Базовой основой, фактором развития отрасли в этот период стало появление новых кадров. Профессионализация киноиндустрии стала результатом государственной поддержки, которую оказывало местное руководство в виде грантов, субсидий, создания условий для развития творческого потенциала молодых специалистов и киноотрасли в целом.

 

Современное якутское кино (2018–2022 гг.)

Сегодня Республика Саха (Якутия) занимает третье место по объему кинопроизводства после Москвы и Санкт-Петербурга: в регионе снимается от 10 до 20 фильмов в год. В прокате (внутри региона) якутское кино обгоняет как российские, так и западные ленты16.

Директор регионального госконцерна «Сахафильм» Сардаана Саввина отмечает, что период с 2018 по 2020 г. стал значимой вехой в истории якутского кинематографа, когда фильмы из дальнего региона России вошли в конкурсные программы престижных отечественных и зарубежных фестивалей. Например, на Московском меж­дународном кинофестивале кинолента «Царь-птица» Эдуарда Новикова в 2018 г. завоевала Гран-при, а кинокартина «Надо мною солнце не садится» Любови Борисовой в 2019 г. получила две первые награды.

На современном этапе развития киноиндустрии республики основную роль играет поддержка региональной культурной политики (Левочкин, 2016: 146–152). С 2018 г. республиканский кинобизнес объявлен креативной индустрией, а в следующем году якутское правительство усилило поддержку киноиндустрии региона. С 2020 г. ежегодно выделяется субсидия в размере 30 млн руб. на реализацию национальных кинопроектов. В 2021 г. (по результатам отбора) поддержку получили восемь кинокартин.

В 2019 г. к финансированию киноиндустрии подключились и частные фонды. Например, фонд поддержки якутского кино «Синет Сахавуд» выделил 1 млн руб. на производство кинокартины «Пугало» Дмитрия Давыдова, а в 2021 г. – 12 млн руб. на реализацию одиннадцати проектов якутских режиссеров. В 2022 г. на эти же цели было потрачено 9 млн руб. с 2023 г. финансирование планируется увеличить до 80 млн руб17.

Развитие киноиндустрии в Якутии не остановилось в условиях пандемии 2020–2021 гг., наоборот, за это время вышли фильмы, которые внесли свою лепту в развитие феномена якутского кино. «Пандемийный» 2020 г. для режиссера Д. Давыдова стал триумфальным: его полнометражная картина «Пугало» (2020) получила Гран-при, приз за лучшую женскую роль и приз кинокритиков кинофестиваля «Кинотавр». Популярность современного якутского кино объясняется экспертами по-разному. Так, президент жюри «Кинотавра» Борис Хлебников признается, что был абсолютно ошеломлен картиной «Пугало»: «Я просто не понимаю, как сделан этот фильм и по каким законам он работает. Он очень разный – местами смешной, местами страшный, но очень точный. Мы проголосовали за него единогласно, это был однозначный фаворит»18. Кинокритик Лидия Маслова отмечает социокультурную направленность якутского кинематографа, которому «повезло с темами»19. Эту мысль поддерживает журнал «Искусство кино»: «Язык, традиции, пейзаж, история, четко понятные и известные каждому, кто живет на этой земле. Они – основа для каждого фильма, который снимается в Якутии, вне зависимости от его жанра и предполагаемой аудитории»20.

В следующем году фильм «Хара хаар» (2021) С. Бурнашева награжден Гран-при российского кинофестиваля «Окно в Европу»17. Один из наиболее успешных фильмов 2022 г. – «Ыт» («Стреляй!»), созданный якутскими режиссерами Д. Давыдовым и С. Бурнашевым, был отмечен двумя призами на Варшавском международном кинофестивале (премией NETPAC и специаль­ным призом от экспертов)18. В 2022 г. фильм режиссера из Якутии впервые вошел в лонг-лист премии «Оскар»: проект режиссера Владимира Мункуева «Нуучча» (2022) удостоен главного приза в одном из конкурсов фестиваля в Карловых Варах19. Лидером по кассовым сборам и количеству зрителей в России стала работа Валентина Макарова «Дьулуур» (2022)20.

Если в начале пути якутское кино основывалось преимущественно на мифах и местных легендах, то современные работы в большей степени посвящены социальным проблемам и острым общественным вопросам. Эта тематика охотнее поддерживается аудиторией, что подтверждается данными о кассовых сборах в кинотеатрах Якутии с 2016 по 2021 г. (см. табл.). Аудитория предпочитает фильмы, в которых показана повседневная жизнь, а героями выступают знакомые зрителям образы – парень и девушка из якутского села или жители столицы.

Несмотря на «пандемийный» 2020 г., когда показатели проката якутских фильмов снизились почти в два раза, по данным АНО «Якутская киносеть», общие сборы якутских фильмов в России в 2021 г. впервые превысили 60 млн руб. Такие результаты достигнуты благодаря кинопродукции частных студий. При этом учтены только данные кинотеатрального проката без просмотров на официальных стриминговых сервисах. Это свидетельствует о том, что якутский кинематограф, во-первых, из культурного феномена превращается в региональную индустрию, а во-вторых, является результатом сочетания нескольких факторов – реализации творческого потенциала кинематографистов и материально-технической поддержке на уровне региона.

Таблица. Топ-10 кассовых фильмов Якутии (2016–2021 гг.)

Фильм (режиссер)

Жанр

Кассовые сборы (руб.)

Кол-во зрителей

Год выхода

1

Агент мамбо

(Алексей Амбросьев)

Комедия

078 300

158

2018

2

Пугало

(Дмитрий Давыдов)

Драма

717 340

014

2021

3

Надо мною солнце  не садится

(Любовь Борисова)

Драма

438 491

389

2019

4

Тиэтэйбит

(Роман Дорофеев)

Комедия

394 249

289

2020

5

Тыгын Дархан

(Никита Аржаков)

Историческая драма

222 415

198

2020

6

Кэрэл 

(Илья Портнягин)

Драма

164 919

339

2017

7

Иччи

(Константин Данилов)

Фильм ужасов (хоррор)

187 191

488

2021

8

Чувак

(Владимир Мункуев)

Комедия

685 540

119

2017

9

Черный снег

(Степан Бурнашев)

Триллер

042 410

226

2021

10

Рядовой Чээрин

(Дмитрий Кольцов)

Историческая драма

535 062

674

2021

Источник: АНО «Якутская киносеть», данные на сентябрь 2022 г.

 

Заключение

Принимая во внимание неразрывную связь развития кино с историческими событиями, авторы рассмотрели главные этапы становления и развития региональной кинематографии с акцентом на ее особенности, выявили фундаментальные факторы, оказавшие решающее влияние на формирование феномена якутского кино. На основе проведенного анализа были выделены три ключевых фактора, определивших со­временное состояние регионального кино и отразившихся в нем. Первый – содействие государства в развитии инфраструктуры кинопроизводства (гранты, субсидии, создание государственной киностудии и др.). Второй – наличие талантливых специалистов, конкурентная креативная среда, создающая возможности для заработка и самореализации творческого потенциала. Третий – интерес региональной ауди­тории к кинематографу родного края. Важно отметить, что указанные авторами факторы не могут рассматриваться отдельно друг от друга, потому что только их и неразрывная связь формируют феномен якутского кино. Это подтверждает начатая с 1992 г. история киноотрасли и опыт ее развития в регионе.

Стоит выделить особенную черту, присущую якутской кинематографии, – следование традициям. Если российский рынок кино старается зачастую создавать массовые картины, которые будут понятны широкому кругу зрителей, то якутские режиссеры делают акцент на оригинальность, самобытность, национальный колорит, мифы, обычаи, территориальные и климатические условия проживания населения, особенности культурного кода региона.

Впрочем, масштабы феномена якутского кино пока локальны. Массовым он может стать скорее тогда, когда найдет свою аудиторию на крупных стриминговых платформах в масштабах всей страны. Следует отметить, что интерес к якутскому кино в большей степени появился благодаря федеральным массмедиа. Понятие «феномен якутского кино» сформировано журналистами СМИ, обратившими особое внимание на работы режиссеров региона, расположенного далеко от федерального центра видеопродакшна.

Если же рассматривать «феномен» с точки зрения оригинального стиля или подачи кинопродуктов, мы придем скорее к заключению, что якутский кинематограф развивается по аналогии с российской киноиндустрией. Дальнейшее развитие регионального кино в России будет зависеть от целого комплекса факторов, связанных с общей экономической и политической обстановкой на медиарынках субъектов страны. В целом тема феномена якутского кино дискуссионная и несомненно требует дальнейшего осмысления.

Исследование выполнено в рамках реализации гранта Президента РФ для государственной поддержки молодых российских ученых – кандидатов наук (МК-5795.2021.2).

 

Примечания

1 Россия заняла четвертое место в мире по количеству проданных кинобилетов в 2021 г. // Бюллетень кинопрокатчика. 2022. Янв., 18. Режим доступа: https://www.kinometro.ru/news/show/name/russia_forthplacetickets2021_4043 (дата обращения: 20.11.2022).

2 Киноиндустрия Российской Федерации. Исследование компании «Невафильм» при участии «RFilms» для Европейской аудиовизуальной обсерватории // Европейская аудиовизуальная обсерватория. 2018. Сент., 21. Режим доступа: https://research.nevafilm.ru/research/research-news/view/research0/ (дата обращения: 20.11.2022).

3 Медведев А. Якутское кино в пяти словах // Сеанс. 2021. Май, 4. Режим доступа: https://seance.ru/articles/5-words/ (дата обращения: 20.11.2022).

4 Лаврова А. Из местной диковинки в топ-3 в России: кто продвигает якутское кино // Ведомости. 2022. Февр., 28. Режим доступа: https://www.vedomosti.ru/gorod/othercities/columns/iz-mestnoi-dikovinki-v-top-3-v-rossii-kto-prodvigaet-yakutskoe-kino (дата обращения: 20.11.2022).

5 Жараев И.С. Люди – бесценное богатство кино Якутии. Якутск: Сахаполиграф­издат, 2011. С. 18.

6 Анашкин С. Дорообо, киинэ! – Здравствуй, кино! Якутский кинематограф: сюжеты и коллизии // Искусство кино. 2006. № 2. Режим доступа: https://old.kinoart.ru/archive/2006/02/n2-article16 (дата обращения: 20.10.2022).

7 Анашкин С. В чем заключается феномен якутского кино. Режим доступа: http://yakutmovie.ru/?p=1065 (дата обращения: 20.10.2022).

8 Борисов Н. Кино и деньги: с чего начинался якутский кинобум // Якутия.Инфо. 2014. Нояб., 26. Режим доступа: https://yakutia.info/article/166871 (дата обращения: 20.10.2022).

9 Киноиндустрия Российской Федерации. Исследование компании «Невафильм» при участии «Movie Research» («Универс-Консалтинг») и «iKS-Consulting» для Европейской аудиовизуальной обсерватории. 2014. Дек. Режим доступа: https://research.nevafilm.ru/public/research/EAO/KINOINDUSTRY/2014/2014_RUS_Fin.pdf (дата обращения: 20.10.2022).

10 Феномен якутского кино // Мастера Сибири. 2017. Окт. Режим доступа: https://makersofsiberia.com/zhurnal/malyij-yus-vashemu-domu.html (дата обращения: 20.10.2022).

11 Официальный сайт кинокомпании ART Doydy. Режим доступа: http://artdoydu.com/ru/actor-database/ (дата обращения: 20.10.2022).

12 Саввина С. Якутское кино в Синематеке Сеула // Yakut Movie. 2016. Авг. Режим доступа: http://yakutmovie.ru/?p=994 (дата обращения: 20.10.2022).

13 Эфендиева Н. Таланты от Сахи: якутскому кинематографу прочат роль мессии // Деловой Петербург. 2022. Июль, 17. Режим доступа: https://www.dp.ru/a/2022/07/15/Talanti_ot_Sahi (дата обращения: 20.10.2022).

14 Иванилова Е. Ужас белого листа: история якутского хоррора // Искусство кино. 2019. Дек., 27. Режим доступа: https://kinoart.ru/texts/uzhas-belogo-lista-istoriya-yakutskogo-horrora (дата обращения: 20.10.2022).

15 Кинокритик Егор Москвитин рассказал, есть ли у якутского кино потенциал получить «Оскар» // Sakhamedia Vlog. 2021. Дек., 4. Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=RE-7Tj6Jg20 (дата обращения: 20.10.2022).

16 Лаврова А. Из местной диковинки в топ-3 в России: кто продвигает якутское кино // Ведомости. 2022. Февр., 28. Режим доступа: https://www.vedomosti.ru/gorod/othercities/columns/iz-mestnoi-dikovinki-v-top-3-v-rossii-kto-prodvigaet-yakutskoe-kino (дата обращения: 20.10.2022).

18 Фильм о якутской знахарке победил на «Кинотавре». Чем он поразил жюри и зрителей? // Кинопоиск. 2020. Сент., 19. Режим доступа: https://www.kinopoisk.ru/media/article/4002809/ (дата обращения: 20.11.2022).

19 Маслова Л. Как в Якутии снимают артхаусное кино? // GQ. 2019. Сент., 6. Режим доступа: https://www.gq.ru/entertainment/yakutskie-filmy (дата обращения: 20.11.2022)

20 Долин А. Хребты иного мира // Искусство кино. 2021. Вып. № 1/2. С. 5..

21 Саввина С. Краткая история якутского кино // Искусство кино. 2021. Вып. № 1/2. С. 10.

22 Гладкина Е. Феномен якутского кино: как развивается киноиндустрия в Якутии? // УлусМедиа. 2022. Июль, 16. Режим доступа: https://ulus.media/article/65016 (дата обращения: 20.10.2022).

23 Претендента от России на «Оскар» выберут из 122 отечественных фильмов // ТАСС. 2022. Сент., 23. Режим доступа: https://tass.ru/kultura/15844905 (дата обращения: 20.10.2022).

20 Сергеева В. Якутский фильм «Дьулуур. Мас-рестлинг» лидирует по кассовым сборам и количеству зрителей в России // Якутское-Саха Информационное Агентство (ЯСИА). 2022. Июнь, 7. Режим доступа: https://ysia.ru/yakutskij-film-duluur-mas-restling-lider-rossii-po-sboram-i-kolichestvu-zritelej-na-seans/ (дата обращения: 20.10.2022).

 

Библиография

Борисов А.А., Павлова-Борисова Т.В. Образ Тыгына в якутской культуре: проблемы сохранения и устойчивости // Genesis: исторические исследования. 2020. № 11. С. 88–105. Режим доступа: https://nbpublish.com’library_read_article.php?id=3412 (дата обращения: 20.10.2022).

Вартанова Е.Л. Факторы модернизации российских СМИ и проблема социальной ответственности // Медиаскоп. 2009. Вып. 1.

Жабский М.И. Факторы конкурентоспособности национальных кинематографий // Вестн. ВГИК. 2012. Т. 4. № 1. С. 100–112. Режим доступа: https://journals.eco-vector.com/2074-0832/article/view/14978/11499 (дата обращения: 20.10.2022).

Жараев И.С. Заметки из истории кинематографии Якутии. СПб.: Ахсаан, 2011.

Кравченко К.А. Региональное кино России: к проблеме определения // Парадигма: философско-культурологический альманах. 2022. № 36. С 139–149. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/regionalnoe-kino-rossii-k-probleme-opredeleniya/viewer (дата обращения: 20.10.2022).

Левочкин В.В. Национальная киноиндустрия Республики Саха (Якутия): динамика и приоритеты культурной политики // Обсерватория культуры. 2016. Т. 1. № 2. С. 146–152.

Медиасистема России / под ред. Е.Л. Вартановой. М.: Аспект Пресс, 2021.

Разлогов К.Э. Лики культуры. Кино – этнография – антропология // Философские науки. 2010. № 7. С. 80–90. Режим доступа: http://www.academyrh.info/html/2010/fn-7.pdf (дата обращения: 20.10.2022).

Савельева Е.Н. Жанровые и стилистические особенности фильмов сибирской тематики в российском кинематографе 1960-х гг. // Вестн. Томск. гос. ун-та. 2007. № 305. С. 62–66. Режим доступа: https://www.lib.tsu.ru/mminfo/000063105/305/image/305-062-066.pdf (дата обращения: 20.10.2022).

Сивцев С.Н. Становление кинематографа в культуре Якутии: автореф. дис. … канд. искусствоведения. М., 2005.

Ткачева Н.В. Модель государственной поддержки отечественной кинематографии: этапы развития и современное состояние // Вестн. Моск. ун-та. 2015. № 6. C. 92–112.

 

Kagan D., Chesney T., Fire M. (2020) Using Data Science to Understand the Film Industry’s Gender Gap. Palgrave Communication 6: 92. Режим доступа: https://doi.org/10.1057/s41599-020-0436-1 (дата обращения: 20.10.2022).

Paksiutov G.D. (2021) Transformation of the Global Film Industry: Prospects for Asian Countries. Russia in Global Affairs 19 (2): 111–132.

 

Дата поступления в редакцию: 02.11.2022
Дата публикации: 21.12. 2022