Архив



Фотожурналистика и дизайн СМИ: от аналоговых к цифровым технологиям



Олег Бакулин

Ссылка для цитирования: Бакулин O.A. Фотожурналистика и дизайн СМИ: от аналоговых к цифровым технологиям // Меди@льманах. 2023. № 1 (114). С. 18−26. DOI: 10.30547/mediaalmanah.1.2023.1826

DOI: 10.30547/mediaalmanah.1.2023.1826
EDN: YXIHBO

© Бакулин Олег Александрович
кандидат исторических наук, доцент, заведующий кафедрой фотожурналистики и технологий СМИ факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова (г. Москва, Россия), obakulin@yandex.ru



Ключевые слова: фотожурналистика, цифровые технологии, фотография, дизайн СМИ, история фотографии.

В статье рассматриваются основные направления научной деятельности кафедры фотожурналистики и технологий СМИ факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова. Названы приоритетные научные направления развития кафедры на ближайшие годы: история отечественной фотографии, трансформация структуры фотожурналистского образования, влияние цифровых технологий на фотожурналистику, изменение профессиональных компетенций современного фотожурналиста, цифровая обработка в практике СМИ как этическая проблема, экономика фотожурналистики, визуальная коммуникация в медиа.

 

Кафедра фотожурналистики и технологий СМИ факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова (до 2013 г. – кафедра техники газетного дела и средств информации) была создана в 1962 г. К ней относились редакция учебной газеты «Журналист», фотолаборатория, класс машинописи, научно-экспериментальная лаборатория технических средств журналистики, учебно-полиграфическая лаборатория. Первым заведующим кафедрой был доцент В.В. Попов, председатель научно-технического общества полиграфистов и издателей, автор работ «Общий курс полиграфии. Техника полиграфического производства» (1934), «Производство и оформление газеты» (в соавт., 1967) и др.

С 1968 по 2006 г. кафедрой заведовала профессор Э.А. Лазаревич, в годы руководства которой было создано отделение фотожурналистики (1970 г.), а в 1999 г. открыта новая специализация – «Дизайн средств массовой информации и коммуникации».

Область научных исследований – история отечественной фотографии (формирование советской фотографической культуры 1920–1930 гг., фотография как инструмент советской визуальной пропаганды, история советской фотожурналистики), актуальные тенденции развития российской и зарубежной фотожурналистики (трансформация структуры фотожурналистского образования, влияние цифровых технологий на фотожурналистику, изменение профессиональных компетенций современного фотожурналиста, цифровая обработка в практике СМИ как этическая проблема, экономика фотожурналистики), дизайн средств массовой информации (влияние кроссмедийности на развитие визуального языка, визуальная коммуникация в медиа).

 

Фотография как объект исторических исследований

Основное внимание в кафедральных исследованиях истории фотографии уделяется событиям ХХ в. Так, в качестве одной из приоритетных тем на ближайшие годы была выбрана проблема формирования советской фотографической культуры 1920–1930 гг. – одного из самых насыщенных периодов в истории отечественной визуальной культуры, начавшегося с создания разрозненных органов государственного управления фотосъемкой, первых попыток освещения событий революции и Гражданской войны посредством фотохроники и закончившегося формированием целостной системы управления фотографическим делом, утверждением статуса фотографии в качестве важного инструмента советской пропаганды. Указанное направление разрабатывается с опорой на собранный исследовательской группой корпус документальных материалов – как опубликованных, так и хранящихся в фондах федеральных архивов, в коллекциях Государственного архива Российской Федерации (ГАРФ), Российского государственного архива социально-политической истории (РГАСПИ), Российского государственного архива литературы и искусства (РГАЛИ), Центрального государственного архива литературы и искусства Санкт-Петербурга (ЦГАЛИ) и др.

В контексте работы над указанной темой следует рассматривать обращение исследователей к практически не изученной в отечественной историографии проблеме генезиса хроникальной фотографии первых лет советской власти. Анализ опубликованных в разное время работ, которые были посвящены этой теме, показывает, что зачастую мы имеем дело с сочинениями публицистического характера, многие положения которых сегодня нуждаются в переосмыслении. Будучи в значительной степени идеологизирована в советский период, в более поздних публикациях история ранней хроникальной фотографии, ставшей прообразом советской фотожурналистики, крайне редко оказывалась в фокусе внимания ученых. Полагаем, что проводимые исследования позволят критически переосмыслить сложившиеся в советской историографии довоенного периода (и существовавшие в течение нескольких последующих десятилетий) подходы и оценки ряда тем, связанных с особенностями формирования органов государственного управления хроникальной фотосъемкой, ролью в этом процессе руководства страны (Бакулин, 2020).

Расширить прежде существовавшие в литературе представления о фотографической культуре 1920 гг. призваны также работы, посвященные другим сюжетам: книгоиздательской деятельности редакции главного фотографического издания СССР – журнала «Советское фото» в 1926–1932 гг., проблеме публикации документальных фотографических изображений, которая освещалась на страницах этого издания.

В рамках исследования особенностей отечественной фотографической культуры на кафедре были подготовлены материалы, посвященные изучению фотографии как инструмента советской визуальной пропаганды. Так, статья о роли фотографии в формировании визуального образа вождя, основанная на анализе хранящихся в РГАСПИ архивных документов из личного фонда И.В. Сталина (ф. 558), позволяет частично реконструировать механизм принятия решений о публикации материалов в периодической печати (в данном случае – фотоизображений советского лидера) и понять роль его секретариата в этом процессе (Бакулин, 2012 (в)). Особенно важным для нас стало обращение к истории советской визуальной пропаганды в годы Великой Отечественной войны (Бакулин, 2012 (б), 2014 (в)). Рассматривая дальнейшее изучение истории советской визуальной пропаганды в обозначенный период как весьма перспективное, кафедра планирует разработку этой темы, что потребует привлечения архивных материалов, в частности документов из фондов Главлита, хранящихся в ГАРФ, и др.

Проводившиеся в последние годы исследования позволили заполнить некоторые лакуны в изучении истории фотожурналистики периода хрущевской оттепели и перестройки – двух ярких эпох, ознаменовавшихся заметными изменениями в визуальном облике советских СМИ. Так, изучение фотографического наследия периода оттепели позволило обозначить ключевые проблемно-тематические направления развития советской фотожурналистики, проследить изменения в ее изобразительной стилистике (Семова, 2016). Результаты этих исследований были отражены в кандидатской диссертации «Традиции и новаторство в отечественной фотожурналистике 1960 гг. по фотографиям журнала “Огонек”» (Семова, 2017), фактически являющейся на сегодняшний день единственным в российской историографии комплексным исследованием, посвященным советской фотожурналистике периода оттепели. В это же время на кафедре был подготовлен цикл статей об особенностях развития советского фоторепортажа в период позднего СССР. Итогом работы над темой стала кандидатская диссертация «Отечественный фоторепортаж периода перестройки (на примере изданий “Советский Союз”, “Огонек”, “Советская Россия” в 1985–1991 гг.)» (Крашенинникова, 2017).

Следует отметить книгу «Алексей Федорович Греков», единственное в отечественной историографии исследование, посвященное деятельности одного из первых российских дагерротипистов. Биография А.Ф. Грекова рассматривается в контексте истории развития фотографии и печатных технологий XIX в. – с привлечением широкого круга источников, включая малоизвестные архивные документы из фондов Российского государственного исторического архива (РГИА), Российского государственного архива (РГА), архива Российской государственной библиотеки (РГБ), а также французского научного издания L’Echo du monde savant (архив Национальной библиотеки Франции) (Ромакина, 2017).

Направления исследований истории фотографии в доцифровую эпоху не ограничиваются вышеназванными сюжетами: так, одной из наиболее заметных тем, исследуемых на кафедре, является история развития жанрового своеобразия фотожурналистики. Этой теме посвящен целый ряд работ, опубликованных в разные годы (Ворон, 2016, 2018, 2020 и др.).

 

Фотожурналистика в цифровую эпоху: некоторые аспекты изучения

Важным направлением научной деятельности кафедры является анализ актуальных тенденций развития российской и зарубежной фотожурналистики. Будучи неотъемлемой частью медиаиндустрии в течение почти столетия, фотожурналистика тем не менее весьма нечасто оказывалась в фокусе внимания отечественных исследователей. Сегодня вряд ли можно говорить о том, что ситуация кардинальным образом изменилась, свидетельством чему становятся весьма редкие научные статьи российских авторов и фактическое отсутствие монографических исследований, посвященных современным тенденциям развития фотожурналистики. Доступные издания зарубежных исследователей, различные специализированные онлайн-площадки не позволяют в полной мере решить проблему доступа к качественным научным работам, посвященным вышеназванным темам. Появляющиеся в последние годы на кафедре фотожурналистики и технологий СМИ исследования призваны отчасти восполнить этот пробел.

В рамках изучения актуальных тенденций фотожурналистики можно выделить три блока, которые разрабатываются на кафедре в последние годы: проблема цифровой обработки фотографий в практике СМИ (этический аспект), исследование влияния цифровой среды на развитие современной фотографии, изучение различных аспектов экономики фотожурналистики.

Этический аспект цифровой обработки фотографий в практике СМИ связан с возможным изменением содержания фотоснимков, в результате чего аудитория будет введена в заблуждение и потеряет доверие не только к фотографиям, но и к публикующим их СМИ. Первая статья на эту тему была подготовлена на кафедре еще в 2012 г. (Бакулин, 2012 (а)). Результаты дальнейших исследований представлены в журналах из списка ВАК, РИНЦ, в сборниках материалов нескольких международных конференций (Бакулин, 2017, 2018, 2019 (б)). Логическим продолжением разработки данной темы стали публикации сотрудников кафедры, посвященные проблеме верификации фотографий в современных медиа. Наряду с теоретическим анализом в этих работах была предпринята попытка создания авторского алгоритма проверки подлинности фотографий, который может быть использован в практической деятельности современных СМИ (Бакулин, Ромакина, 2018, 2019; Бакулин, 2019 (а)).

Разумеется, эта тема требует дальнейшей разработки, которую возможно вести по нескольким направлениям. Так, в конкретизации и уточнении нуждается используемый в публикациях категориальный аппарат. Встречающиеся в современных исследованиях многочисленные термины («цифровая манипуляция», «цифровая обработка», «изменение контента», «техническая обработка», «постобработка» и проч.), определения которым часто не даются авторами, вряд ли могут способствовать выработке общих подходов к пониманию проблемы.

Особо значим вопрос об этически допустимых пределах цифровой обработки фотоснимков, публикуемых в СМИ. Перспективным видится изучение опыта не только качественных СМИ, формирующих актуальную общественно-политическую повестку дня, но и изданий, представляющих иные направления медиаиндустрии (например, журналов мод). Важен вопрос о влиянии на такую обработку редакционной политики, жанровой специфики фотоснимков и проч. Очевидный интерес представляет восприятие проблемы членами профессионального фотожурналистского сообщества, а также потребителями создаваемого ими контента – собственно, самой аудиторией СМИ. Вышеперечисленные сюжеты применительно к российским реалиям остаются практически неизученными.

Теме фотографии в цифровой среде посвящены публикации по проблемам развития цифровых фотовыставок и фотоархивов, опубликованные в рейтинговых научных изданиях (Ромакина, 2016 (в), 2018 (в), 2019 (а), 2020 (а, б)). Изучаются и «классические» формы репрезентации фотографического контента – в частности, фотокнига как особая форма представления фотопроектов, фактически получившая в цифровую эпоху второе рождение: рассматривается история зарождения и развития индустрии фотокниг, их содержательные, структурные и визуальные особенности на современном этапе (Ромакина, 2016 (а, б), 2018 (а), 2019 (б)). Не менее интересным представляется исследование специфики функционирования фотоагентств в системе современных цифровых СМИ. Речь идет об изучении типологических особенностей этих институтов в сравнении с другими агентствами, об исследовании их разновидностей и специфики контента фотоагентств, существующих в динамично меняющихся условиях цифровой среды (Ромакина, 2018 (б), 2020 (в)).

Весьма актуальным представляется изучение проблемы монетизации труда фотожурналиста. Анализ периодически появляющихся в последние годы экспертных оценок, смысл которых нередко сводится к предсказанию скорой «смерти фотожурналистики», указывает на то, что в действительности в этих оценках говорится не об исчезновении целого сектора медиаиндустрии, в режиме 24/7 нуждающейся в профессиональном визуальном контенте, а о кризисе традиционной модели оплаты труда фотожурналиста. Это замечание актуализирует вопрос о том, какими инструментами монетизации своего труда сегодня располагает фотожурналист. Изучение публикаций российских научных изданий показывает, что тема монетизации труда фотожурналиста и экономики фотожурналистики в целом находится на периферии исследовательских предпочтений. В качестве одного из аспектов этой темы уместно, как нам представляется, рассматривать проблему использования фотожурналистами современных цифровых краудфандинговых площадок. Достаточно редкий в зарубежных научных публикациях, в российских медиаисследованиях описанный сюжет долгое время не встречался вообще. Первая публикация на эту тему появилась на кафедре в 2014 г. (Бакулин, 2014 (а, б)). На сегодняшний день опубликован цикл статей, в которых рассматривается указанная тема: зафиксирован рост числа краудфандинговых кампаний, нацеленных на реализацию фотожурналистских проектов как в России, так и за ее пределами, очевидна востребованность краудфандинговых площадок среди профессиональных фотожурналистов (Анисимов, 2019, 2020 (а, б), 2021). Указанные исследования нацелены также на выработку практических рекомендаций, следование которым позволит фотожурналистам максимально эффективно использовать такие площадки для творческой самореализации. В контексте изучения экономики фотожурналистики исследуется также специфика функционирования фотостоков, рынка фотокниг и проч.

В области фотографии кафедра продолжит изучение советской фотографической культуры и роли средств массовой информации в ее формировании. Особенно важным представляется исследование влияния цифровых технологий на современную фотожурналистику. Речь идет о широком круге перспективных направлений исследований: трансформация структуры фотожурналистского образования, изменение профессиональных компетенций современного фотожурналиста, экономика фотожурналистики.

 

Ключевые аспекты изучения дизайна СМИ

Историю и современные тенденции развития дизайна СМИ можно по праву назвать одним из наиболее заметных направлений исследований на кафедре фотожурналистики и технологий СМИ, уже не первый год привлекающих внимание ученых (Галкин, 2010, 2013, 2020 и др.).

Эти проблемы рассматриваются также в рамках международных научно-практических конференций «Дизайн СМИ: тренды XXI века», которые проводятся с 2006 г. Особо отметим изучение проблемы влияния кроссмедийности на развитие визуального языка. Этой теме был посвящен ряд научных статей, а также сообщения на международных конференциях (Волкова, 2017; Volkova, 2017).

В контексте исследования визуальной коммуникации в медиа следует рассматривать изучение иллюстрации как визуального компонента современных СМИ. Одним из результатов работы над этой темой стало диссертационное исследование «Графическая иллюстрация как визуальный компонент контента качественных изданий» (Свитич, 2016 (а)), на основе которого была написана монография «Графическая иллюстрация в прессе» (Свитич, 2018). Сегодня на кафедре изучаются тренды в сфере иллюстрирования СМИ (выявление и классификация примеров влияния современных направлений в искусстве, типографики и веб-дизайна на иллюстрирование СМИ), анализируется влияние мультимедийных технологий (Свитич, 2015 (а, б), 2016 (б, в), 2017 (а, б), 2019; Свитич Л., Свитич А., 2019). Планируется изучение визуального языка изображений в СМИ, в частности сатирических иллюстраций англо- и русскоязычных СМИ, а также креолизованных интернет-мемов как знаков, выполняющих функцию культурного кода и неразрывно связанных с проявлением этнокультурной идентичности.

 

Библиография

Анисимов И.В. Краудфандинг в современных российских исследованиях журналистики // Меди@льманах. 2019. № 6. С. 36–46. DOI: 10.30547/mediaalmanah.6.2019.3646

Анисимов И.В. (а) «Медленная фотожурналистика». Финансирование проектов при помощи краудфандинга // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10: Журналистика. 2020. № 4. С. 148–169. DOI: 10.30547/vestnik.journ.4.2020.148169

Анисимов И.В. (б) Об эффективности краудфандинга в фотожурналистике (на примере площадки Kickstarter) // Меди@льманах. 2020. № 6. С. 49–59. DOI: 10.30547/mediaalmanah.6.2020.4959

Анисимов И.В. Особенности развития краудфандинга как модели финансирования проектов в области журналистики // Меди@льманах. 2021. № 6. С. 83–95. DOI: 10.30547/mediaalmanah.6.2021.8395

Бакулин О.А. (а) Дело «Эдуардо Мартинса» в контексте проблем развития современной фотожурналистики: взгляд российских экспертов // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10: Журналистика. 2019. № 5. С. 120–134. DOI: 10.30547/vestnik.journ.5.2019.120134

Бакулин О.А. (а) К вопросу об этических аспектах цифровой обработки фотографий // Визуальная коммуникация: история и актуальные проблемы современности: сб. ст. М.: Фак. журн. МГУ, 2012. С. 79–90.

Бакулин О.А. К истории создания органов госуправления фотосъемкой в первые годы советской власти (по публикациям Г.М. Болтянского) // Меди@льманах. 2020. № 6. С. 62–72. DOI: 10.30547/mediaalmanah.6.2020.6272

Бакулин О.А. (а) Краудфандинг для фотожурналистов: новые возможности творческой реализации // Меди@льманах. 2014. № 3. С. 22–29.

Бакулин О.А. (б) Особенности использования краудфандинга в фотожурналистике (на примере платформы Kickstarter) // Параллели и меридианы медиапространства. К 85-летию Я.Н. Засурского. М.: Фак. журн. МГУ, 2014. С. 35–46.

Бакулин О.А. Проблема цифровой манипуляции в фотожурналистике (в исследованиях второй половины 1980–1990 гг.) // Меди@льманах. 2018. № 3. С. 23–30. DOI: 10.30547/mediaalmanah.3.2018.2330

Бакулин О.А. (б) Проблема цифровой манипуляции в фотожурналистике: специфика источниковой базы // Меди@льманах. 2019. № 6. С. 57–65. DOI: 10.30547/mediaalmanah.6.2019.5765

Бакулин О.А. (б) Фотография в советской пропаганде в годы Великой Отечественной войны (по материалам журнала «Огонек») // История отечественных СМИ. Отечественная журналистика как единый историко-публицистический процесс. Ежегодник. М.: Фак. журн. МГУ, 2012. С. 11–21.

Бакулин О.А. (в) Фотография в формировании образа вождя // Визуальная коммуникация: история и актуальные проблемы. М.: Фак. журн. МГУ, 2012. С. 5–11.

Бакулин О.А. (в) Фотография как инструмент советской визуальной пропаганды в годы Великой Отечественной войны (по материалам газеты «Правда») // Меди@льманах. 2014. № 6. С. 30–37.

Бакулин О.А. Этика фотожурналистики (некоторые аспекты отечественной историографии) // Меди@льманах. 2017. № 5. С. 100–106.

Бакулин О.А., Ромакина М.А. К проблеме верификации фотографий в современных медиа // Меди@льманах. 2019. № 2. С. 31–42. DOI: 10.30547/mediaalmanah.2.2019.3142

Бакулин О.А., Ромакина М.А. Фактчекинг в фотографии: проблемы и алгоритмы верификации данных // Цифровые трансформации СМИ: региональный, национальный и глобальный аспекты. X междунар. науч. чтения в Москве: тезисы. М.: Фак. журн. МГУ, 2018. С. 127–128.

Волкова В.В. Кроссмедийность как фактор развития визуального языка // Медиалингвистика. Вып. 6. Язык в координатах массмедиа: мат. II междунар. науч.-практ. конф. 2–6 июля 2017 г. СПб.: СПбГУ, 2017. С. 29–31.

Ворон Н.И. Жанры в визуальном контенте современной прессы // Меди@льманах. 2018. № 6. С. 77–86. DOI: 10.30547/mediaalmanah.6.2018.7786

Ворон Н.И. Фотопубликации в печатной прессе: жанровый аспект // Меди@льманах. 2016. № 6. С. 94–99.

Ворон Н.И. Фоторепортаж в современной прессе // Меди@льманах. 2020. № 6. С. 44–48. DOI: 10.30547/mediaalmanah.6.2020.4448

Галкин С.И. Дизайн печатных СМИ: эволюция понятия «композиция» // Меди@льманах. 2020. № 1. С. 80–90. DOI: 10.30547/mediaalmanah.1.2020.8090

Галкин С.И. От дизайна «вещей» к дизайну СМИ. Некоторые проблемы промышленного проектирования и художественного редактирования в историческом аспекте. М.: Фак. журн. МГУ, 2010.

Галкин С.И. Система оформления российской периодики: к истории вопроса // Вопросы теории и практики журналистики. 2013. Т. 4. № 1. С. 101–111.

Крашенинникова М.А. Отечественный фоторепортаж периода перестройки: на примере изданий «Советский Союз», «Огонек», «Советская Россия» в 1985–1991 гг.: дис. ... канд. филол. наук. М., 2017.

Попов В.В. Общий курс полиграфии: техника полиграфического производства: учеб. пособие. М.: Гизлегпром; Л.: Гизлегпром, 1934.

Попов В.В., Гуревич С.М. Производство и оформление газеты. М.: Книга, 1967.

Ромакина М.А. Алексей Федорович Греков. М.: Комсомол. правда, 2017.

Ромакина М.А. (а) Авторская фотокнига XXI века как эпизод биографии. Биография как сюжет для фотокниги // Актуальные проблемы теории и истории искусства. 2018. № 8. С. 535–547.

Ромакина М.А. (а) Авторская фотокнига в России в начале XXI века. Тенденции развития // История отечественных средств массовой информации. 2016. Т. 2. № 1. С. 91–104.

Ромакина М.А. (а) Виртуальные фотовыставки в современном медиапространстве // Меди@льманах. 2020. № 4. С. 48–62. DOI: 10.30547/mediaalmanah.4.2020.4862

Ромакина М.А. (б) Контактные отпечатки из фотоархива агентства «Магнум» // Меди@льманах. 2018. № 5. С. 168–173. DOI: 10.30547/mediaalmanah.5.2018.168173

Ромакина М.А. (б) Мультимедийные «простейшие»: синемаграфия в СМИ и блогах 2010-х гг. // Вопросы теории и практики журналистики. 2020. Т. 9. № 2. С. 247–263.

Ромакина М.А. (в) О специфике «народных» онлайн-фотоархивов // Актуальные проблемы медиаисследований – 2018: мат. междунар. науч.-практ. конф. НАММИ. М.: Фак. журн. МГУ, 2018. С. 137–138.

Ромакина М.А. (б) Пантеон лучших: о роли кураторских подборок в дистрибуции фотокниг // Актуальные проблемы медиаисследований – 2016: мат. междунар. науч.-практ. конф. НАММИ. М.: Фак. журн. МГУ, 2016. С. 138–141.

Ромакина М.А. Поликадр и полиэкран в фотографии XIX–XX вв. // Меди@льманах. 2019. № 3. С. 37–51. DOI: 10.30547/mediaalmanah.3.2019.3751

Ромакина М.А. (в) Типологический анализ современных фотоагентств // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10: Журналистика. 2020. № 6. С. 108–135.

Ромакина М.А. (в) Эстетика калейдоскопа в визуальных медиа // Вестн. ВГИК. 2016. Ч. 1. № 2. С. 59–69; Ч. 2. № 3. С. 48–56.

Свитич А.Л. (а) Визуальная метафора как отличительная черта визуального языка качественных изданий // Медиа в современном мире: мат. 56-го междунар. форума 13–14 апреля 2017 г. Сер.: Век информации. Т. 2. СПб.: СПбГУ, 2017. С. 97–98.

Свитич А.Л. Графическая иллюстрация в прессе. М.: ИКАР, 2018.

Свитич А.Л. (б) Графическая иллюстрация в прессе: методы исследования // Дизайн СМИ: тренды XXI века. 2017. № 3. С. 84–97.

Свитич А.Л. (а) Графическая иллюстрация как визуальный компонент контекста качественных изданий: дис. ... канд. филол. наук. М., 2016.

Свитич А.Л. (а) Графическое иллюстрирование как инструмент визуализации контента деловых журналов // Меди@льманах. 2015. № 2. С. 12–20.

Свитич А.Л. (б) Объектно-тематические характеристики графических иллюстраций качественных изданий // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10: Журналистика. 2016. № 6. С. 26–45.

Свитич А.Л. (в) Особенности графического иллюстрирования российской прессы // Дизайн СМИ: тренды XXI века. 2016. № 2. С. 114–119.

Свитич А.Л. Принципы флэт-дизайна в графической иллюстрации периодических изданий // Дизайн СМИ: тренды XXI века. 2019. № 4. С. 266–270.

Свитич Л.Г., Свитич А.Л. Социологический метод контент-анализа иллюстраций в прессе как источника визуальной информации по истории // Роль изобразительных источников в информационном обеспечении исторической науки. М.: Ин-т науч. инф. по обществ. наукам РАН, 2019. С. 820–839.

Свитич А.Л. (б) Специфика графической иллюстрации как компонента контента качественных изданий // Медиаскоп. 2015. Вып. 3. Режим доступа: http://www.mediascope.ru/1777

Семова Л.В. От социальной тематики к социальной проблематике. Фотография в журнале «Огонек» (1950–1980-е гг.) // Меди@льманах. 2016. № 3. С. 100–113.

Семова Л.В. Традиции и новаторство в отечественной фотожурналистике 1960-х гг. по фотографиям журнала «Огонек»: дис. ... канд. филол. наук. М., 2017.

 

Volkova V.V. Cross-Mediality as Development Factor of the Media’s Visual Language // Медиалингвистика. 2017. № 4. С. 37–41.

Дата поступления в редакцию: 27.12.2022
Дата публикации: 20.02.2023