Архив



Трансформация газет в цифровую эпоху: опыт китайских СМИ



Линь Фэй

Ссылка для цитирования: Линь Фэй Трансформация газет в цифровую эпоху: опыт китайских СМИ // Меди@льманах. 2023. № 1 (114). С. 96−105. DOI: 10.30547/mediaalmanah.1.2023.96105

DOI: 10.30547/mediaalmanah.1.2023.96105
EDN: SJUXDY

© Линь Фэй
независимый эксперт (г. Шаньтоу, Китай), Lin.baby@mail.ru



Ключевые слова: цифровые технологии, печатные СМИ, медиаиндустрия, китайская газета, адаптация.



Статья посвящена анализу деятельности китайских газет в цифровую эпоху, особое внимание уделено изучению динамики китайского газетного рынка в 2015–2020 гг., а также модели адаптации к новой реальности, используемой редакциями. Результаты исследований позволяют сделать вывод о том, что китайские медиапредприятия имеют возможность двигаться вперед через совершенствование бизнес-моделей и стратегий развития, а также через внедрение новых технологий.

 

Теоретические основы исследования

Сегодня под воздействием цифровых технологий меняется и деятельность СМИ (Вартанова, 2022; Смирнова, 2013; Okon, Obukoadata, Ekwok, 2022), и сама медиасреда (Nielsen, Ganter, 2018; Patterson, 2013). Трансформация затронула бизнес-модели изданий, способы распространения контента, жанры медиатекста и даже общение между коллегами (Jenkins, Jerónimo, 2021; Kolesnichenko, Vyrkovsky, Galkina, Obraztsova et al., 2018). Одновременно с этим журналистика как средство коммуникации между индивидом, социальными группами и обществом сохраняет свою жизнеспособность, в том числе благодаря обновлению стратегии развития медиапредприятий (O’Sullivan, Fortunati, Taipale, Barnhurst, 2017; Vázquez-Herrero, Negreira-Rey, López-García, Toural-Bran et al., 2022). Эта жизнеспособность может быть обусловлена и тем, что аудитории по-прежнему нужны качественные журналистские публикации (Wunderlich, Hölig, Hasebrink, 2022), а технология и творчество в журналистике не исключают, а дополняют друг друга (Тертычный, 2013: 80).

Особое внимание исследователи обращают на кризис газет, причины которого связаны с уменьшением доходов от подписки на их бумажные версии и печатной рекламы, а также с сокращением числа рабочих мест (Garfield, 2009; Shirky, 2008; Weaver, Willnat, Wilhoit, 2019). Отметим, что информационные потребности современного человека и адаптация традиционных СМИ к новой реальности создают условия для выживания и развития газет.

В журналистской практике разных стран накоплен ценный опыт по совершенствованию деятельности медиапредприятий в цифровую эпоху. Цель нашего исследования – изучение китайского опыта адаптации редакций газет к новой реальности, стратегий развития и бизнес-моделей.

 

Новые бизнес-модели

На газетных рынках развитых западных стран появились новые бизнес-модели, которые помогли редакциям справиться с сокращением дохода от рекламы и падением тиражей. В первую очередь, это платный онлайн-контент – paywall, быстро развивающийся в газетной индустрии США (чаще изданиями с тиражом, превыша­ющим 100 тыс. экз.1). Исследователи выделяют четыре типа paywall: жесткий, мягкий, измеряемый и гибридный (Halbheer, Stahl, Koeningsberg, Lehmann, 2014), в США наиболее распространен «измеряемый paywall», который позволяет пользователям бесплатно читать на сайте ограниченное количество публикаций в месяц (Myllylahti, 2014: 182). Paywall-модель уже доказала свою эффективность: так, количество подписчиков американской газеты The New York Times на платный онлайн-контент в конце 2020 г. составило 5,09 млн, что на 49,4% больше, чем в 2019 г.2 Британская деловая газета Financial Times успешно использует подписную модель с «жестким paywall». Согласно данным годовых отчетов Guardian Media Group (GMG), доходы от цифровой подписки в 2021 г. выросли по сравнению с 2020 г. на 61,3%3.

Быстрое увеличение доходов от читателей цифрового формата обусловлено и применением модели/стратегии membеrship (членство), которую впервые запустила британская газета The Guardian в 2014 г. Смысл модели в том, чтобы заменить подписку сбором клубных взносов читателей, которые хотят поддержать издание4. Соглас­но данным ежегодного отчета, по состоянию на 29 марта 2020 г. официальный сайт газеты привлек более 790 тыс. таких сторонников5.

В китайской газетной индустрии подписная модель развивается медленно, несмотря на усилия ряда газет. В 2007 г. четыре городские газеты в Вэньчжоу запустили paywall-модель, которая была отменена в 2012 г. из-за неэффективности. Самый влия­тельный общенациональный ежедневник «Жэньминь Жибао» 1 января 2010 г. объявил о введении платного доступа к контенту, однако уже с 5 марта 2010 г. у читателей появился бесплатный доступ к публикациям в день выхода издания на первых четырех полосах электронной копии и содержанию после четвертой полосы, а с 1 января 2017 г. газета отказалась от этой модели.

По состоянию на 1 марта 2018 г. на медиарынке paywall используют 49 газет, в основном финансово-экономические или отраслевые, однако есть и исключения. Например, универсальный еженедельник «Нанфан Чжоумо» (南方周末) запустил в августе 2018 г. «измеряемый paywall». Спустя три года доходы от подписки составили более 10 млн юаней, а число платных пользователей достигло 260 тыс. В китайской медиаиндустрии большой коммерческий успех имеет деловое издание Caixin, которое с ноября 2017 г. ввело платный доступ к своим материалам и за пять лет набрало 900 тыс. цифровых подписчиков (см. табл. 1). Очевидно, что по мере увеличения числа подписчиков доходы от подписки продолжают расти из года в год.

Несмотря на действенность бизнес-моделей paywall и membеrship, на их эффективность, как показал анализ, оказывают влияние особенности медиарынка в разных странах и конкретные действия газеты.

 

Китайская пресса в цифровую эпоху

В последние десятилетия китайские газеты вызывали интерес исследователей разных стран, обращающих внимание на взаимоотношения власти и прессы, которая находится под сильным контролем со стороны отдела пропаганды ЦК КПК (Brady, 2017), однако нередко игнорирующих тот факт, что по мере трансформации газетной индустрии в стране формируется более открытая медиасреда (Stockmann, 2013). На самом деле цифровизация традиционных СМИ в Китае началась еще в 1995 г., когда появилась электронная версия газеты «Чжунго маои бао» (中国贸易报). Согласно данным «Ежегодника китайской журналистики» (2000 г.), к 1999 г. в Китае 273 издания выпускали свои материалы в цифровом формате, сохраняя при этом печатные версии. Одновременно в 1990 гг. появились первые издательско-производственные объединения (ИПО).

Сегодня на печатном рынке работают 40 крупных газетных корпораций, в их числе «Цзинцзи жибао» (科技日报), «Бэйцзин жибао» (北京日报), «Гуанмин жибао» (光明日報) и др. У большинства годовой доход превышает 100 млн юаней. В крупной корпорации Southern Publishing and Media Co., Ltd, выручка в 2020 г. составила 2,941 млрд юаней, чистая прибыль – 245 млн.

Сегодня на китайском рынке прессы конкуренция между крупнейшими газетно-издательскими концернами обостряется. По региональному признаку газеты разделяются на общенациональные, провинциальные, городские и уездные. Одной из важнейших особенностей газетной индустрии КНР стало то, что с экономической точки зрения провинциальные и городские издания в регионах с наиболее устойчивой экономикой лучше приспособились к новым условиям. Финансовая модель современной газеты складывается из следующих составляющих: подписка, продажа тиража, размещение рекламы и объявлений (печатный и цифровой форматы), государственная поддержка разных уровней (гранты и субсидии) и др.

Мы изучили финансовые показатели крупнейшей биржевой медиакомпании Zhejiang Huamei Holding Co., Ltd в провинции Чжэцзян. По данным годового отчета компании, выручка в период с 2020 по 2021 г. выросла на 17,93% (см. табл. 2). Медиапредприятие активно ищет новые источники доходов, включая продажу товаров, рекламных данных, оказание образовательных и технологических услуг.

Показательно, что в структуре доходов корпорации по-прежнему велика роль продажи рекламных услуг, а выручка от продажи данных мобильной рекламы выросла на 1580,59%. Полученные результаты тесно связаны с использованием адаптивной стратегии компании: создание центра данных и развитие бизнес-аналитики.

Чтобы лучше понять особенности газетной индустрии, обратим внимание на динамику отраслевых показателей. Как отмечает Е.Л. Вартанова (2003), статистические данные, свидетельствующие о распространении печатных изданий, являются базовыми для газет. Китайские газеты лидируют на мировом рынке по тиражам: в 2020 г. в стране насчитывалось 18 газет, у которых средний тираж одного номера достигал 1 млн экз. Однако общий тираж резко упал (в 2015 г. – 43,01 млрд экз., в 2017 г. – 28,91 млрд) (см. табл. 3). Валовая прибыль в 2017 г. увеличилась до 3,754 млрд юаней (в 2015 г. – 3,58 млрд). Это можно объяснить ростом субсидии государст­ва и повышением дохода от платной публикации отчетности в деловых газе­тах6.

В 2020 г. общий годовой тираж газет сократился до 28,91 млрд экз. (см. табл. 4). Однако, несмотря на падение выручки, на медиарынке наблюдается рост валовой прибыли, что связано с удовлетворением потребительских привычек аудитории и поисками новой стратегии адаптации к меняющимся реалиям.

 

Новые стратегии развития

В результате влияния цифровизации на средства производства и распространения медиапродукта, способы потребления контента, а также ключевые бизнес-модели СМИ (Sundet, Ihlebæk, Steen-Johnsen, 2020: 712) основные участники рынка, приняв вызов, стали разрабатывать новые стратегии развития и искать новые бизнес-модели.

Главной движущей силой развития СМИ в Китае является государство, которое с помощью политических и экономических мер воздействия на медиаотрасль создает необходимые условия для модернизации журналистской деятельности. Так, 8 августа 2014 г. принят проект программы «Руководство по содействию интеграции традиционных и новых СМИ», а в 2019 г. на пленуме ЦК КПК 19-го созыва было отмечено, что необходимо создать коммуникационную систему омнимедиа, основанную на производстве качественного контента, применении передовых технологий, планировании и прогнозировании инновационного менеджмента7.

В китайских регионах разработан и внедрен отдельный комплекс мер поддерж­ки газет, в том числе налоговые льготы, специальный фонд для поддержки местных изданий и прямые выплаты денежных средств. В определенной мере объем финансирования зависит от состояния регионального бюджета. Например, в 2018 г. правительство провинции Гуанси направило 22 млн юаней на создание интеграционной платформы «Облако Гуанси» (广西云), которая позволяет реализовать произвольные интеграционные сценарии: планирование, сбор, редактирование и продвижение медиапродукта в целях повышения эффективности работы коллективов8. В течение 2015–2021 гг. Шэньчжэньская издательская группа (Shenzhen Press Group) ежегодно получает помощь в размере 100 млн юаней от городского правительства для технологической модернизации и реализации конвергентных проектов.

При поддержке государства традиционные СМИ, в частности газеты, активно вовлечены в конвергентные процессы и органично адаптируются к новой реальности. Уже накоплен практический опыт, в газетной индустрии создана инновационная платформа для сбора и редактирования журналистских материалов с использованием облачных вычислений и больших данных. Также редакции газет применяют мультиплатформенную стратегию для подачи, распространения контента и вовлечения аудитории.

Более того, в Китае появилась новая модель газеты: издание выпускается только в цифровом формате, контент для чтения доступен на PC, APP, iPad и WAP. Один пример заслуживает особого внимания. Шанхайская объединенная медиагруппа (ШОМГ) в июле 2014 г. официально запус­тила издание «Пенпай» (澎湃新闻), контент которого создают журналисты и редакторы в конвергентной редакции газеты «Утренний Донфан» (东方早报)9. По состоянию на июнь 2022 г. число скачиваний приложения «Пенпай» превысило 200 млн, а годовой доход составил более 400 млн юаней. ШОМГ приняла не только стратегию развития медиабренда с нуля в целях расширения аудитории (посетителей и рекламодателей), но и стратегию формирования оригинального контента (Repnikova, Fang, 2019).

В условиях жесткой конкуренции на медиарынке успех издания «Пенпай» связан с его постоянной трансформацией. Вместе с созданием и распространением мультиформатного контента (текст, графика, фото, аудио, видео) «Пенпай» становится поставщиком сервиса для индустрии интернет-контента с помощью платформы для монетизации видеоматериалов и развития своеобразной системы сбора, обработки и передачи информации («Система Pai»).

Важная составляющая успеха газеты – надежные источники финансирования. 28 декабря 2016 г. «Пенпай» завершила раунд серии А, собрав 610 млн юаней от шести государственных предприятий Китая, а 8 августа 2022 г. – раунд серии B на сумму 400 млн юаней при участии Шанхайского инвестиционного фонда развития культурной индустрии. В условиях динамичного развития информационно-коммуникационных технологий цифровая трансформация газет тесно связана с развитием новых каналов и медиаплатформ (Ткачева, 2019: 105). В журналистской практике наблюдается феномен трансмедийного повествования, формирование которого связано с использованием облачной платформы «Центральная кухня» (中央厨房) внутри медиакомпании. Эта система создана для сбора, редактирования контента с целью повышения эффективности творческой деятельности и распространения мультиформатных материалов для пользователей разных медиаплощадок. Кроме того, «Центральная кухня» функционирует как модель эффективного командного взаимо­действия.

В октябре 2016 г. газетой «Жэньминь Жибао», по принципу добровольности, сформирована конвергентная студия, объединившая 46 студий (300 редакторов и корреспондентов из 39 отделов и подраз­делений редакции)10.

Успех издания в Интернете во многом зависит от умения прийти на те площадки, где находится его потенциальная или желаемая аудитория (Круглова, 2016). Особенность медиапотребления современных китайцев связана с тем, что смартфон стал универсальным медиаустройством, обеспечивающим доступ к медиапродуктам, а в повседневную практику вошло массовое использование социальных сетей, видеохос­тингов, мессенджеров. В качестве ответа вызовам цифровой эпохи газеты приняли стратегию диверсификации для продвижения контента, мультиплатформенную стратегию, направленную на укрепление отношений с потенциальными читателями.

Быстрое освоение новых площадок для распространения контента и вовлечения аудитории, способность создавать адекватные их формату журналистские материалы – основные тенденции развития китайской прессы. Большинство изданий создали свои веб-сайты, мобильные приложения, а также официальные аккаунты в популярных соцсетях: сервисе микроблогов Sina Weibo (新浪微博), мессенджере WeСhat (微信), мобильном приложении Jinri Toutiao (今日头条), мобильной короткой видеоплатформе Douyin (抖音) и Kuaishou (快手). Оценить эффективность мультиплатформенной стратегии позволяет анализ количества подписчиков наиболее читае­мых универсальных газет (см. табл. 5).

Общенациональная газета «Жэньминь Жибао», занимающая самые высокие позиции в рейтинге, имеет абсолютное преимущество (иными словами, приобретает самую сильную «коммуникативную силу конвергенции» в современной медиасреде11). Ежедневная «Наньфан жибао» (南方日報), самая читаемая из провинциальных газет, привлекла наименьшую аудиторию на платформах Jinri Toutiao и Kuaishou. Чтобы гарантировать прямую связь с аудиторией, а также собрать данные о трафике и популярности медиапродуктов, редакция выбрала другую стратегию развития: совершенствование своего сайта и мобильного клиентского приложения «Нань­фан+» (количество загрузок приложения в 2021 г. превысило 88 млн, и объем мобильного трафика (по посещаемости) составил 1,11 млрд12).

Китайский опыт подтверждает мнение исследователей о том, что диверсификация бизнес-моделей является основным трендом современной медиасреды (Nielsen, 2019), а газеты становятся бенефициарами изменений в новых цифровых условиях (O'Sullivan, Fortunati, Taipale, Barnhurst, 2017: 91).

 

Выводы

Результаты нашего исследования опровергают тезис о кризисе или «смерти» газет, подтверждая постулат о том, что газета по-прежнему нужна читателю. В целом газетный рынок в Китае отличается стабильностью и жизнестойкостью. Влияние цифровизации на медиаиндустрию Китая очевидно, пресса претерпела радикальную трансформацию, в процессе которой активно участвуют органы государственной власти, менеджеры и сотрудники медиакомпаний. Государство – главная движущая сила развития СМИ, именно оно создает благоприятные условия для их модернизации. Газетные корпорации, со своей стороны, активно ищут новые источники доходов, включая продажу товаров, рекламных данных, оказание образовательных и маркетинговых услуг и платную подписку.

Одна из характерных тенденций развития китайской прессы – активное вовлечение газет в конвергентные процессы с помощью применения стратегии формирования оригинального контента, освоения новых площадок для распространения мультиформатного контента и вовлечения аудитории. Создается инновационная платформа для сбора, редактирования и продвижения материалов с использованием облачных вычислений и больших данных, в медиа­организациях применяется модель про­дуктивного командного взаимодействия. Основные участники газетного рынка в Китае эффективно трудятся над производством разнообразных сообщений и использованием новых каналов для распространения мультимедийного контента и привлечения новых читателей.

 

Таблица 1. Количество платных подписчиков газеты  Caixin

Период

До ноября 2018 г.

2019 г.

2020 г.

2021 г.

До октября 2022 г.

Кол-во подписчиков

(тыс.)

200

300

510

> 700

900

Источник: Составлено автором на основе данных Caixin Global

 

Таблица 2. Доходы Zhejiang Huamei Holding Co., Ltd, 2020–2021 гг.

Доходы

2021 г.

2020 г.

Изменение (в %)

Доходы

(млрд юаней)

Доля  доходов (%)

Доходы

(млрд юаней)

Доля доходов (%)

Пресса

2,426

12,34

2,951

17,71

–17,79

Издательская деятельность

1,768

9

1,565

9,39

12,95

Новые медиа

0,838

4,27

0,713

4,28

17,49

Реклама и

планирование проекта

5,180

26,36

4,852

29,12

6,75

Наружная реклама

3,459

17,60

2,763

16,58

25,21

Продажа товаров

0,762

3,88

0,714

4,28

6,77

Данные мобильной рекламы

1,973

10,04

0,117

0,71

1580,59

Профессиональная подготовка  и технологические услуги

2,527

12,86

2,417

14,50

4,58

Другое

0,717

3,65

0,571

3,43

25,55

Всего доходов

19,651

100

16,666

100

17,93

 

Таблица 3. Динамика отраслевых показателей газетного рынка, 2015–2017 гг.

Показатель

2015  г.

2016 г.

2017 г.

Кол-во

Изменение (%)

Кол-во

Изменение (%)

Кол-во

Изменение (%)

Ассортимент (виды)

1906

–0,31

1894

–0.63

1884

–0,53

Общий тираж  (млрд экз.)

43, 01

–7,29

39,01

–9,36

36,25

–7,07

Общее кол-во  печ. л. (млрд листов)

155, 49

–10,30

126,73

–18,50

107,62

–15,07

Выручка

(млрд юаней)

62, 62

–10,30

57,85

–7,60

57,825

–0,04

Валовая прибыль  (млрд юаней)

3, 58

–53,21

3,014

–15,70

3,754

24,55

Источник: годовые отчеты Всекитайской ассоциации журналистов (ACJA), 2015–2017 гг.

 

Таблица 4. Динамика отраслевых показателей газетного рынка, 2018–2020 гг.

Показатель

2018 г.

2019 г.

2020 г.

Кол-во            Изменение

(%)

Кол-во

Изменение (%)

Кол-во

Изменение (%)

Кол-во газет

1871

–0,69

1851

–1,07

1810

–2,20

Общий годовой тираж (млрд экз.)

33,726

–6,96

31,759

–5,83

28,91

–9,0

Общее количество  печ. л. (млрд листов)

92,79

–13,78

79,651

–14,16

65,47

–17,8

Выручка

(млрд юаней)

57,595

–0,4

57,610

0,03

53,59

–6,4

Валовая прибыль (млрд юаней)

3,296

–12,20

3,014

15,79

3,754

32,1

Источник: годовые отчеты Всекитайской ассоциации журналистов (ACJA) о развитии журналистики

 

Таблица 5.  Топ-10 газет по количеству подписчиков на аккаунты изданий  в соцсетях, млн чел.

Газета

Ранг

Weibo

Jinri Toutiao

Douyin

Kuaishou

Жэньминь Жибао (центр.)

1

150

17,739

160

61,938

Синьхуа мэйжи дяньсунь (центр.)

2

1,046

1,038

42,757

6,214

Цанькао сяоси (центр.)

3

24,367

8,361

11,67

1,346

Гуанмин Жибао (центр.)

4

25,275

2,16

27,567

4,528

Цзинцзи Жибао (центр.)

5

5,712

3,406

13,286

4,385

Наньфан жибао (провинц.)

6

16,216

0,41

2,437

0,00

Души куайбао (провинц.)

7

10,94

1,943

4,16

1,283

Хуаньцю шибао (центр.)

8

30,934

10,836

10,957

2,033

Баньдао душибао (провинц.)

9

11,837

0,485

1,94

1, 116

Цяньцзян ваньбао (провинц.)

10

7,173

0,707

2,29

0,756

Источник: открытые данные соцсетей на 24 августа 2022 г.

 

Примечания

1 Building the Great Newspaper Paywall (2012). Izea.com, 5 July. Режим доступа: https://izea.com/blog/building-the-great-newspaper-paywall/ (дата обращения: 20.08.2022).

2 Pengue M. (2021) 25 Insightful New York Times Readership Statistics (The 2022 Edition). Letter.ly, 14 March. Режим доступа: https://letter.ly/new-york-times-readership-statistics/ (дата обращения: 24.10.2022).

3 Annual Report and Consolidated Financial Statements for the Year Ended 29 March 2020. Guardian Media Group Plc. Режим доступа: https://uploads.guim.co.uk/2020/07/15/1._GMG_Financial_Statements_2020_FINAL__pdf.pdf (дата обращения: 27.09.2022).

4 Мирошниченко А. Успех клубных взносов: Guardian вышла на самоокупаемость // Журналист. 2019. № 5. Режим доступа: https://jrnlst.ru/guardian-result?ysclid=l6kdm0nrgd934421450 (дата обращения: 26.08.2022).

5 Annual Report and Consolidated Financial Statements for the Year Ended 29 March 2020.

6 См.: Отчет об анализе отрасли печати и публикаций за 2017 год / Государственное управление печати, публикаций, радио, кино и телевидения. 2017. Сент., 22. Режим доступа: https://www-chinaxwcb-com.translate.goog/info/20961?_x_tr_sl=zh-CN&_x_tr_tl=ru&_x_tr_hl=ru&_x_tr_pto=sc (на китайском языке) (дата обращения: 30.08.2022).

7 Си Цзиньпин: ускорить развитие медиаконвергенции и создание структуры коммуникационной системы омнимедиа // Цю-ши. 2019. № 6. С. 4–8 (на китайском языке).

8 Медиаконвергентная платформа «Облако Гуанси» v2.0 получила одобрение группы экспертов, и провинция Гуанси взяла на себя ведущую роль в создании «одной сети» медиаконвергенции на провинциальном уровне. Режим доступа: https://m.thepaper.cn/baijiahao_10704643 (на китайском языке) (дата обращения: 24.10.2022).

9 В результате общей трансформации газеты «Утренний Донфан» издание «Пенпай» получило государственные стратегические инвестиции 610 млн юаней // Пенпай. 2016. Янв., 28. Режим доступа: https://www.thepaper.cn/newsDetail_forward_1588957 (на китайском языке) (дата обращения: 24.10.2022).

10 Отчет о социальной ответственности газеты «Жэньминь Жибао» за 2021 г. // Жэньминь Жибао. 2022. Май, 31. Режим доступа: http://gongyi.people.com.cn/n1/2022/0531/c151132-32435313-3.html (на китайском языке) (дата обращения: 30.08.2022).

11 Термин «коммуникативная сила конвергенции» (融合传播力) использовал в 2016 г. исследовательский институт People’s Daily Online для оценки результатов адаптивной деятельности китайских СМИ. Он определяется способностью медиа­компаний использовать различные каналы для распространения мультиформатного контента.

12 Отчет о социальной ответственности газеты «Наньфан Жибао» за 2021 г. // Наньфан Жибао. 2022. Июнь, 10. Режим доступа: https://news.southcn.com/node_54a44f01a2/7c1de91909.shtml (на китайском языке) (дата обращения: 25.10.2022).

 

Библиография

Вартанова Е.Л. Медиаэкономика зарубежных стран: учеб. пособие. М.: Аспект Пресс, 2003.

Вартанова Е.Л. К вопросу о последствиях цифровой трансформации медиасреды // Меди@льманах. 2022. № 2. С. 8–14. DOI: 10.30547/mediaalmanah.2.2022.814

Гу Сяоцзинь. Кризис и перемены – сравнительное исследование трансформации китайской и американской газетной индустрии. Пекин: Изд-во Китайской большой энциклопедии, 2022 (на китайском языке).

Круглова Л.А. Российские печатные СМИ: специфика онлайн-версий // Медиаскоп. 2016. Вып. 4. Режим доступа: http://www.mediascope.ru/2205 (дата обращения: 27.09.2022).

Платонова Д.В. Информационное участие и формы его реализации в СМИ // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10: Журналистика. 2011. № 1. С. 131–141.

Смирнова О.В. Печатные медиа в эпоху цифровых технологий // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10: Журналистика. 2013. № 6. С. 26–38.

Тертычный А.А. О соотношении технологии и творчества в современной журналис­тике // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10: Журналистика. 2013. № 6. С. 77–88.

Ткачева Н.В. Национальные медиа как инструменты продвижения мягкой силы Китая // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10: Журналистика. 2019. № 6. С. 94–128. DOI: 10.30547/vestnik.journ.6.2019.94128

 

Bell E., Owen T. (2017) The Platform Press: How Silicon Valley Reengineered Journalism. New York: Tow Center for Digital Journalism.

Brady A. (2017) Guiding Hand: The Role of the CCP Central Propaganda Department in the Current Era. Westminster Papers in Communication and Culture 3 (1): 58–77. DOI: 10.16997/wpcc.15

Garfield B. (2009) The Chaos Scenario. Nashville, TN: Stielstra.

Halbheer D., Stahl F., Koeningsberg O., Lehmann D.R. (2014) Choosing a Digital Content Strategy: How Much Should Be Free? International Journal of Research in Marketing 31 (2): 192–206. DOI: 10.1016/j.ijresmar.2013.10.004

Jenkins J., Jerónimo P. (2021) Changing the Beat? Local Online Newsmaking in Finland, France, Germany, Portugal, and the U.K. Journalism Practice 15 (3): 1–18. DOI: 10.1080/17512786.2021.1913626

Kolesnichenko A.V., Vyrkovsky A.V., Galkina M.Y., Obraztsova A. et al. (2018) Transformation of Newsroom Work in the Digital Era. Russian Journal of Communication 11 (1): 1–16. DOI: 10.30547/worldofmedia.1.2018.1

Myllylahti M. (2014) Newspaper Paywalls – the Hype and the Reality: A Study of How Paid News Content Impacts on Media Corporation Revenues. Digital Journalism 2 (2): 179–194. DOI: 10.1080/21670811.2013.813214

Nielsen R.K. (2019) Economic Contexts of Journalism. In: Wahl-Jorgensen K., Hanitzsch T. (eds.) Handbook of Journalism Studie. 2nd ed. Abingdon: Routledge, pp. 324–340.

Nielsen R.K., Ganter S.A. (2018) Dealing with Digital Intermediaries: a Case Study of the Relations between Publishers and Platforms. New Media & Society 20 (4): 1600–1617. DOI: 10.1177/1461444817701318

Okon P.E., Obukoadata P.R., Ekwok L. (2022) Mediamorphosis: Assessing the Influence of Digital Media on Traditional Newspapers in Nigeria from the Audience and Media Managers’ Perspectives. World of Media 1: 45–64. DOI: 10.30547/worldofmedia.1.2022.3

O’Sullivan J., Fortunati L., Taipale S., Barnhurst K. (2017) Innovators and Innovated: Newspapers and the Postdigital Future Beyond the “Death of Print”. The Information Society 33 (2): 86–95. DOI: 10.1080/01972243.2017.1289488

Patterson T.E. (2013) Informing the News: The Need for Knowledge-Based Journalism. New York: Vintage Books.

Repnikova M., Fang K. (2019) Digital Media Experiments in China: “Revolutionizing” Persuasion Under Xi Jinping. The China Quarterly 239: 679–701.

Shirky C. (2008) Here Comes Everybody: The Power of Organizing Without Organizations. NY: Penguin Books.

Sundet V.S., Ihlebæk K.A., Steen-Johnsen K. (2020) Policy Windows and Converging Frames: a Longitudinal Study of Digitalization and Media Policy Change. Media, Culture & Society 42 (5): 711–726.

Stockmann D. (2013) Media Commercialization and Authoritarian Rule in China. Cambridge, UK: Cambridge University Press.

Vázquez-Herrero J., Silva-Rodríguez A., Negreira-Rey M.C., Toural-Bran C. et al. (2022) An Introduction to “Total Journalism”. In: Vázquez-Herrero J., Silva-Rodríguez A., Negreira-Rey M.C., Toural-Bran C. et al. (eds.) Total Journalism. Cham: Springer, pp. 1–9. Режим доступа: https://doi.org/10.1007/978-3-030-88028-6_1 (дата обращения: 25.10.2022).

Weaver D.H., Willnat L., Wilhoit G.C. (2019) The American Journalist in the Digital Age: Another Look at US News People. Journalism & Mass Communication Quarterly 96 (1): 101–130. DOI:10.1177/1077699018778242

Wunderlich L., Hölig S., Hasebrink U. (2022) Does Journalism Still Matter? The Role of Journalistic and Non-Journalistic Sources in Young Peoples News Related Practices. The International Journal of Press/Politics 27 (3): 569–588. DOI: 10.1177/19401612211072547

 

Дата поступления статьи в редакцию: 20.12.2022
Дата публикации: 20.02.2023