Архив



Музыкальная культура в отечественной системе СМИ



Лидия Гуцериева

Ссылка для цитирования: Гуцериева Л.М. Музыкальная культура в отечественной системе СМИ // Меди@льманах. 2023. № 4 (117). С. 57−65. DOI: 10.30547/mediaalmanah.4.2023.5765

УДК 654.197+78(091)(470+571)
DOI: 10.30547/mediaalmanah.4.2023.5765
EDN: FPBKEK

© Гуцериева Лидия Микаиловна
аспирантка кафедры теории и экономики СМИ факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова (г. Москва, Россия), libby.lu.1990@mail.ru



Ключевые слова: музыкальная культура, телевидение, пропаганда, музыкальная журналистика, телепрограмма.

В статье рассматривается генезис отечественного музыкального телевизионного вещания – важного социокультурного явления, характерной особенностью которого является одновременная принадлежность к сегменту телевизионного рынка и кластеру креативных индустрий, – в рамках музыкальной культуры. Автор обращается к образцам музыкальной журналистики дореволюционной России, советскому пропагандистскому дискурсу и современной музыкальной культуре, которую главным образом определяет уже сама аудитория.

 

Размышляя о феномене культуры, Ю.М. Лот­ман писал: «Культурная память как творческий механизм не только панхронна, но противостоит времени. Она сохраняет прошедшее как пребывающее» (Лотман, 1992: 201). Не удивительно, что сегодня наблюдается неподдельный интерес к культурному наследию нашей страны, в частности к истории различных видов искусств, в том числе музыки, ведь без обобщения опыта прошлого невозможно познать настоящее.

 

Музыкальная эстетика и прототипы музыкальной журналистики

Взгляд на музыку как на часть единой культуры человеческого духа, уверенность в том, что истину в равной степени постигают философы, поэты и музыканты были свойственны мыслителям древности. «Как глаза наши устремлены к астрономии, так уши – к движению стройных созвучий», – утверждал Платон (2007: 371).

Музыка (в переводе с греч. – «искусство муз».) осознавалась в Античном мире как искусство, «приводящее все сущее к порядку, гармонии и согласию» (Миронов, 2019: 57). Исключительную роль музыкальная эстетика играла в Древней Греции: «ни скульптура, ни архитектура, ни театр, ни даже ораторское искусство Греции не представлены таким количеством памятников эстетической мысли, как музыка» (Античная музыкальная эстетика, 1960: 5). Платон, считавший музыку «воплощением всего прекрасного и всего возвышенного», и Аристотель, признававший, что она «способна оказывать известное воздействие на этическую сторону души», тем не менее рассматривали музыку по преимуществу как форму общественной практики, средство воспитания и воздействия на нравственный мир человека, «создания определенной психологической настроенности личности – этоса» (Античная музыкальная эстетика, 1960: 6). В ХХ в. Л.С. Выготский «центральной идеей психологии искусства» считал «признание искусства общественной техникой чувства» (Выготский, 1968: 15). Комментируя описание музыки из уст героя «Крейцеровой сонаты» Л.Н. Толстого, он, в частности, писал: «музыка… действует просто катартически, то есть проясняя, очищая психику, раскрывая и вызывая к жизни огромные и до того подавленные и стесненные силы <…> музыка должна быть государственным делом <…> она есть дело общественное» (Выготский, 1968: 320–321).

В России с первыми образцами – прототипами – музыкальной журналистики читатели познакомились в конце XVIII – начале XIX вв., а уже в 1870 гг. было опубликовано 29 223 материала о музыке (Музыкальная библиография, 1979: 53). «Художественная журналистика, к которой принадлежит и журналистика музыкальная, обращена к искусству как главному объекту своего внимания. Не просто к событиям общественно-культурной жизни в сфере искусства, в которых может разобраться и журналист “широкого профиля”, но именно и прежде всего – к явлениям, связанным с художественным творчеством во всех видах и формах его существования, с художественным творчеством, потребность в котором – одно из сильнейших влечений человечества с самых древних времен» (Курышева, 2007: 12–13).

Исследователи характеризуют 1870–1890 гг. как «переломный момент для русской музыкальной культуры», «время профессионалов, ратовавших за упрочение национальных позиций в музыкальном искусстве» (Семенова, 2014: 121). Авторами кратких заметок и обширных статей на тему музыки были композиторы и литераторы – «дилетанты высокого класса, которые продемонстрировали широкий взгляд на искусство» (Лапшина, 2015: 6). Особо отметим статью поэта и философа А.П. Серебрянского «Мысли о музыке»1, которую музыковед Ю. Кремлев назвал «замечательным явлением русской музыкальной эстетики первой половины XIX в.»2, и статью литературного критика В.Г. Белинского, перу которого принадлежит одно из самых поэтичных описаний музыки. Музыка – это «отрешившаяся от мира гармония мира, чувство бесконечного, воплотившееся в звуки, возбужда­ющее в душе могучие порывы и стремление к бесконечному, возносящее ее в ту превыспреннюю, подзвездную сферу высоких помыслов и блаженного удовлетворения, которая есть светлая отчизна живущих долу и из которой слышатся им довременные глаголы жизни» (Белинский, 1955: 86).

 

Музыкальная культура как способ пропаганды

После Октябрьской революции 1917 г. новая власть стала активно развивать массовую музыкальную индустрию и приобщать население к музыкальной культуре – одному из самых простых и эффективных способов пропаганды. Все театры, филармонии, концертные залы, фирмы грамзаписи, музыкальные учебные заведения находились в ведении государства. Постановлением Наркомпроса от 25 ноября 1918 г. преподавание музыки и пения было включено в число обязательных школьных дисциплин. Позже была соз­дана уникальная система музыкального образования, существующая до сих пор. Появились школы дополнительного образования, музыкальные факультеты в вузах, консерватории, музыкальные училища, средне-специальные школы и другие учебные заведения, в1927 г. в Москве были открыты курсы циркового искусства3.

В 1925 г. произошел существенный прорыв в теле- и радиовещании – Дж. Бэрдом в Великобритании, Ч. Дженкинсом в США, О. Адамяном и Л. Терменом в СССР были созданы системы механического телевидения. В отличие от специализированных изданий (книг, брошюр, газет и журналов), кинематографа и публичного лекторства музыкальные радио- и телепередачи казались трудными для их профессиональной реализации, однако они, несомненно, имели более широкий потенциал в распространении музыки. Вначале оперы, концерты, романсы транслировали по радио, но уже 15 ноября 1934 г. прошла первая звуковая трансляция малострочного телевидения. Это был небольшой эстрадный концерт (всего 25 мин) – зрители смогли послушать рассказ А. Чехова в исполнении И. Москвина, выступление оперной певицы и балетного дуэта. В конце 1930 гг., после создания Опытного Ленинградского телецентра (ОЛТЦ), началось производство оригинальных отечественных постановок (первая постановка – драма Р. Сандера «Тайна» о Гражданской войне в Испании).

23 апреля 1932 г. было принято Поста­новление ЦК ВКП(б) «О перестройке литературно-художественных организаций», в котором говорилось о необходимости создания новых союзов творческих работников. Главной целью этих союзов провозглашалась борьба за коммунизм. Были закрыты журналы «Пролетарский музыкант» и «За пролетарскую музыку», а в январе 1933 г. вышел первый номер журнала «Советская музыка» – единственного, до 1957 г., специализированного периодического издания о музыке.

В сталинскую эпоху особое внимание уделялось развитию национально-патриотического духа, делался упор на традиционную культуру – в первую очередь на русское искусство допетровских реформ. Апогеем стала кантата «Здравица» С. Прокофьева, написанная по заказу Всесоюзного радио и приуроченная к 60-летнему юбилею И. Стали­на (Кондаков, 2019: 23). Однако были композиторы, создававшие произведения в рамках концепции формализма – в частности, Д. Шостакович и Д. Кабалевский. Зарождалась советская эстрада (исполнители – Л. Утесов, П. Лещенко, В. Козин), а в 1943 г. на Родину вернулся А. Вертинский. Талантливые педагоги, такие как Г. Нейгауз, создавали свои исполнительские школы и разрабатывали уникальные методики преподавания музыки.

Однако «правительство предотвращало любые попытки проникновения западной культуры на советское телевидение» (Шерстобоева, 2009: 135), и в 1948 г. вышло Постановление Политбюро ЦК ВКП(б) «Об опере “Великая дружба” В. Мурадели», опубликованное в газете «Правда». Опера объявлялась «порочным антихудожественным произведением» – так было подавлено самое популярное музыкальное направление 1930–1940 гг. – формализм4.

С конца 1940 гг. стала развиваться популярная культура – ориентированная на широкие массы. Стала формироваться российская молодежная культура, на которую повлияли два события: VI Всемирный фестиваль молодежи и студентов 1957 г. (самый массовый за всю историю фестивального движения – 34 тыс. человек из 131 страны) и I Международный конкурс имени П.И. Чайковского 1958 г., победу в котором одержал американский пианист Ван Клиберн, ставший одним из символов «оттепели». Было продано более миллиона пластинок с записью Первого концерта для фортепиано П. Чайковского в его исполнении. К этому времени относятся и первые упоминания о новом музыкальном жанре – рок-н-ролле.

В 1960 г. был создан Союз композиторов (СК) РСФСР, в 1963 г. основан Всесоюзный Дом композиторов, а в 1964 г. – Всесоюзная фирма грампластинок «Мелодия».

К началу 1960 гг. начинается производство музыкальных телепередач и телеспектаклей и зарождается традиция «все мало-мальски значимые события в сфере массовой музыкальной культуры не просто транслировать, но создавать специальную телеверсию, привлекая соответствующие художественные возможности» (Курышева, 2007: 292). Это были телециклы, посвященные классической музыке («Великие музыканты прошлого», «Беседы у рояля»), телепрограмма «Вечер веселых вопросов», на основе которой 8 ноября 1961 г. был создан ставший культовым КВН – «Клуб веселых и находчивых» (отметим, что зрителям особенно полюбились музыкальные номера). Усилиями заведу­ющего отделом эстрады ЦТ В. Черкасова, режиссеров Ю. Богатырева и А. Габриловича, редактора В. Шатровой, в 1962 г. вышла в эфир передача «Телевизионное кафе», вскоре сменившая название на «Огонек», а потом – на «Голубой огонек». Почетным гос­тем первого выпуска «Телевизионного кафе» был Ю. Гагарин. В музыкальных телепередачах блистали такие ведущие, как В. Леонтьева, А. Ширвиндт, А. Масляков, С. Жильцова и эстрадные исполнители: А. Герман, М. Магомаев, М. Бернес. Получил развитие жанр авторской (бардовской) песни.

Однако, несмотря на ослабление цензуры, свобода творчества, «прочувствованная» в период «оттепели», была недолгой, что не удивительно, ведь «…творческое сознание невозможно в условиях полностью изолированной, одноструктурной (лишенной резерва внутреннего обмена) и статической системы» (Лотман, 1992: 116).

В 1971 г. вышел первый выпуск «Песни года» (до 1999 г. в название программы включался год – «Песня-71», и т.д.). Идея проведения ежегодного песенного фестиваля принадлежала редактору Главной редакции музыкальных программ ЦТ СССР Н. Григорьянц, режиссеру Главной редакции музыкальных программ ЦТ В. Черкесову и дирижеру эстрадно-симфонического оркестра Центрального телевидения Ю. Силантьеву. «Песня года» – дружеское соревнование композиторов, авторов стихов, песен и исполнителей – стала традиционным новогодним телевизионным концертом. В первой «Песне года» (эфир – 1 января 1972 г.) принимали участие такие исполнители, как И. Кобзон, Л. Лещенко, С. Ротару, Э. Пьеха, А. Пугачева, композиторы А. Пахмутова и В. Шаинский, поэты М. Танич и Н. Добронравов. Песни должны были «отвечать высоким моральным и нравственным нормам», проходить согласование в худсоветах.

В 1970 гг. надолго исчез прямой эфир – так, все номера любимого зрителями «Голубого огонька» снимались заранее. В 1972 г. перестал выходить КВН. Это было связано с разногласиями между руководителем ЦТ СССР С.Г. Лапиным, по приказу которого увольняли сотрудников и закрывали эфиры для неугодных ему исполнителей, и одним из авторов программы С. Муратовым. После усиления цензуры стали «визировать даже пояснительные комментарии к трансляциям спектаклей и концертов»5.

30 декабря 1976 г. вышел в эфир первый выпуск «комбинированной» телевизионной программы «Шире круг». Идея программы возникла у главного редактора Главной редакции народного творчества ЦТ К. Анненковой во время ее заграничной командировки, когда в одном из шоу она увидела выступления эстрадных артистов, цирковые и фольклорные номера. В начале 1980 гг. редакторы музыкальных программ продолжили экспериментировать с комбинацией не только разных жанров, но и разных видов искусств. Одним из наиболее успешных проектов стал «Новогодний аттракцион» с А. Пугачевой в роли ведущей (в программу были включены музыкальные и цирковые номера).

Продолжали выходить выпуски телевизионных передач, посвященные классическому искусству: «Все о балете», «Телевизионный музыкальный абонемент», «Час БСО» (Большого симфонического оркестра ЦТ и ВР). Иногда, с целью объединения исполнителей стран, входящих в Совет экономической взаимопомощи (СЭВ), для участия в телепередачах (таких как «Голубой огонек») приглашались иностранцы. В этих программах в основном звучали патриотические песни (о любви к Родине, победе в Великой Отечественной войне и т.п.). С середины 1970 гг. руководство Гостелерадио СССР приняло решение включить в выпуски «Голубого огонька» песни в исполнении Д. Дассена, группы ABBA, М. Матье, Х. Иглесиаса. А вскоре было запущено несколько музыкальных проектов с участием зарубежных артистов – «Мелодии друзей», «Утренняя почта», «Мелодии и ритмы зарубежной эстрады», «Все звезды в гости к нам». В эфире транслировались записи зарубежных фестивалей («Петерс поп-шоу» из ФРГ и «Ямаха» из Японии). Конечно, все музыкальные номера проходили «идеологический контроль», рок-музыка вообще была под запретом, а, к примеру, фрагмент концерта американской метал-группы Iron Maiden был показан только в 1980 г.

 

Перестройка и гласность

В марте 1985 г. генеральным секретарем ЦК КПСС был избран М. Горбачев, который провозгласил политику гласности и «нового политического мышления» (в сфере внешней политики), целью которой было демократизация социального, политического и экономического строя страны. Перемены затронули и телевидение – «неотъемлемый, а зачастую очень любимый компонент быта», воспринимаемый многими «как живое существо, как верный друг, порой громкий и надоедливый, но совершенно необходимый, спасающий и от одиночества, и от житейского напряжения» (Курышева, 2007: 291–292).

Исследователи в этот период выделяют две модели журналистики: перестроечную (СМИ выступают инструментом «демократизации и либерализации» общества) и инструментальную (в материалах СМИ главная роль в проведении реформ отводится партии и ее руководству).

«Перестройка» – впервые М. Горбачев использовал этот термин в 1986 г. – внес­ла свои коррективы и в музыкальное теле­видение, и в музыку, стал развиваться русский рок, «вышли из подполья» такие группы, как «Кино», «Гражданская оборона», «ДДТ», «Аквариум», «Звуки Му». Многие музыканты (С. Курехин, И. Тальков и др.) впоследствии стали культовыми фигурами. В 1987 г. состоялась премьера фильма С. Соловьева «Асса», в котором прозвучали песни в исполнении Б. Гребенщикова, Ж. Агузаровой. Впервые на экране (в этом же фильме) появился В. Цой с песней-гимном поколения – «Перемен!» . В 1984 г. в эфире Ленинградского телевидения вышло шоу-соревнование «Музыкальный ринг», созданное Т. и В. Максимовыми (прообразом программы стало британское шоу Juke Box Jury). На «музыкальном ринге» соревновались в основном рок-музыканты и рок-группы: «Машина времени», «Телевизор», «Поп-механика» и многие другие. Выступали они без фонограммы, а зрители, которые определяли победителя путем голосования, могли задавать вопросы – как из зала, так и по телефону. Сцена была оформлена как боксерский ринг.

В 1984–1988 гг. на Центральном телевидении выходит авторская программа доктора искусствоведения, профессора Московской консерватории Т. Курышевой «Музыка наших современников», в которой принимали участие композиторы Р. Щедрин и Г. Канчели, дирижеры и музыканты Е. Светланов и Ю. Башмет, режиссеры Р. Стуруа и М. Захаров и др. Всего вышло десять передач. Диалоги ведущей с гостями перемежались произведениями современных композиторов, это была «…возможность говорить с телеэкрана о новой музыке, серьезной, профессиональной, а главное, предлагать ее слушать – в этом было нечто непривычное, даже революционное» (Курышева, 2005: 7).

Постепенно снимались идеологические запреты. В конце 1980 гг. были организованы первые телемосты. В 1986 г., на экраны вернулся «КВН». В том же году прошел первый музыкальный конкурс эстрадной песни «Юрмала-86». Отечественные музыканты стали выпускать видеоклипы, которые транслировались в «Программе А». В 1989 г. в Ленинграде было создано Пиратское телевидение (ПТВ) – первая независимая телекомпания на постсоветском пространстве (альтернативное телевидение), создателями которой были Т. Новиков, В. Мамышев-Монро и Ю. Лесник, входившие в движение «новых художников». Вещание осуществлялось из мастерской Ю. Лесника. Телекомпания была закрыта в 1992 г.

В 1989 г. произошло знаковое событие: руководство Гостелерадио СССР и американского музыкального канала MTV подписали соглашение о выходе на Центральном телевидении «часового блока с программным наполнением MTV». Канал стал и информационным спонсором рок-фестиваля «Московский Фестиваль Мира» в «Лужниках», на котором выступали О. Озборн, Bon Jovi и Scorpion (фестиваль транслировали в Европе и США через спутник).

В этом же году начал трансляцию телеканал «2х2», на котором шли мультфильмы, сериалы и музыкальные отечественные клипы. В 1990 г. в популярной передаче «Взгляд» впервые вышел еженедельный часовой блок музыкальных клипов с логотипом MTV (в блок были включены и программы телеканала – «Лучшая двадцатка» и «Партийная зона!»). 2 февраля 1991 г. в рамках «Взгляда» вышла телепередача «МузОбоз», ведущим которой был И. Де­мидов, в то время режиссер программы «Взгляд». Программа стала сразу лидером отечественного музыкального телевизионного эфира. В 1991 г. программа «Взгляд» по решению Гостелерадио перестала выходить в эфир, а «МузОбоз» стал самостоя­тельной программой.

 

Постсоветский период

В декабре 1991 г. после подписания соглашения о создании СНГ (Содружества независимых государств) СССР распался. Перед новым государством, властью и населением, стояла огромная задача – построение нового российского общества, и важную роль в этом отводилась средствам массовой информации, ставшим в эпоху перестройки действительно «четвертой властью».

Любые социальные трансформации находят отражение в культуре и искусстве, в повседневной жизни людей, поэтому в постсоветский период меняются музыкальные и культурные запросы аудитории, музыкальная журналистика и сама музыка. В оборот входит понятие «коммерческий продукт», в том числе применительно к музыкальному произведению. «Музыкальную культуру начинает определять слушатель, его потребности ставятся во главу угла как среди музыкантов, так и среди музыкальных журналистов» (Семенова, 2012: 183). На страницах специализированного журнала «Советская музыка» (с 1992 г. – «Музыкальная академия») публикуются материалы о зарубежной музыке. Редакция журнала «Музыка и время» (издается с 1999 г.) уделяет особое внимание произведениям современных композиторов и включает в номер нотные вкладки. Газета «Музыкальное обозрение» (первый номер вышел в 1989 г.) «не только информирует о событиях музыкальной жизни и не только фиксирует, отражает, анализирует эту жизнь. Она ее формирует и активно в ней участвует, создавая, инициируя, воплощая в жизнь культурные и музыкальные проекты»6.

Музыкальное телевидение тоже реагирует на происходящие изменения, стремится найти ту искорку, малую толику, с которой начинается настоящее искусство. Вспомним размышления Л.Н. Толстого: «Поправляя этюд ученика, Брюллов в нескольких местах чуть тронул его, и плохой, мертвый этюд вдруг ожил. “Вот, чуть-чуть тронули, и все изменилось”, сказал один из учеников. “Искусство начинается там, где начинается чуть-чуть”, сказал Брюллов, выразив этими словами самую характерную черту искусства. Замечание это верно для всех искусств, но справедливость его особенно заметна на исполнении музыки» (Толстой, 1983:143).

Постепенно музыкального телеэфира стало не хватать. И хотя появлялись новые передачи ( «До 16 и старше»), продолжали выходить старые («МузОбоз»), возникла потребность в создании специализированных телеканалов. 1 января 1993 г. начал вещание телеканал BIZ-TV, ставший первым российским музыкальным телеканалом. Поначалу программы телекомпании выходили на канале «2х2» («Забытые имена», «Стол находок», «Новости BIZ-TV»), а после закрытия «2х2», программы BIZ-TV стали выходить на «38 ТВК» в Москве, «51 ТВК» в Санкт-Петербурге и в других городах. BIZ-TV стал прообразом MTV Russia по сетке эфира и тематике передач. Известные ведущие: Т. Геворкян, А. Комолов, О. Шелест, В. Стрельников, А. Калясина – дебютировали на BIZ-TV и перешли на MTV Russia.

В 1995 г. начал свое вещание телеканал «Муз ТВ», который был ориентирован прежде всего на показ отечественных музыкальных клипов (с соотношением 70:30). В 1998 г. произошло, без преувеличения, громкое и знаковое событие – канал MTV Russia, основанный Б. Зосимовым. Телеканал был открыт концертом Prodigy в Москве. В отличие от конкурентного «Муз ТВ», 65% видеоклипов были зарубежными, выходили хит-парады зарубежных песен («Сводный чарт»), транслировались передачи о спорте, моде и биографиях музыкантов («Новая атлетика», «Стилиссимо», «Все о…»), вошли в телеканал и программы BIZ-TVNews Блок» и «Щит-парад»). Аудитория телеканала – зрители возрастной группы 12–30. Вещание телеканала охватывало большую часть регионов России и частично Казахстана. Были запущены визитные программы телеканала – «Бодрое утро» и «12 злобных зрителей», в 1999 г. был показан мультсериал «Бивис и Баттхед».

2000 гг. – период создания кабельных телеканалов: MusicBox, Bridge TV, A-One, «Музыка Первого», RU.TV, «VH1 Россия», Mezzo, MCM. Свои телеканалы создавали радиостанции Europa Plus, «Шансон». В этот период в жизнь людей активно входит Интернет – в 2005 г. появился YouTube, медиаплееры (Last.fm и Spotify), прослушивание музыки стало доступным в социальной сети «ВКонтакте», создан сервис «Торрент», сайты для скачивания музыки, такие как «Зайцев». Реклама сервисов с заказом музыки по специальным номерам стала печататься в журналах и газетах, поэтому традиционным медиа, и особенно музыкальным телеканалам, пришлось изменить формат подачи информации и контента и интегрировать его в онлайн-сферу. В то же время из российского бизнеса стал вытесняться иностранный капитал, телеканалы «Муз ТВ» и «MTV Россия» сменили своих владельцев, на обоих телеканалах произошла трансформация формата – постепенно они становились наполовину развлекательным. Впоследствии «MTV Россия» был заменен на телеканал «Пятница!» в 2013 г.

На немузыкальных телеканалах также выходят новые форматы музыкальных шоу – первые реалити-шоу: «Фабрика звезд» на «Первом канале», «Танцы со звездами» (имевшее зарубежный прообраз в виде британской передачи Strictly Come Dancing) и российская версия проекта «Икс-Фактор» – «Фактор А» на РТР, «Стань звездой» на РТР. В октябре 2012 г. на «Первом канале» вышел в эфир адаптированный вариант нидерландского шоу The Voice of Holland – программа «Голос», в феврале 2014 г. – «Голос. Дети» (The Voice of Kids), а в сентябре 2018 г. – «Голос. 60+» (The Voice Senior).

Активизировалась борьба с пиратским контентом и нарушением авторских прав: Роскомнадзор стал блокировать пиратские сайты, в том числе и распространяющие музыку, а в 2016 г. соцсеть «ВКонтакте» легализовала музыкальные композиции, создав приложение BOOM (ныне – «VK Музыка»).

 

Выводы

Музыка занимает до 70% объема всей массовой культуры. Источники потребления музыкальных продуктов разнообразные: это и стриминговые сервисы, и социальные сети, и новые медиа, и традиционные средства массовой информации (музыкальные телеканалы, радио, пресса). Отечественное телевидение сегодня «идеально отвечает потребностям массовой музыкальной культуры. В нем, с одной стороны, есть и звук, и изображение, которые непрерывно совершенствуются и обладают всеми возможностями для художественного звукозрелища. С другой – оно по определению канал “массовый”» (Курышева, 2007: 292).

Музыкальное телевидение – важное социокультурное явление, особый сегмент индустрии СМИ и развлечений. Он находится на пересечении музыкальной и медиаиндустрии, однако не выходит за рамки понятия культурных и креативных индустрий, которые представляют собой «совокупность индустрий в структуре современной экономики, где одним из главных производственных ресурсов выступает творчество работника» (Вартанова (ред.), 2019: 91).

Взгляд на музыку как на часть единой культуры человеческого духа, особое средство коммуникации позволяет понять особую значимость музыкальной культуры в развитии российского общества.

 

Примечания

    1 Серебрянский А.П. Мысли о музыке // Московский наблюдатель. 1838. № 5. С. 5–14.

    2 Цит. по: Новоточинова А., Инютин В. Дни жизни и поэзия Андрея Серебрянского // Подъем. 2002. № 11. Режим доступа: http://www.hrono.ru/text/podyem/andrew.html (дата обращения: 12.05.2023).

    3 Юбилейное издание, посвященное 80-летию Государственного училища циркового и эстрадного искусства им. М.Н. Румянцева («Карандаша»). Режим доступа: http://www.ruscircus.ru/files/circus13.pdf (дата обращения: 12.05.2023).

    4 Постановление Политбюро ЦК ВКП(б) Об опере «Великая дружба» В. Мурадели. Режим доступа: https://www.hist.msu.ru/ER/Etext/USSR/music.htm (дата обращения: 12.05.2023).

    5 Шерель А.А. Аудиокультура ХХ века: история, эстетические закономерности, особенности влияния на аудиторию: очерки. М.: Прогресс-Традиция, 2004.

    6 Музыкальное обозрение. Режим доступа: https://muzobozrenie.ru/istoriya-i-missiya/ (дата обращения: 12.05.2023).

 

Библиография

Античная музыкальная эстетика / вступ. очерк и собр. текстов А.Ф. Лосева, пред. и общ. ред. В.П. Шестакова. М.: Музгиз, 1960.

Белинский В.Г. Полн. собр. соч.: в 13 т. Т. 9: Статьи и рецензии 1845–1846 годов. М.: Изд-во АН СССР, 1955.

Выготский Л.С. Психология искусства. 2-е изд., испр. и доп. М.: Искусство, 1968.

Кондаков И.В. Русский медиаповорот: старые и новые медиа в архитектонике российской культуры // Старые и новые медиа: формы, подходы, тенденции XXI века: сб. ст. / отв. ред. Е.В. Сальникова. Екатеринбург: Издат. решения, 2019. С. 12–50.

Курышева Т.А. Диалоги о музыке перед телекамерой. М.: АСТ, 2005.

Курышева Т.А. Музыкальная журналистика и музыкальная критика: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Музыковедение». М.: Изд-во Владос-пресс, 2007.

Лапшина Г.С. Искусство глазами журналиста. М.: Фак. журн. МГУ, 2015.

Лотман Ю.М. Избранные статьи: в 3 т. Т. 1: Статьи по семиотике и топологии культуры. Таллин: Александра, 1992.

Миронов А.В. Платон о музыкальном искусстве: опыт систематического анализа // Вестн. Моск. гос. ун-та культуры и искусств. 2019. № 5 (91). С. 51–58. DOI: 10.24411/1997-0803-2019-1056

Музыкальная библиография русской периодической печати XIX века. Вып. 6 / сост. Т.Н. Ливанова. М.: Сов. композитор, 1979.

Отечественная теория медиа: основные понятия. Словарь / под ред. Е.Л. Вартановой. М.: Фак. журн. МГУ, Изд-во Моск. ун-та, 2019.

Платон. Собрание сочинений: в 4 т. Т. 3. Ч. 1 / под общ. ред. А.Ф. Лосева и В.Ф. Асмуса; пер. с древнегреч. СПб.: Изд-во Олега Абышко, 2007.

Семенова А.Э. Музыкальная журналистика на страницах газет в условиях трансформации современного российского музыкального искусства // Ученые записки Казанск. ун-та. Сер.: Гуманитарные науки. 2012. Т. 154. Кн. 6. С. 180–191.

Семенова А.Э. Тенденции развития музыкальной журналистики в России конца XIX – начала XXI века // Ученые записки Казанск. ун-та. Сер.: Гуманитарные науки. 2014. Т. 154. Кн. 6. С. 120–131.

Толстой Л.Н. Собр. соч.: в 22 т. Т. 15. Статьи об искусстве и литературе / коммент. К.Н. Ломунова. М.: Худ. лит., 1983.

Шерстобоева Е.А. Музыкальное телевидение: программные и структурно-функцио­нальные особенности: дис. … канд. филол. наук. М., 2009.

Дата поступления в редакцию: 14.07.2023
Дата публикации: 20.08.2023