Архив



Термин «медиарепрезентация»: к актуализации теоретического фундамента



Елена Вартанова

Ссылка для цитирования: Вартанова Е.Л. Термин «медиарепрезентация»: к актуализации теоретического фундамента // Меди@льманах. 2023. № 5 (118). С. 8−13. DOI: 10.30547/mediaalmanah.5.2023.813



УДК 32.109.51:[070.1+316.774]
DOI: 10.30547/mediaalmanah.5.2023.813
EDN: BRGLSM

© Вартанова Елена Леонидовна
академик РАО, профессор, доктор филологических наук, декан факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова, заведующая кафедрой теории и экономики СМИ факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова (г. Москва, Россия), eva@smi.msu.ru





Современные медиаисследования, основанные на междисциплинарном подходе и интегрирующие теоретико-методологические подходы социологии, психологии, лингвистики и многих других дисциплин, часто обращают внимание на общественную и индивидуальную восприимчивость к информационному влиянию, уже давно отмеченную учеными (Бехтерев, 1908). Ключевыми субъектами информационной среды, оказывающими воздействие на людей, выступают и традиционные средства массовой информации, и цифровые профессиональные медиа как новый тип технологически опосредованной коммуникации, и видеоконтент и популярная музыка, и даже аккаунты, страницы, каналы, которые ведут блогеры, любители или непрофессиональные авторы текстов (Макеенко, Вырковский, 2021; Вартанова, 2022).

Сформированное в результате деятельности старых и новых авторов, объемное, сложное, противоречивое полисубъектное пространство цифровых медиакоммуникаций не только предоставляет недорогой и достаточно легкий доступ к большим потокам общественно-политического и развлекательного содержания, но и усиливает свое воздействие на представления аудитории о мире, обществе, его институтах. А медиа, в свою очередь, не только выступают источником информации о происходящих фактах (событиях), но, участвуя в процессе коммуникации, выстраивают на основе освещаемых фактов социальные представления аудитории (Moscovici, 1984).

 

«Реверсивная парадигма»?

Осмысление влияния медиа на функционирование общества и на жизнедеятельность людей – в условиях расширения цифровой медиакоммуникационной среды и разнообразия форматов медиапотребления – и сегодня не теряет своей актуальности. Так, в академическом сообществе и общественных дискуссиях все чаще проявляется озабоченность в связи с усилением негативного влияния социальных медиа на социальное взаимодействие, на продвижение идей и ценностей, не свойственных национальным культурам и традициям, прежде всего среди молодежной «цифровой» аудитории (Дунас, Бабына, Бойко, Вартанов и др. 2023).

Именно поэтому в контексте «реверсивных» тенденций (Кожаринова, 2020; Ефанов, 2022) возврат к теоретическому фундаменту концепций, рассматривавших эффекты массовой коммуникации и СМИ в конце ХХ в., уже применительно к новым технологическим и общественным условиям первой четверти века XXI, становится ожидаемым вектором научного развития (Vartanova, Shilina, 2023).

Представляется, что одним из аспектов актуального анализа и должен стать теоретический анализ природы, функций и конкретных практик медиавоздействия, той самой отмеченной еще в начале ХХ века общественной восприимчивости информационных влияний, которая усиливается в результате деятельности различных цифровых каналов современных медиакоммуникаций (Shamala, Devadas, Barclay, 2019).

Конечно, речь не должна идти о механическом переносе теоретических взглядов, возникших при анализе средств массовой информации хоть и недавнего, но прошлого (Bandura, 2006). Необходим учет актуаль­ных цифровых реалий, а также возникших за последние десятилетия междисциплинарных концепций, которые бы способствовали не столько «рес­таврации», сколько «реконструкции», «пересозданию» наработанного теоретического аппарата применительно к изменившейся медиасреде.

В исследованиях медиа термин «репрезентация», ставший предметом нашего анализа, многозначен и используется довольно часто. С одной стороны, под ним понимается освещение совокупности событий и фактов, которое воплощается в разнообразный – по объему, жанрам, изобразительным средствам – контент как главный продукт медиаиндуст­рии. С другой стороны, репрезентация – это и арсенал приемов, методов, средств, используемых авторами для создания образа действительности, и сконструированный образ, выполняющий социальные функции медиа­коммуникаций (Донцов, Асланов, 2022). И здесь, в условиях быстрого расширения границ и методологий медиаисследований, мы вновь сталкиваемся с возникновением «терминологического беспорядка» (Дунас, 2017), отражающем попытки исследователей не только выйти за границы конкретной дисциплинарной области, но и создать новые теоретико-терминологические опоры.

 

«Медиарепрезентация»: многоуровневые смыслы

Рассматривая концепции социолога Э. Дюркгейма (коллективные представления о социальной реальности) и психолога С. Московичи (социальные представления, социальные репрезентации), можно понять то значение, которое оба автора придают воздействию медиа на процессы социального познания, конструирование социальных репрезентаций и на следующее за этим поведение аудитории (людей). В их работах, написанных еще в эпоху доцифровых медиа, речь идет о наличии сложной структуры социальных взаимодействий, в которых медиийно опосредованная коммуникация становится и источником, и инструментом создания знания о социальном.

Часто используемый сегодня термин «медиарепрезентация», понимае­мый как репрезентация, отражение, освещение в медиа событий, происходящих в окружающем человека мире, отсылает нас не только к медиаиндустрии. Термин также подразумевает формирование социаль­ных представлений в процессе индивидуальной и массовой коммуникации в мыслительной и эмоциональной деятельности людей, создание когнитивной репрезентации фактов, встраивание их в когнитивную картину мира и впоследствии изменение под воздействием этого социальных представлений в целом (Донцов, Емельянова, 1987).

Именно в этом аспекте артикулируется позиция Б. Хойер по отношению к медиарепрезентации как к одному из актуальных инструментов изменения социальных представлений («социальных репрезентаций») (Hoeijer, 2011). Медиатизация общественной жизни, став неотъемлемой частью социальной реальности, двойственно влияет на нее – выступая и способом отражения, и способом трансформации последней.

Выстраивая терминологические взаимосвязи понятий «представления – коллективные представления – социальные представления – репрезентации – медиарепрезентации», А.И. Донцов и И.А. Асланов указали на размытость их предметных полей, отсутствие единства в понимании, в рамках не только разных научных полей, но и даже одной дисциплины – например, психологии (Донцов, Асланов, 2022). Тем не менее, обобщая подходы к понятию «репрезентация», они выделили два важных для медиатеории аспекта в понимании этого термина, объединяющие современные представления с классическими подходами теории журналистики.

 

К вопросу о медиавлияниях

Медиарепрезентации, считают исследователи, предоставляют аудитории информацию о социально значимых феноменах, что соотносится с широко известными в теории журналистики концепциями установления повестки дня и привратничества (гейткипинга) – ключевых для нормативного понимания журналистики (Прохоров, 2004; Фомичева, 2002). Эти концепции предполагают, что на представления аудитории о действительности в значительной или заметной степени влияет деятельность журналистов, которые формируют их путем допуска или недопуска событий к представленности, освещению, т.е. репрезентации в медиа. Создавая для аудитории и общества «новостные повестки», СМИ выбирают из окружающего нас мира только отдельные его фрагменты, которые, впрочем, приоритизируют те или иные события и явления именно потому, что считают их наиболее важными в конкретный момент времени.

С другой стороны, медиарепрезентация практически всегда (хотя и в разных формах) отражает идеологические дискурсы, смысловые и эмоциональные оценки авторами и доминирующими социальными группами тех событий, о которых сообщается в медиа (ван Дейк, 2015). Здесь важны и профессиональные критерии, и новостная перспектива, и позиция собственников, т.е. множество факторов, определяющих форму подачи информации. Речь также может идти о концепции фрейма, а также связанных с ней фрейм-анализе и фрейминге. Фреймовый подход позволяет рассматривать любое явление и как структуру знания, и как структуру представления знания (Сухоносова, 2012: 31), при этом исследователи различают «фреймы в мысли» (когнитивные схемы) и «фреймы в коммуникации» (выражение на естественном языке социокультурных сценариев) (Пономарев, 2010: 63).

Очевидно, что теоретические подходы выводят нас на признание (медиа)репрезентации как неотъемлемой части процесса создания коллективных представлений как значимого компонента социаль­ного. Вряд ли термин «медиарепрезентация» может иметь единст­вен­ное значение – чаще всего он будет означать сконструированное и переданное медиатехнологиями представление в медиа факта, явления, процесса, созданное средствами медиа и выполняющее социальные функ­ции журналистики/медиакоммуникаций.

В дополнение к понятию «медиарепрезентация» стоит обратиться к еще одному теоретическому полю, в котором не только анализируется взаимосвязь социума и медиа, но и осмысливается влияние медиа на ауди­торию – к теории зависимости от медиа (модель медиазависимос­ти), разработанной С. Болл-Рокич и М. Дефлером (Ball-Rokeach, DeFleur, 1976). Она описывает зависимость мировосприятия человека от информации, получаемой из СМИ. Эта зависимость особенно заметна в непростые моменты, в ситуациях кризиса, когда формируются новые, прежде неизвестные риски. В этих случаях аудитория в поисках объяснения и понимания в первую очередь обращается именно к СМИ – именно здесь она ищет новости о волнующих ее событиях и анализ сложных ситуаций. С особой яркостью это проявилось не так давно, во время пандемии COVID-19, когда в разных странах влияние деятельности медиа на общественные настроения стало особенно заметным (Балакина, 2023).

Очевидно, что уровень и сила воздействия медиа на отдельные сегменты аудитории неодинаковы: они по-разному проявляются в социальных, возрастных, культурных группах. Поэтому упомянутые исследователи сделали предположение об избирательном (селективном) влиянии СМИ на потребителя. То есть для отдельного человека запрос на информацию СМИ всегда индивидуален и определяется персональной потребностью в информации, специфическими чертами личности, такими как психологические особенности, уровень образования и личностного развития. Более того, С. Болл-Рокич и М. Дефлер выдвинули предположение о том, что при столкновении аудитории с противоречащим ее взглядам мнением или негативной информацией, аудитория часто уходит к тому содержанию, которое кажется ей более приемлемым и положительно воспринимаемом эмоционально.

Сегодня в цифровой медиакоммуникационной среде эти предположения подтверждаются новыми форматами медиапотребления, различающегося в зависимости от возрастных когорт (Назаров, 2020), поколенческих групп (Дунас (ред.), 2021), а также возникновением «культуры отмены», «эхо-камер», «информационных пузырей», что зачастую добровольно ограничивает доступ аудиторных сообществ к тому или иному типу информации (Кин, 2015).

***

Можно с уверенностью предположить, что в настоящее время нужен возврат к устоявшимся теориям медиавоздействия, но обязательно с их актуализацией, возможно и реновацией на новом витке спирали эволюции медиа – с учетом технологического развития индустрии, становления полисубъектной медиасреды, изменения форм и факторов избирательного влияния на аудиторию.

 

Исследование выполнено при поддержке Российского научного фонда (проект №22-18-00225)

 

Библиография

Балакина Ю.В. Государственная политическая программа в дискурсе немецких СМИ во время пандемии // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10: Журналистика. 2023. № 5. С. 61–83.

Бехтерев В.М. Внушение и его роль в общественной жизни. Спб.: Издание К.Л. Риккера, 1908.

ван Дейк Т.А. Дискурс и власть. Репрезентация доминирования в языке и коммуникации. М.: Либроком, 2015.

Вартанова Е.Л. Полисубъектность медиасреды и ее потенциальное влияние на социальный конфликт // Меди@льманах. 2022. № 3. С. 8–14. DOI: 10.30547/mediaalmanah.3.2022.814

Донцов А.И., Асланов И.А. Термин «репрезентация» в дискурсе медиаисследователей: попытка концептуализации термина // Медиаскоп. 2022. Вып. 2. Режим доступа: http://www.mediascope.ru/2769 (дата обращения: 01.10.2023).

Донцов А.И., Емельянова Т.П. Концепция социальных представлений в современной французской социологии. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1987.

Дунас Д.В. Парадигмальный подход к изучению СМИ: опыт зарубежных исследователей // Вестн. Моск. ун-та. Сер.10: Журналистика. 2017. № 4. С. 3–16.

Дунас Д.В., Бабына Д.А., Бойко О.А., Вартанов С.А. и др. Отражение метанарративов в молодежных онлайн-сообществах (на примере VK и Telegram) // Журн. Сиб. федер. ун-та. Гуманит. науки. 2023. № 16 (12). С. 2285–2297.

Ефанов А.А. Реверсивность эстетики социалистического реализма (на примере современного российского кинематографа) // Наука телевидения. 2022. № 18. С. 41–57.

Кин Д. Демократия и декаданс медиа / пер. с англ. Д. Кралечкина; науч. ред. А. Смирнова. М.: ИД ГУ ВШЭ, 2016.

Кожаринова А.Р. Реверсивные практики массовой культуры // Знание. Понимание. Умение. 2020. № 3. С. 167–174.

Макеенко М.И., Вырковский А.В. Онлайн-производители развлекательного контента как участники социально-политических процессов // Меди@льманах. 2021. № 6. С. 24–31. DOI: 10.30547/mediaalmanah.6.2021.2431

Медиапотребление «цифровой молодежи» в России: моногр. / под ред. Д.В. Дунаса. М.: Фак. журн. МГУ; Изд-во Моск. ун-та, 2021.

Назаров М.М., Иванов В.Н., Кублицкая Е.А. Медиапотребление в возрастных когортах: ТВ и Интернет // Вестн. РУДН. Сер.: Социология. 2020. № 3. С. 560–571.

Пономарев Н.Ф. Фрейминг медиаповестки дня и типология медиафреймов // Вестн. Пермск. ун-та. 2010. Вып. 3 (9). С. 62–67.

Прохоров Е.П. Журналистика и демократия. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Аспект Пресс, 2004.

Сухоносова С.В. Теория фреймов: возможности исследования повседневнос­ти // Человек в мире культуры. Екатеринбург: УрГПУ, 2012. С. 29–34.

Фомичева И.Д. СМИ как партиципарные коммуникации. М.: Фак. журн. МГУ, 2002.

 

Ball-Rokeach S., DeFleur M.L. (1976) A Dependency Model of Mass Media Effects. Communication Research 3: 3–21. DOI: 10.1177/009365027600300101

Bandura A. (2006) Social Cognitive Theory of Mass Communication. In: Bryant J., Zillmann D. (eds.) Media Effects: Advances in Theory and Research. Hillsdale: Erlbaum, pp. 61–63.

Hoeijer B. (2011) Social Reperesentations Theory: A New Theory for Media Research. Nordicom Review 32 (2): 3–16.

Moscovici S. (1984) The Phenomenon of Social Representations. In: Farr R.M., Moscovici S. (eds.) Social Representations. Cambridge: Cambridge University Press, pp. 3–69.

Shamala R., Devadas M.B., Barclay F.P. (2019) Glocalised-television Content: Interaction with Local Cultures and Impact on Audience Perceptions. World of Media. Journal of Russian Media and Journalism Studies 1: 33–48.

Vartanova E., Shilina M. (2023) Conflicts and Media: Paradigm Reversal in the New Reality? Opening Up New Interdisciplinary Approaches to Research. RUDN Journal of Studies in Literature and Journalism 28 (4). (Forthcoming.)

Дата поступления в редакцию: 05.10.2023
Дата публикации: 20.10.2023