Архив



Теоретическое осмысление понятия «общественное мнение»



Полина Горбань

Ссылка для цитирования: Горбань П.В. Теоретическое осмысление понятия «общественное мнение» // Меди@льманах. 2023. № 6 (119). С. 23−31. DOI: 10.30547/mediaalmanah.6.2023.2331



УДК 316.653:001.891-027.21
DOI: 10.30547/mediaalmanah.6.2023.2331
EDN: MELCGC


© Горбань Полина Викторовна
независимый эксперт (г. Санкт-Петербург, Россия), gorban.absolem@gmail.com



Ключевые слова: общественное мнение, подход, массовое сознание, концепции, традиционные СМИ и новые медиа.

В статье представлено теоретическое осмысление понятия «общественное мнение». Автор анализирует факторы, влияющие на формирование общественного мнения, такие как социальные нормы, психологические особенности, политические и экономические интересы, а также рассматривает воздействие традиционных СМИ и новых медиа на массовое сознание.

 

К постановке проблемы

В современных реалиях общественное мнение становится все более сложным и многогранным явлением, что связано с развитием технологий и общей доступностью информации. Социальные сети и Интернет позволяют людям выражать свои мнения и участвовать в дискуссиях на различные темы, с легкостью находя единомышленников. Однако с увеличением количества информации и расширением возможнос­тей для манипуляций становится сложнее определить, какие мнения являются репрезентативными и отражают действительное состояние общества.

Сегодня существует множество определений понятия «общественное мнение», но ни одно из них не признано учеными универсальным или основным. В данной статье под общественным мнением мы будем понимать совокупность установок, представлений и оценок, разделяемых большинством членов общества по определенному вопросу или проблеме.

Понимание роли медиа в формировании общественного мнения – один из важнейших направлений современных медиаисследований. Необходимо не только изучать факторы, оказывающие воздействие на массовое сознание: например, культурные, социальные, политические и экономические, но и исследовать роль медиаплатформ в данном процессе, способы их воздействия на мнения, убеждения и ценности людей.

Теоретическая рефлексия относительно понятия «общественное мнение» также позволяет выявить механизмы создания определенных стереотипов (отметим, что стереотип – одна из центральных категорий концепции общественного мнения У. Липпмана) при помощи медиа, что поможет определить глобальные пути улучшения существующей информационной среды.

Цель данного исследования заключается в осмыслении понятия «общественное мнение» – ключевого фактора социального взаимодействия – и изучении влияния СМИ и социальных сетей на его формирование. Для достижения поставленной цели нами будут рассмотрены концептуальные положения зарубежных и отечественных теорий изучения общественного мнения.

 

Теоретические подходы

Исследователи начали разрабатывать различные концепции общественного мнения в начале ХХ в. Ш. Д. Фергюсон, канадский специалист по коммуникациям, предложил концепцию, в рамках которой учитывается изменчивость общественного мнения или по мере взаимодействия людей, или на фоне влияния средств массовой информации (Ferguson, 2000). Сторонники концепции рассматривают общественное мнение как поток, который поднимается с нижних слоев населения к верхним, обеспечивая двустороннюю коммуникацию. Развивая концепцию, исследователь выделил три основных подхода в изучении данного вопроса. Первый подход получил название «популистский». Среди наиболее известных его приверженцев Э. Ноэль-Нойман (1996), де А. Токвиль (1992), У. Липпман (2004). Второй подход к социальным проблемам – конструкционистский,  или «элитарный», – акцентирует внимание на манипулятивных аспектах коммуникации и признает плюрализм точек зрения, имеющих тенденцию скапливаться вокруг любого общественно значимого вопроса. Среди теоретиков данного подхода можно выделить Г.В.Ф. Гегеля (1990), Э. Фромма (2022), Т. Адорно (Adorno, 2010), Ю. Хабермаса (Habermas, 1991), Г. Маркузе (2003). Суть третьего – радикально-функционалистского, или «критического», подхода сводится к тому, что контроль над общественным мнением в значительной степени осуществляется только власть имущими. Данной позиции придерживались Г. Ласуэлл (Lasswell, 2014), В. Парето (2008), Н. Макиавелли (2022).

Некоторые авторы в своих трудах уделяли больше внимания разным аспектам, из которых, по их мнению, и складывался феномен понятия «общественное мнение». Ж.Ж. Руссо (1969), Т. Гоббс (1991), Дж. Локк (1960, 1985), О. Конт (2011) и Г.В.Ф. Гегель (1990) выражали мысли о государственном устройстве, социальном фундаменте общественного мнения и свободы его выражения, а также взаимоотношениях между общественным мнением и властью. П. Шампань (1997), Г. Блумер (1994), Э. Канетти (2015) и Г. Лебон (2022) посвятили свои труды изучению проблем субъекта общественного мнения. Г. Лебон акцентировал внимание на том, что отдельно стоящие индивиды могут не иметь между собой ничего общего, но соединенные в единую толпу или расу приобретают унифицированные очертания, базирующиеся на культурных особенностях, идеях и чувствах (2022: 33). Проблемам взаимодействия власти и общества посвящены работы таких теоретиков, как Э. Тоффлер (2010), М. Вебер (1990), Х. Арендт (2011), Д. Белл и В. Иноземцев (2007), П. Бурдье (2001) и У. Липпман (2004). Последний понимал под общественным мнением отличную от реальности картину мира, сложившуюся в сознании конкретной группы людей, в соответствии с которой ими была организована собственная деятельность (2004: 109). Среди отечественных исследователей можно выделить труды Б.А. Грушина (1967, 2004), Д.П. Гавры (1998), Р.А. Сафарова (1975), М.К. Горшкова (1981), В.Б. Житенева (1987) и О.И. Иванова (1993).

Немаловажный вклад в изучение понятия «общественное мнение» внесли представители московской школы исследований. Так, Л.Н. Федотова (2016, 2018) уделяет особое внимание взаимодействию прессы и государст­ва. И.Д. Фомичева (2007, 2011, 2017) рассматривает СМИ как вид социальной коммуникации, а также их роль в обществе, в том числе в обмене капиталами разных видов. Необходимо отметить и работы таких отечественных социологов, как Ю.А. Левада (2011, 2016), А.А. Ослон (2003). Ценными, безусловно, представляются и материалы проекта «Таганрог» (Российская социология шестидесятых годов в воспоминаниях и документах, 1999).

В целом исследователи едины во мнении, что именно коммуникации позволяют формировать общественное мнение, развитие которого происходит при условии интеграции уже имеющейся информации с информацией, полученной из разных источников. Общественное мнение зависит от таких факторов, как «склонности и интересы (т.е. «внутриличностные фильтры»); жизненно важные функции различных каналов коммуникаций – распространителей общественного мнения и источника конкретной информации («коммуникационные или медиафильтры»); значение межличностных политических дискуссий в задании импульса проблеме, а также предоставлении дополнительной информации (социальные фильтры)» (Гокоева, 2019: 16).

Несмотря на возможную схожесть внут­ренней структуры, Единой структуры и составляющих ее стереотипов общественного мнения для различных социальных групп не существует. «Любая, в том числе и российская общественность находится под давлением традиций, обычаев, стереотипов, мнений консервативного характера и т.д., любая общественность имеет свой “культурный код”» (Кошман, 2009: 29). Изменение общественного мнения может зависеть не только от политической системы государства, но и от конкретных ситуаций, при этом выстраиваются границы на основе традиций и негласных норм, принятых в обществе или его наиболее влиятельных группах.

Именно традиции выступают своего рода призмой, через которую аудитория воспринимает происходящие в мире события. Этого же взгляда придерживается и Д.В. Филипс (Philips, 2023), убежденный, что ключевым понятием в контексте исследования общественного мнения выступают ценности, которые и определяют, будет ли индивид реагировать на конкретное событие и, следовательно, формировать собственное мнение.

Общественное мнение выполняет две основные функции – воспитательную и регулятивную. Воспитательная функция связана с необходимостью зарождения в каждом индивиде чувства высокой ответственности за свои действия перед другими членами общества. Иными словами, перманентным напоминанием о закрепленных в обществе нормах поведения и наказаниях, которые последуют за их нарушением. Регулятивная функция реализуется в том случае, когда общественное мнение формирует и приручает индивида к конкретным нормам социального поведения (одновременно выступая регулятором отношений между индивидом и коллективом, коллективом и обществом, обществом и индивидом), а также при упорядочении нравственных, социальных, политических, экономических и иных видов отношений внутри общества (Марачева, Морозан, 2021: 718).

Фундаментальные ценности индивида редко трансформируются в рамках одной дискуссии или в условиях прямой манипуляции со стороны средств массовой информации. Вместе с тем возможность частичной корректировки ценностей индивида не может быть исключена.

 

Влияние СМИ на формирование общественного мнения

Средства массовой информации являются неотъемлемым элементом формирования общественного мнения. Именно они – основной транслятор происходящих в стране и мире событий, вне зависимости от главенствующей в стране политической системы. Эдвард Бернейс сравнивал работу представителей СМИ со строительством мостов: если политик является умелым лидером, то с помощью средств массовой информации он сможет повести людей за собой, а не будет плестись за ними, пытаясь найти взаимодействие путем проб и ошибок (Бернейс, 2022: 153).

Не всегда у получателя информации есть возможность ее верифицировать. Аудитория, как правило, полагается на достоверность материалов, представленных журналистами. «Аудитория верит оценкам корреспондента и может подвергаться манипулированию. Однако средства массовой информации могут сплотить людей ради достижения определенной благородной цели» (Марачева, Морозан, 2021: 719). По мнению И. Гроссмана, немаловажную роль здесь играют интересы владельца СМИ в коммуникационном пространстве (Grossman, 2022).

А.П. Суходолов полагает, что в современном мире доминирует идеология. По его мнению, идеологизация так или иначе свойственна всем средствам массовой информации. Именно журналисты формируют массовое сознание, оказывая влияние на поведение индивидов, и подобная деятельность требует осознанного, ответственного, профессионального подхода. «Конечно, я не переоцениваю роль журналистики в идеологической работе и не пытаюсь возложить на нее все задачи по формированию и реализации идеологии общества. Журналистика лишь один из инстру­ментов в данном процессе. Но инструмент очень мощный. Ведь при помощи специфиче­ских, только им присущих методов, СМИ способны изменить очень многое» (Суходолов, 2014: 13). И здесь важнейшая роль играет использование языковых средств. Манипулятивному лингвистическому воздействию на аудиторию со стороны СМИ посвящены исследования Т.А. Знаменской (2015), О.А. Семенюка (2001), А.Д. Васильева (2013), С.Г. Кара-Мурзы (2002) и Е.Л. Доценко (1996).

Новостные средства массовой информации оказывают наибольшее влияние на формирование общественного мнения, поскольку занимаются подбором, интерпретацией и распространением материалов, на которые направлено внимание аудитории. «Важной характеристикой текстов новостных массмедиа является их способность к дифференцированной подаче информации. Получается, что событие может быть: а) только названо; б) рассказано в виде основных шагов его развития; в) описано в деталях; г) оценено и может содержать в себе прогноз следующих событий, на которые может воздействовать данное событие» (Марачева, Морозан, 2021: 717). Языковые средства в медиасреде могут быть по-разному использованы и наделены разным смыслом. Адресату транслируется «интерпретированная информация, тем самым он обладает разной степенью информативности, которая распознается как изложение информации, характеризующейся небанальностью, релевантностью и адекватностью» (Шейгал, 2000: 46).

Аудитория нередко сама склонна к манипулированию, а медиа и лидеры мнений могут транслировать предвиденную, желаемую реакцию публики на полученную информацию, даже если она оказывается недостоверной. Распространены ситуации, когда аудитория не реагирует на тщательно спланированные кампании, а продолжает действовать в согласии со своими убеждениями. Природу данного явления рассматривает в своей работе Д. Мюллер (Mueller, 2021).

 

Влияние новых технологий на общественное мнение

Количество пользователей Интернета с каждым годом будет только увеличиваться. Э. Шмидт и Дж. Коэн (представители совета директоров компании Google) предупреждали о том, что Интернет влияет на политику, изменяя при этом правила игры. Правительства «будут застигнуты врасплох, когда большое количество граждан, вооруженные практически ничем, кроме смартфонов, примут участие в мини-протестах, которые бросят вызов всему правительству»1. Б. Хуан провел исследование по анализу влияния общественного мнения в Интернете на государственную политику (Huang, 2020). По мнению Б. Хуана, общественное мнение, формируемое в Интернете, обладает следующими признаками:

Виртуальность. Отсутствие временных и пространственных ограничений дает возможность максимально оперативного распространения мнения по какому-либо вопросу по множеству разнообразных каналов. Мессенджеры позволяют обсудить проблему в режиме реального времени, не выходя за пределы комфортной для пользователя среды обитания, что способствует полноценному выражению истинных взглядов.

Анонимность. Виртуальное пространство предоставляет пользователям возможность транслировать свое мнение без привязки к какой-либо демографической характерис­тике, поскольку позволяет создать практически любой образ, пусть и виртуальный. Пользователи наделены равными возможностями в самовыражении. Полярные точки зрения получают быстрое распространение как в рамках конкретной социальной сети, так и всего интернет-пространства.

Многообразие обсуждаемых вопросов. Виртуальная среда аккумулирует мнения на абсолютно любые вопросы и распространяет их. Формируемое офлайн общественное мнение также может иметь своим источником первоначальную дискуссию в виртуальной среде.

Виртуальная среда способствует формированию вопросов публичной политики, которые составляют общественный интерес, и предлагает пользователям новые способы участия в политической жизни государства, защиты прав и интересов его граждан. Возможность выражать мнение на условиях полной анонимности усиливает желание вести дискуссии на политические, экономические и социальные темы. Правительства и профильные ведомства также могут использовать транслируемые в виртуальной среде мнения для понимания реальной картины общественных настроений и принятия соответствующих решений.

Важно понимать, что манера общения одного и того же индивида в интернет-пространстве и в обычной жизни может кардинально отличаться. Выражение мнения в социальных сетях не подчинено правилам и запретам, существующим в офлайн-пространстве, в том числе и по причине условной анонимности пользователей. Психологическое обоснование подобной тенденции можно объяснить опосредованностью коммуникации и невозможностью воспринимать полноценно весь спектр невербальной информации, способной склонить индивида к изначально отрицаемой им позиции. При этом отсутствие личного знакомства с оппонентом не исключает действия «спирали молчания» при наличии последующей оценки со стороны близкого окружения индивида в реальной жизни.

По мнению Г. Шлеффера и Б. Миллера (Schleffer, Miller 2021), социальные сети могут представлять собой бюджетный вариант компенсации недостатка информированности населения за счет снижения затрат на получение и распространение информации. Однако качественный контент в интернет-пространстве сочетается с однотипными сухими короткими новостями, которые переключают на себя внимание значительной части аудитории.

Сегодня социальные сети для внушительной части населения смогли заменить информационные агентства. У людей по­явилась возможность формировать собствен­ную новостную повестку, ограждая себя от нежелательной информации. Роль социальных сетей и интернет-ресурсов может быть как положительной, так и отрицательной. Это отчетливо прослеживается на примере гражданского восстания в Молдове (2009 г.), получившего название «первая революция Facebook2»; беспорядков в Иране (2009 г.) – «первая Twitter3-революция»; волны волнений в арабских странах (2011 г.), когда произошло объединение молодежи Туниса и Египта с помощью социальной сети Facebook.

 

Выводы

Как показало исследование, понятие «общественное мнение» со временем не претерпело существенных изменений. Одной из причин подобной стабильности является незыблемость ценностей внутри общества и устойчивость социальных структур. Как правило, общественное мнение формируется на основе ценностей и социальных норм, которые, в свою очередь, имеют прочный фундамент и не могут быть мгновенно заменены новыми. Так, определенные нормы морали и ценности сохраняются в обществе на протяжении столетий. Г. Лебон писал, что «самый своенравный деспот никогда не оскорбит традиций и  общественного мнения – этих двух властелинов, которые, как он знает, значительно сильнее его самого» (2022: 116).

На сегодняшний день одним из наиболее востребованных инструментов формирования общественного мнения являются социальные сети и онлайн-ресурсы, которые могут оказывать как положительное, так и отрицательное воздействие на аудиторию, не только распространяя важную, объективную информацию и новые знания, но и искажая действительность и пуб­ликуя недостоверные материалы. Таким образом, с развитием новых технологий и цифровизацией общества возникают дополнительные вызовы и проблемы. Так, алгоритмическая фильтрация и распространение фейковых новостей в социальных сетях могут создавать ситуации, когда люди, окруженные только единомышленниками, оказываются в свое­образных «информационных пузырях».

В свете этих вызовов журналистам следует быть более ответственными в использовании как традиционных СМИ, так и новых медиа. Необходимо развивать критическое мышление и медиаграмотность аудитории, чтобы эффективно анализировать и оценивать информацию, получаемую из различных источников. Понимание процессов создания общественного мнения и его влия­ния на социум поможет профессионалам создавать более открытое общество, где каждый гражданин имеет возможность высказать свою точку зрения и внести вклад в общественную дискуссию.

 

Примечания

    1 Schmidt E., Cohen J. (2010) The Digital Disruption: Connectivity and the Diffusion of Power. Foreign Affairs 89 (6): 75–85. Режим доступа: https://www.jstor.org/stable/20788718 (дата обращения: 25.03.2023).

    2 Принадлежит компании Meta Platforms, признанной экстремистской организацией и запрещенной в РФ.

    3 Заблокирован на территории РФ.

 

Библиография

Адорно Т. Введение в социологию. М.: Праксис, 2010.

Арендт Х. О революции / пер. с англ. И.В. Косич. М.: Европа, 2011.

Белл Д., Иноземцев В.Л. Эпоха разобщенности: размышления о мире XXI века. М.: Свободная мысль, 2007.

Бернейс Э. Пропаганда. СПб.: Питер, 2022.

Блумер Г. Коллективное поведение // Американская социологическая мысль: тексты / под ред. В.И. Добренькова. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1994. С. 168–215.

Бурдье П. Практический смысл / пер. с фр. А.Т. Бибков, К.Д. Вознесенская, С.Н. Зенкин, Н.А. Шматко. СПб.: Алетейя, 2001.

Васильев А.Д. Игры в слова: манипулятивные операции в текстах СМИ. СПб.: Златоуст, 2013.

Вебер М. Понятие социологии и смысла социального действия // Вебер М. Избранные произведения. М.: Прогресс, 1990. С. 80–84.

Гавра Д.П. Общественное мнение и власть: режимы и механизмы взаимодействия // Журнал социологии и социальной антропологии. 1998. № 4. С. 53–77.

Гегель Г.В.Ф. Философия права / пер. с нем., ред. и сост. Д.А. Керимов и В.С. Нерсесянц; авт. вступ. ст. и примеч. В.С. Нерсесянц. М.: Мысль, 1990.

Гоббс Т. О государстве // Гоббс Т. Сочинения: в 2 т. Т. 2. Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского. М.: Мысль, 1991. С. 129–287.

Гокоева К.В. Роль общественного мнения в процессе легитимности исполнительной власти // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2019. Т. 8. № 1 (26). С. 13–17.

Горшков М.К. Партийные организации и общественное мнение. М.: Политиздат, 1981.

Грушин Б.А. К истории научного изучения общественного мнения в России // Вопросы философии. 2004. № 8. С. 50–69.

Грушин Б.А. Мнение о мире и мир мнений: Проблемы методологии и исследования общественного мнения. М.: Политиздат, 1967.

де Токвиль А. Демократия в Америке / пер. с франц.; предисл. Г.Дж. Ласки. М.: Прогресс, 1992.

Доценко Е.Л. Психология манипуляции. М.: ЧеРо; Изд-во МГУ, 1996.

Житенев В.Б. Общественное мнение в социальном управлении. Новосибирск: Наука, 1987.

Знаменская Т.А. Использование метафоры как средства манипуляции общественным мнением в англоязычных публикациях об Украине // Ceteris Paribus. 2015. № 1. С. 67–69. Режим доступа: https://elibrary.ru/download/elibrary_24435745_41641671.pdf (дата обращения 26.03.2023).

Иванов О.И. Общественное мнение и власть // Общественно-политический журнал. 1993. № 7. С. 35–44.

Канетти Э. Масса и власть / пер. с нем. Л. Ионин. М.: АСТ, 2015.

Кара-Мурза С.Г. Манипуляция сознанием. М.: Эксмо-Пресс, 2002.

Конт О. Общий обзор позитивизма / пер. с фр. И.А. Шапиро, под ред. Э.Л. Радлова. 2-е изд. М.: Либроком, 2011.

Кошман М.В. Специфика связей с общественностью как социальной коммуникации в современном российском обществе // Вестн. ДГТУ. Спец. вып.: Гуманит. науки. 2009. № S3. С. 28–33.

Лебон Г. Психология народов и масс. М.: АСТ, 2022.

Левада Ю.А. Время перемен. Предмет и позиция исследователя. М.: Новое лит. обозрение, 2016.

Левада Ю.А. Сочинения: проблема человека. М.: Издатель Карпов Е.В., 2011.

Липпман У. Общественное мнение / пер с англ. Т.В. Барчуновой. М.: Ин-т ФОМ, 2004.

Локк Дж. Избранные философские произведения. М.: Соцэкгиз, 1960.

Локк Дж. Сочинения: в 3 т. Т. 1. Опыт о человеческом разумении / пер. с англ. А.Н. Савина. М.: Мысль, 1985.

Макиавелли Н. Государь / пер. с итал. Г. Муравьевой. М.: Эксмо, 2022.

Марачева А.В., Морозан А.О. СМИ как средство формирования общественного мнения // Инновации. Наука. Образование. 2021. № 43. С. 713–720.

Маркузе Г. Одномерный человек. Исследование идеологии развитого индустриального общества / пер. с англ. А.А. Юдиной. М.: АСТ, 2003.

Ноэль-Нойман Э. Общественное мнение. Открытие спирали молчания / пер. с нем.; общ. ред. и предисл. Мансурова Н.С. М.: Прогресс-Академия; Весь Мир, 1996.

Ослон А.А. Консенсусы в общественном мнении как политическая реальность // Десять лет социологических наблюдений / сост. А.А. Черняков. М.: Ин-т ФОМ, 2003. С. 486–506.

Парето В. Компендиум по общей социологии / пер. с итал. А.А. Зотова. 2-е изд. М.: ИД НИУ ВШЭ, 2008.

Российская социология шестидесятых годов в воспоминаниях и документах / отв. ред. и авт. предисл. Г.С. Батыгин; ред.-сост. С.Ф. Ярмолюк. СПб.: Рус. христианский гуманит. ин-т, 1999.

Руссо Ж.Ж. Об общественном договоре. М.: Наука, 1969.

Сафаров Р.А. Общественное мнение и государственное управление. М.: Юрид. лит., 1975.

Семенюк О.А. Язык эпохи и его отражение в сатирико-юмористическом тексте. Кировоград: Кировоград. гос. пед. ун-т им. В. Винниченко, 2001.

Суходолов А.П. Идеологическая функция журналистики // Вопросы теории и практики журналистики. 2014. № 1. С. 11–16.

Тоффлер Э. Третья волна. М.: АСТ, 2010.

Федотова Л.Н. Власть–смк–власть: социологическая парадигма // Коммуникология. 2016. № 2. С. 13–30.

Федотова Л.Н. Общественное мнение: хулить или хвалить? М.: Вест-консалтинг, 2018.

Фомичева И.Д. Социология СМИ: учеб. пособие для студ. вузов. М.: Аспект Пресс, 2007.

Фомичева И.Д. Медийный капитал и его состав // Медиаскоп. 2017. Вып. 2. Режим доступа: http://www.mediascope.ru/2294 (дата обращения: 06.06.2023).

Фомичева И.Д. Продолжение пути, или В поисках интерактивности // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10: Журналистика. 2011. № 1. С. 21–36.

Фромм Э. Здоровое общество. М.: АСТ, 2022.

Шампань П. Делать мнение: новая политическая игра / пер. с фр. Осиповой Н.Г. М.: Socio-Logos, 1997.

Шейгал Е.И. Семиотика политического дискурса. Волгоград: Перемена, 2000.

 

Adorno T.W. (2010) How to Look at Television. The Quarterly of Film Radio and Television 8 (3): 213–235.

Ferguson Sh.D. (2000) Researching the Public Environment: Theories and Methods. Thousand Oaks: Sage. DOI: 10.4135/9781483328577

Grossman E. (2022) Media and Policy Making in the Digital Age. Annual Review of Political Science 25: 443–461.

Habermas J. (1991) The Structural Transformation of the Public Sphere: An Inquiry into a Category of Bourgeois Society. Cambridge: MIT Press.

Huang B. (2020) Analyze the Influence of Internet Public Opinion on Public Policy. Open Access Library Journal 7 (8): 1–9. DOI: 10.4236/oalib.1106674

Lasswell H. (2014) Power and Society: a Framework for Political Inquiry. New York: Routledge, 2014.

Mueller J. (2021) Public Opinion on War and Terror: Manipulated or Manipulating? Washing­ton: Cato Institute. Режим доступа: https://www.cato.org/sites/cato.org/files/2021-08/mueller-public-opinion-on-war-and-terror-white-paper.pdf (дата обращения: 26.03.2023).

Philips Davison W. (2023) Public Opinion and Government. Encyclopaedia Britannica. Режим доступа: https://www.britannica.com/topic/public-opinion (дата обращения: 25.03.2023).

Schleffer G., Miller B. (2021) The Political Effects of Social Media Platforms on Different Regime Types. Texas National Security Review 4 (3): 77–103. DOI: 10.26153/tsw/13987

Дата поступления в редакцию: 12.11.2023
Дата публикации: 20.12.2023