Архив



Медиаобраз Китая в российской прессе (на примере материалов «Российской газеты»)



Линь Фэй

Ссылка для цитирования: Линь Фэй Медиаобраз Китая в российской прессе (на примере материалов «Российской газеты») // Меди@льманах. 2023. № 6 (119). С. 60−69. DOI: 10.30547/mediaalmanah.6.2023.6069



УДК 17.022.1(510):070(470+571): 81'42
DOI: 10.30547/mediaalmanah.6.2023.6069
EDN: SFIMUX


© Линь Фэй
независимый эксперт (г. Шаньтоу, Китай), Lin.baby@mail.ru



Ключевые слова: медиаобраз Китая, международная журналистика, качественная пресса, тематические приоритеты, источники информации.

В статье выявлены особенности формирования медиаобраза Китая в «Российской газете». Анализируются содержательно-тематические, жанровые характеристики, а также работа с источниками информации о жизни Китайской Народной Республики за 2009–2019 гг. Автор приходит к выводу, что за рассматриваемый период в публикациях газеты создается в целом положительный образ Китая.

 

В условиях медиатизации современного общества актуализируется процесс формирования информационной повестки дня (Каминченко, 2019), при этом необходимым и важным становится представление образа разных стран в медиа, а качественный контент, создаваемый журналистами на фоне информационного бума, служит одним из основных достоверных источников для понимания культуры, традиций и истории других народов (Franks, 2004). Изменения в геополитической конфигурации сил на мировой арене, растущая роль Китайской Народной Республики и интенсивное развитие отношений между Россией и Китаем1 привлекает все большее внимание журналистов и исследователей, однако особенности образа Китая в российском медиапространстве изучены недостаточно.

 

Теоретические основы и эмпирические наблюдения

В данной статье мы попытаемся ответить на несколько исследовательских вопросов: Изменился или нет образ Китая в российских СМИ? Какие приоритеты, тематические и жанровые, выстраивает «Российская газета» при формировании образа Китая? Какие источники информации используются при освещении образа Китая в газетных публикациях?

Прежде чем перейти к поиску ответов на поставленные вопросы, считаем важным уточнить значение понятия «медиаобраз». В связи с тем, что эксперты предлагали свои трактовки термина «медиаобраз» в зависимости от сферы собственных научных интересов и объекта изучения (Драчева, 2019: 140), устойчивая дефиниция понятия до сих пор не сформулирована (Ковач, 2019: 57). Медиаобраз рассматривается как «особый образ реальности, предъявляемый массовой аудитории медиаиндустрией» (Богдан, 2007: 124), «форма отражения реальной действительности» (Григорян, 2016: 27) или «своеобразный пазл, такая форма фрагмента мира, которая требует лишь индивидуально выбранных, “заточенных” под него других пазлов (адресатов)» (Хочунская, 2013: 91). Некоторыми экспертами было отмечено, что понятие «медиаобраз» с точки зрения смыслов употребляется в узком и широком понимании (Галинская, 2013: 91).

«Медиаобраз страны» исследователи определяют как «выраженный в медиапространстве образ страны, созданный СМИ в сотрудничестве с разными сферами духовного творчества и отражающий особенности текущего момента действительности» (Богдан, 2007: 14). Создание медиаобраза страны интересовало ученых разных областей науки, в том числе сферы политических коммуникаций (Гуреева, Киреева, 2022: 38–39). В эпоху медиатизации, когда информационная функция журналистики является особенно значимой (Киричек, 2016: 14), публикации в СМИ оказывают ключевое влияние на формирование представлений аудитории (Лукина, Толоконникова, 2021: 31).

Анализ имеющейся на сегодняшний день научной литературы на английском и китайском языках о медиаобразе Китая показал, что большое внимание отводится интерпретации в западных СМИ эмпирических данных, особенно в ведущих американских газетах (Mokry, 2017; Tang, 2021), что связано с ситуацией, существующей в Гонконге и Синцзане (Becker, 2011; Menegazzi, 2022).

В небольшом сегменте русскоязычных научных работ, посвященных данной теме, медиаобраз Китая активно анализируется. Исследователей интересуют следу­ющие вопросы: особенности образа Китая в специализированных интернет-изданиях, образ страны в рамках двусторонних отношений, образ политического лидера, способы создания образа Китая в русско­язычных китайских СМИ и роль российской прессы в формировании медиаобраза КНР (Кирсанова, 2019; Линь, 2020; Монастырева, 2011; Мэн, 2016; Ордахова, Гаврильев, 2019; Чэн, 2020).

В последнее время интерес медиаисследователей к изучению медиаобраза Китая увеличивается. В связи с этим представляется необходимым рассмотреть особенности представления медиаобраза Китая в современной российской прессе с помощью диахронического метода. Результаты анализа журналистских материалов, представленные в данной статьи, могут восполнить этот пробел.

 

Методология исследования

Контент-анализ материалов о Китае, опуб­ликованных в «Российской газете» («РГ») в 2009, 2014 и 2019 гг., позволил выявить содержательные составляющие образа страны. С помощью синхронно-диахронического подхода были систематизированы материалы и проведено сравнение текстов на основе жанровых и тематических характеристик, а также проанализированы источники информации о Китае. В общей сложности автор рассмотрел 588 статей: 71 в 2009 г., 168 в 2014 г. и 349 – в 2019 г. Выбор издания обусловлен местом и ролью «Российской газеты» в системе СМИ, в том числе численностью ее аудитории2, а временной период – новым этапом развития российско-китайских отношений в различных сферах (Лукин, 2009).

Метод «конструирования недели», использованный автором, отражает недельную цикличность в публикациях СМИ и дает те же результаты при сплошном анализе всех материалов за год (Riffe, Charles, 1993; Жумагулова, Асангулова, 2009). Для анализа было выбрано 18 недель (6×3), репрезентирующие три года. Это обосновано тем, что использование шести сконструированных недель каждого года считается наиболее эффективным методом для контент-анализа публикаций в течение одного года или пяти лет (Luke, Caburnay, Cohen, 2011).

Поиск материалов в интернет-версии «Российской газеты», позволивший в дальнейшем их классифицировать, проводился по ключевым словам. При анализе публикаций использовалась схема, включающая следующие параметры:

– тематика;

– жанры;

– тональность;

– источники информации.

В частности, при исследовании жанров мы опирались на классификации, предложенные А.В. Колесниченко (2008, 2018) и А.А. Тертычным (2002), а при изучении источников информации – на научные труды Т.И. Фроловой (2015) и М.А. Разумовой (2016: 61).

 

Результаты исследования

Анализ публикаций показал, что «Российская газета» играет существенную роль в формировании многостороннего образа Китая. Политический блок занимает лидирующую позицию – от 33,6% до 36,3%; доля экономического блока незначительно меньше; публикации других блоков также востребованы (см. табл.1).

 

Таблица 1. Тематические блоки публикаций о Китае в «РГ» (от общего количества материалов),
N= 58 (2009 г.), N= 107 (2014 г.), N= 501 (2019 г.)

Тематический блок

2009 г.

2014 г.

2019 г.

Абс.

Доля, %

Абс.

Доля, %

Абс.

Доля, %

Политический

20

34,5

36

33,6

182

36,3

Экономический

19

32,8

35

32,7

178

35,5

Военный

1

1,7

3

2,9

22

4,4

Научный

3

5,2

12

11,.2

26

5,2

Культура и искусство

6

10,3

12

11,2

41

8,2

Социальный

7

12,1

31

6,2

Другое

2

3,4

9

8,4

21

4,2

Источник: составлено автором.

 

Данные, представленные в таблице 2, подтверждают приоритет темы международных и двухсторонних отношений, в особенности российско-китайского сотрудничества. В публикациях уделено внимание освещению событий в рамках трехсторонних отношений между США, Россией и Китаем, стратегического треугольника Россия – Индия – Китай и взаимоотношений Пекин – Сеул – Токио. Кроме того, журналисты регулярно освещали контакты между Россией и Китаем на разном уровне.

 

Таблица 2. Политическая тематика (от общего количества материалов),
N= 20 (2009 г.), N= 36 (2014 г.), N= 182 (2019 г.)

Тема

2009 г.

2014 г.

2019 г.

Абс.

Доля, %

Абс.

Доля, %

Абс.

Доля, %

Многосторонние международные отношения

8

40

15

41,7

41

22,5

Двухсторонние политические отношения

9

45

18

50

73

40,1

в том числе между

Китаем и Россией

5

25

16

44,4

44

24,2

Китаем и США

2

10

2

5,6

24

13,2

Китаем и Казахстаном

1

5

1

0,53

Китаем и Республикой Корея

1

5

Китаем и Венесуэлой

1

0,53

Китаем и Беларусью

1

0,53

Китаем и Францией

1

0,53

Внутренняя политика КНР

3

15

3

8,3

68

37,4

Источник: составлено автором.

 

В период с 2014 по 2019 г. наблюдается увеличение количества материалов о внутренней политике КНР (от 8,3% до 37,4 %), что обусловлено сотрудничеством Медиакорпорации с редакцией «РГ».

Анализ материал экономической тематики выявил шесть основных составляющих (см. табл. 3). В 2009 г. первое место заняло освещение событий, происходивших в мировой экономике: например, газета представляла антикризисную программу КНР о выделении кредитной помощи ШОС в размере 10 млрд долл.3

 

Таблица 3. Экономическая тематика (от общего количества материалов),
N= 19 (2009 г.), N= 35 (2014 г.), N=178 (2019 г.)

Тема

2009 г.

2014 г.

2019 г.

Абс.

Доля, %

Абс.

Доля, %

Абс.

Доля, %

Мировая экономика и торговля

6

31,6

3

8,6

37

20,8

Двусторонняя торговля

3

15,8

5

14,3

54

30,3

Экономика Китая и развитие
его регионов

3

15,8

7

20

42

23,6

Финансы, инвестиции

3

15,8

5

14,3

12

6,8

Производственная сфера

2

10,5

8

22,8

28

15,7

Инфраструктура

2

10,5

7

20

5

2,8

Источник: составлено автором.

 

Особое внимание было уделено теме двусторонней торговли – количество публикаций увеличилось с 3 в 2009 г. до 54 в 2019 г. (см. табл. 3). Это объясняется, с одной стороны, обострением торгового конф­ликта между США и Китаем, а с другой – укреплением экономических и торговых связей между Россией и Китаем.

Данные, представленные в таблице 4, свидетельствуют об увеличении доли материалов с позитивной оценкой (с 37,9% в 2009 г. до 60,7% в 2019 г.). Чаще всего положительный медиаобраз Китая формируется в контексте российско-китайских отношений в промышленности, сельском хозяйстве, а также в сфере культуры, искусства и туризма.

 

Таблица 4. Соотношение тематики и тональности (в % от общего числа материалов),
N= 58 (2009 г.), N= 107 (2014 г.), N= 501 (2019 г.)

Тематика

Тональность (по годам)

Позитивная

Нейтральная

Негативная

2009

2014

2019

2009

2014

2019

2009

2014

2019

Международные политические отношения

1,7

5,6

2,0

12,1

8,4

5,8

0,8

Двухсторонние политические отношения

6,9

11,2

8,8

6,9

5,6

4,8

1,7

1,0

Внутренняя политика КНР

0,9

9,0

5,2

0,9

4,0

0,9

0,6

Международные военные отношения, вооруженные силы КНР

1,7

0,4

1,9

3,6

0,9

0,4

Международные отношения
в области экономики
и торговли

3,4

2,8

4,4

6,9

2,0

1,0

Двусторонняя торговля

2,8

5,6

1,7

1,9

4,2

3,4

1,0

Экономика Китая

1,7

3,7

7,6

1,7

2,8

0,8

1,7

Финансы, инвестиции

3,4

1,9

1,8

1,7

2,8

0,6

Производственная сфера

5,6

3,2

1,9

1,8

3,4

0,6

Инфраструктура

1,7

3,7

0,6

1,9

0,4

0,9

Науки, технологии
и инновации

3,4

4,7

4,4

1,7

6,5

0,8

Культура, искусство и туризм

6,9

5,6

5,8

3,4

5,6

2,8

Социальная сфера

1,4

0,2

3,4

0,6

Экология

0,2

3,4

0,2

Медицина
и здравоохранение

3,4

1,7

0,2

Другое

1,7

1,9

5,6

1,7

4,7

0,6

1,9

1,0

В целом

37,9

50,5

60,7

48,3

44,9

31,3

13,8

4,6

8

Источник: составлено автором.

 

Нейтральный образ Китая создается «РГ» благодаря объективному изложению позиции Китая на международной арене по ряду актуальных вопросов, в том числе мирному урегулированию ситуации на Корейском полуострове и кризиса вокруг Венесуэлы, антироссийским санкциям США.

Исследователями было отмечено, что медиаобраз страны зависит от источника выбранной информации (Mokry, 2017). В 2009 г. более трети публикаций были основаны на российских источниках информации, в 2019 г. их доля сократилась до 24,6% (см. табл. 5), что связано с использованием материалов, подготовленных Российско-китайской информационной службой «Россия – Китай: главное» (совместный проект МИА «Россия сегодня» и Международного радио Китая, запущен 3 июля 2017 г.4).

 

Таблица 5. Источники информации (от общего числа источников данного типа), N= 81 (2009 г.), N= 177 (2014 г.), N= 643 (2019 г.)

Источники

2009 г.

2014 г.

2019 г.

Абс.

Доля, %

Абс.

Доля, %

Абс.

Доля, %

Российские

32

39,5

72

40, 7

158

24,6

Китайские

25

30,9

50

28,2

180

28,0

Американские

4

4,9

7

4,0

69

10,7

Британские

5

2,8

13

2,0

Южнокорейские

5

6,2

5

2,8

9

1,4

Российско-китайская информационная служба
«Россия – Китай: главное»

108

16,8

Другие источники

15

18,5

38

21,5

106

16,5

Источник: составлено автором.

 

За исследуемый период самыми востребованными источниками информации остаются государственные деятели, (от 28,2% до 30,3%) – чаще всего это лидеры России и Китая, министры и заместители минист­ров двух стран. Отметим, что заявления государственных деятелей воспринимаются как авторитетная и достоверная информация (Seo, 2020). Далее следуют экспертный блок и материалы, подготовленные приложением «Россия – Китай: главное» (см. табл. 6).

 

Таблица 6. Источники информации (от общего числа источников), N= 81 (2009 г.), N=177 (2014 г.), N= 643 (2019 г.)

Источник информации

2009 г.

2014 г.

2019 г.

Абс.

Доля, %

Абс.

Доля, %

Абс.

Доля, %

Государственные деятели

24

29,6

50

28,2

195

30,3

Эксперты

20

24,7

45

25,4

71

11,0

Компании, бизнес-структуры

4

4,9

11

6,2

50

7,8

Международные
и межправительственные организации

1

1,2

1

0,6

15

2,3

Некоммерческие организации
и гражданские объединения

2

2,5

3

1,7

2

0,3

Рядовые респонденты

4

4,9

3

1,7

6

0,9

Пиар-службы

1

0,6

8

1,2

Информационные агентства

4

4,9

15

8,5

29

4,5

СМИ

5

6,2

12

6,8

42

6,5

Социологические опросы

1

1,2

4

2,3

1

0,15

НИИ и ИЦ

10

1,6

Онлайн-источник (со ссылкой на ресурс)

1

0,6

3

0,5

Онлайн-источник (без ссылки на ресурс)

1

0,15

Юридические, правовые документы

3

0,3

Социальные сети

3

1,7

5

0,8

Статистика

2

2,5

4

2,3

23

3,6

Наблюдения журналистов

8

9,9

6

3,4

19

3,0

Книги

2

1,1

3

0,5

Архивы

1

0,15

Другое

3

3,7

6

3,4

32

5,0

Не ясно, нет ссылки на источник

3

3,7

10

5,6

17

2,7

Российско-китайская информационная служба «Россия – Китай: главное»

108

16,8

Источник: составлено автором.

 

Анализ ссылок на китайские СМИ как источник цитирования показал, что их доля колеблется от 20% до 41,6%. Отчетливо обозначилась тенденция к расширению диапазона используемых материалов, подготовленных китайскими СМИ. Так, если в 2009 г. внимание журналистов «РГ» привлекало только Центральное телевидение Китая, то в 2019 г. к нему добавилось восемь новых источников (см. табл. 7).

 

Таблица 7. Доля цитируемых китайских СМИ (от общего числа источников),
N= 5 (2009 г.), N= 12 (2014 г.), N= 42 (2019 г.)

СМИ

2009 г.

2014 г.

2019 г.

Абс.

Доля, %

Абс.

Доля, %

Абс.

Доля, %

Газета «Жэньминь Жибао»

1

2,36

Англоязычная газета Global Times

1

8,3

2

4,8

Англоязычная газета China Daily

1

2,36

Англоязычная газета South China Morning Post

1

2,36

Газета «Вэньхуэйбао»

1

2,6

Деловое издание «Цайсинь»

1

2,36

Центральное телевидение Китая (CCTV)

1

20

2

4,8

Международное радио Китая

2

4,8

Китайские СМИ в целом
(без указания названия издания)

4

33,3

4

9,5

Всего

1

20

5

41,6

15

35,7

Источник: составлено автором.

 

Публикации, которые можно отнести к информационным жанрам, наиболее популярным в газетах, занимали лидирующие позиции на протяжении всего исследуемого периода, доля аналитических материалов сократилась (с 50% в 2009 г. до 37,1% – в 2019 г.). Отметим также, что публикации в «РГ» в 2014 и 2019 гг. характеризовались значительным разнообразием жанров – 15 против 8 в 2009 г. Наиболее востребованными оказались короткая новость, расширенная новость и статья, доля материалов в жанре информационного отчета колебалась от 6,7% до 10,5%, аналитического комментария – от 3,5% до 10% (см. табл. 8, 9).

 

Таблица 8. Виды жанров (от общего числа материалов),
N= 30 (2009 г.), N=86 (2014 г.), N= 248 (2019 г.)

Виды жанров

2009 г.

2014 г.

2019 г.

Абс.

Доля, %

Абс.

Доля, %

Абс.

Доля, %

Информационные

15

50

44

51,2

152

61,3

Аналитические

15

50

35

40,7

92

37,1

Художественно-публицистические

5

5,8

4

1,6

Другое

2

2,3

Источник: составлено автором.

 

Таблица 9. Жанры публикаций о Китае (от общего числа материалов), N= 30 (2009 г.), N=86 (2014 г.), N= 248 (2019 г.)

Жанр

2009 г.

2014 г.

2019 г.

Абс.

Доля, %

Абс.

Доля, %

Абс.

Доля, %

Короткая новость

7

23,3

15

17,4

32

12,9

Расширенная новость

6

20

17

19,8

98

39,5

Статья

7

23,3

23

26,7

52

21,0

Аналитический комментарий

3

10

3

3,5

22

8,9

Аналитическая корреспонденция

3

10

5

5,8

5

2,0

Информационный отчет

2

6,7

9

10,5

17

6,9

Аналитическое интервью

1

3,3

2

2,3

7

2,8

Информационное интервью

2

2,3

3

1,2

Репортаж

1

3,3

2

2,3

3

1,2

Хроника

1

1,2

4

1,6

Рецензия

1

0,4

Беседа

1

0,4

Портрет

1

1,2

2

0,8

Очерк

2

2,3

Эссе

1

1,2

Мемуары, воспоминания

1

1,2

Другое

2

2,3

Источник: составлено автором.

 

Выводы

Как показало исследование, на создание образа Китая в российском медиапространстве повлиял ряд определяющих факторов: политических, экономических, социальных, культурных. Контент-анализ и применяемые комплексно эмпирические методы наблюдения и сравнения позволили, подробно рассмотрев тематические блоки, жанры, источники информации и тональность публикаций о КНР в «Российской газете», выявить динамику освещения образа Китая, связанную с развитием национальных интересов Российской Федерации и Китайской Народной Республики, их стратегическим взаимодействием и сотрудничеством в разных сферах деятельности. Таким образом, в сознании массовой российской аудитории формируется целостный медиаобраз Китая – современного государства, играющего одну из ведущих ролей на международной арене.

 

Примечания

    1 Radnitz S.B. (2020) М.И.С.С.И.Я. (Mission): Mending International Stability and Security Issues with Russia. Режим доступа: https://digital.lib.washington.edu/researchworks/bitstream/handle/1773/46270/20_JSIS_495I_Radnitz.pdf?sequence=1&isAllowed=y (дата обращения: 13.12.2022).

    2 Белуза А. Нам доверяют миллионы. Аудитория сайта rg.ru достигла 29 млн пользователей в месяц // Российская газета. 2019. Март, 25. Режим доступа: https://rg.ru/2019/03/25/auditoriia-sajta-rgru-dostigla-29-mln-polzovatelej-v-mesiac.html?ysclid=le6xtc7n3y356561562 (дата обращения: 21.08.2022).

    3 Дубичева К. Дмитрий Медведев подвел экономические итоги саммита ШОС // Российская газета. 2009. Июнь, 16. Режим доступа: https://rg.ru/2009/06/16/reg-ural/sammit-medvedev-anons.html (дата обращения: 22.04.2020).

    4 МИА «Россия Сегодня» и Международное радио Китая запустили совместное мобильное приложение. Режим доступа: http://russian-chinese.com/2017/07/05/mia-rossiya-segodnya-i-mezhdunarodnoe-radio-kitaya-zapustili-sovmestnoe-mobilnoe-prilozhenie/?ysclid=li2ur7t4tk355491278 (дата обращения: 22.07.2022).

 

Библиография

Богдан Е.Н. Медиаобраз России как средство консолидации общества: структурно-функциональные характеристики: автореф. дис. ... канд. филол. наук. М., 2007.

Вартанова Е.Л. Теория медиа: отечественный дискурс. М.: Фак журн. МГУ; Изд-во Моск. ун-та, 2019.

Галинская Т.Н. Понятие медиаобраза и проблема его реконструкции в современной лингвистике // Вестн. ОГУ. 2013. № 11 (160). С. 91–94.

Григорян С.В. Современный медиаобраз России на отечественном телевидении: автореф. дис. … канд. филол. наук. М., 2016.

Гуреева А.Н., Киреева П.А. Формирование медиаобраза государства в контексте медиатизации политической коммуникации // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10: Журналистика. 2022. № 6. С. 28–56.

Драчева Ю.Н. Понятие медиаобраза и его описание в языковедческом и неязыковедческом аспектах // Вестн. Череповец. гос. ун-та. 2019. № 2 (89). С. 134–146.

Жумагулова Ш.Т., Асангулова Ж.Э. Контент-анализ как социологический метод изучения средств массовой информации // Наука и новые технология. 2009. № 7. С. 148–151.

Каминченко Д.И. Сравнительный анализ информационной повестки дня средств массовой информации и современных социальных медиа // Медиаскоп. 2019. Вып. 4. Режим доступа: http://www.mediascope.ru/2576 (дата обращения: 22.07.2022).

Киричек П.Н. Инновации в миссии журналистики // Научные труды Моск. гум. ун-та. 2016. № 3. С. 13–21.

Кирсанова А.М. Образ Китая в российских специализированных интернет-СМИ // Архонт. 2019. № 3 (12). С. 55–61.

Ковач О.А. Принципы конструирования медиаобраза государства // Медиасреда. 2019. № 1. С. 57–62.

Колесниченко А.В. Востребованность жанров журналистских текстов в онлайновых СМИ // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10: Журналистика. 2018. № 1. С. 26–42.

Колесниченко А.В. Практическая журналистика. М.: Изд-во Моск. ун-та, 2008.

Линь Фэй. Роль прессы в формировании медиаобраза Китая (по материалам изданий «Российская газета» и «Независимая газета») // Медиаскоп. 2020. Вып. 4. Режим доступа: http://www.mediascope.ru/2678 (дата обращения: 11.04.2021).

Лукин А.В. Российско-китайские отношения: не ослаблять усилий // Международная жизнь. 2009. № 11. C. 89–105.

Лукина М.М., Толоконникова А.В. Конфликт в повестке дня российских информационных агентств: исследование в контексте конструктивной журналистики // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10: Журналистика. 2021. № 5. С. 27–50.

Монастырева О.В. Методы продвижения образа страны в практике «Международного радио Китая»: автореф. дис. … канд. филол. наук. Екатеринбург, 2011.

Мэн Лися. Имидж лидера КНР Си Цзиньпина в российских СМИ // Китай: история и современность: мат. IX Междунар. науч.-практ. конф. Екатеринбург: Изд-во Уральск. ун-та, 2016. С. 312–318.

Ордахова Т.В., Гаврильев Н.Я. Языковые средства в выступлениях Си Цзиньпина как средство создания имиджа Китая // Современный дискурс-анализ. 2019. № 2 (23). С. 61–65.

Разумова М.А. Тематические приоритеты и база источников информации деловых СМИ (на примере газет «Коммерсантъ» и «Ведомости»): дис. ... канд. филол. наук. М., 2016.

Тертычный А.А. Жанры периодической печати. М.: Аспект Пресс, 2002.

Фролова Т.И. Технологии социальной журналистики: опыт систематизации источников информации // Вестн. Волжск. ун-та им. В.Н. Татищева. 2015. № 4 (19). С. 59–62.

Хочунская Л.В. Феномен медиаобраза: социально-психологический аспект // Вестн. РУДН. Сер.: Литературоведение, журналистика. 2013. № 2. С. 91–95.

Чэн Юйсяо. Образ Китая в российских СМИ: лингвокогнитивный аспект: автореф. дис. ... канд. филол. наук. Екатеринбург, 2020.

 

Becker J. (2011) Coverage of the Tibet Crisis (March 2008) and the Olympic Games in China (August 2008) in the German-Language Mass Media. The International Communication Gazette 73 (6): 495–506.

Franks S. (2004) The World on the Box: International Issues in News and Factual Programmers. The Political Quarterly 75 (4): 425–428.

Luke D.A., Caburnay C.A., Cohen E.L. (2011) How much is enough? New Recommendations for Using Constructed Week Sampling in Newspaper Content Analysis of Health Stories. Communication Methods and Measures 5 (1): 76–91.

Menegazzi S. (2022) World Politics and Media Framing: Introducing the Relevance of Narratives in Media outlet’s Coverage about the Hong Kong Protests. Partecipazione e conflitto 15 (1): 257–273.

Mokry S. (2017) Whose Voices Shape China’s Global Image? Links Between Reporting Conditions and Quoted Sources in News about China. Journal of Contemporary China 26 (107): 650–663.

Riffe D., Charles F.A. (1993) The Effectiveness of Random, Consecutive Day and Constructed Week Sampling in Newspaper Content Analysis. Journalism Quarterly 70 (1): 133–139.

Seo S. (2020) “We See More Because We Are Not There”: Sourcing Norms and Routines in Covering Iran and North Korea. New Media and Society 22 (2): 283–299.

Tang L. (2021) Transitive Representations of China’s Image in the US Mainstream Newspapers: A Corpus-Based Critical Discourse Analysis. Journalism 22 (3): 804–820.

Дата поступления в редакцию: 05.11.2023
Дата публикации: 20.12.2023