Архив



Особенности рекламных материалов в деловых газетах и журналах середины XIX века



Ирина Сурнина

Ссылка для цитирования: Сурнина И.А. Особенности рекламных материалов в деловых газетах и журналах середины XIX века // Меди@льманах. 2023. № 6 (119). С. 72−76. DOI: 10.30547/mediaalmanah.6.2023.7276



УДК 659.131:070(091)(470+571)
DOI: 10.30547/mediaalmanah.6.2023.7276
EDN: TTIBTQ


© Сурнина Ирина Александровна
доктор филологических наук, доцент кафедры истории русской литературы и журналистики факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова (г. Москва, Россия), isurnina1983@mail.ru



Ключевые слова: деловые газеты и журналы, реклама, объявления, редакция, отдел.

В статье анализируются особенности подачи объявлений в российских деловых газетах и журналах середины XIX в. Подробное внимание уделяется отделам «Объявления», где за определенную плату в основном и размещались тексты рекламного содержания о вышедших книгах, издаваемых газетах и журналах, предлагаемых товарах и услугах частных лиц, что помогало улучшить финансовое положение редакций.

 

Специальных исследовательских трудов, в которых рассматривается развитие деловой прессы в России, анализируются отдельные газеты и журналы экономического характера и выявляются особенности контента их отделов, на сегодняшний день существует не так много. Это работы: А.Н. Боханова (1984), А.В. Предтеченского (1986), Д.Н. Нечаева и В.В. Тулупова (2006), Б.И. Есина (1971, 2005), А.Ю. Веселовой (2017). К числу исследованных изданий на данный момент можно отнести «Вестник промышленности» и «Акционер» Ф.В. Чижова (Сурнина, 2011), «Биржевые ведомости» К.В. Трубникова (Силантьев, 2013), «Экономический указатель» и «Экономист» И.В. Вернадского (Сурнина, 2016) и др. Тем не менее научных работ, посвященных особенностям рекламных материалов в деловой прессе 1850–1860 гг. (до и в первые годы реформы 1861 г.), практически нет. А ведь именно реклама позволяла таким газетам и журналам выживать, соблюдая финансовый баланс расходов и доходов.

 

Формирование печатного жанра рекламного объявления

В середине XIX в. количество подписчиков у деловых периодических изданий было небольшим, покрывать расходы на издание не всегда удавалось, поэтому редакторы часто прибегали в качестве дополнительного дохода к публикации коммерческих объявлений. Они встречались практически в каждой газете и журнале, но размещались с ограничениями, которые были сняты только в 1863 г.: «Высочайшее разрешение всем правительственным и частным периодическим изданиям печатать частные объявления на том же основании, как сие было разрешено С.-Петербургским, Московским и полицейским ведомостям» (Русская журналистика в документах, 2003: 176).

В «Журнале для акционеров», выходившем под руководством К.В. Трубникова в 1857–1860 гг., например, в отделе «Объявления от редакции», сообщалось о продаже акций различных компаний. В № 4 газеты есть объявление об акциях Российско-Американской компании, общества пароходства и торговли; в № 7 – бумагопрядильной мануфактуры и др.

В «Экономическом указателе» И.В. Вер­надского (№ 11 за 1857 г.) также есть отдел «Объявление», было ли в нем размещение рекламной информации платным до 1863 г. не установлено, но факт наличия рекламных целей очевиден. В отделе помещались различные заметки, например, о вновь учрежденной фабрике проволочных сетей и тканей А. Фридриха и Кº. Был в журнале и отдел «Извещение». В № 213 за 1861 г. в нем сообщалась информация о продаже паровой мукомольной мельницы1. Печатались и объявления частных лиц: например, сотрудника журнала о том, что он может подготовить молодых людей к поступлению в университет, давать уроки по французскому и немецкому языкам, а также работать в различных конторах в качестве юриста, секретаря и казначея. Некто З. также предлагал свои услуги – по управлению акционерным обществом, торговым домом, фабриками, заводами и населенными имениями2. Дополнительно сообщалось, что информацию можно уточнить в редакции «Экономического указателя»3.

Для объявлений о новых периодических изданиях в «Экономическом указателе» в 1858 г. введен отдел «Новое повременное издание», и уже в № 70 проанонсирован выход журнала рисунков «Рисовальщик». Сообщалась его подписная цена (5 руб. сереб­ром с пересылкой), периодичность выхода (четыре раза в год) и другие подробности. В № 80 «Экономический указатель» проинформировал о выходе журнала «Народное чтение» под редакцией А. Оболонского и Г. Щербачева, а в № 107 за 1859 г. написал об «Архитектурном вестнике», журнале архитектуры, образовательных искусств и строительной техники А. Жуковского. Особое внимание «Экономический указатель» уделял анонсированию начала издания в Германии политико-экономического журнала Cermania известного политэконома М. Вирта и журнала «знаменитого» Молинари La Bourse du Travail [«Рабочий кошелек». – И.С.] в Брюсселе.

Помимо этого, в журнале печатались и объявления о книгах, которые можно приоб­рести в книжном магазине А.И. Давыдова на Невском проспекте. Впервые подобные известия находим в № 20 за 1857 г.4 Естественно, это книги на экономические темы, например: «Об уходе за огородами и овощами у крестьян северных губерний» В. Владимирского, «О пчеловодстве, как христиански-народном промысле, в России вообще и в Новороссийском краe, и в Бессарабии в особенности» А. Номарницкого и др. Иногда сообщалось и об изданиях, далеких от политико-экономических тем, например, о «Руководстве к изучению и лечению сифилитических болезней» П. Заб­лоцкого, о «Руководстве к изучению нервных болезней» М.Г. Ромберга. Всегда говорилось об объеме книг, о том, имелись ли в них чертежи/рисунки и, конечно же, стоимости. Также всегда сообщалось о защищенных диссертациях, представля­ющих особый интерес. Так, в № 43 за 1857 г. опубликовано сообщение об успешной защите диссертации на степень магистра Н.И. Максимова «Изложение различных методов установления промыслового налога в государствах Западной Европы» в Харьковском университете5. Приведены основные положения диссертации.

Имелся отдел «Объявления» и в «Посред­нике» П.С. Усова, правда он, как и все содержание газеты, был посвящен объявлениям о продаже товара, но, как и в случае с другими периодическими изданиями, коммерческие сообщения печатались другим шрифтом, даже с добавлением рисунков, как, например, в № 303 за 1863 г.

В «Вестнике промышленности» Ф.В. Чижо­ва публиковались различные объявления, которые необходимо расценивать как рек­ламу. Например, в № 3 за 1859 г. напечатано сообщение об издании первой книжки «Журнала мануфактур и торговли» с указанием стоимости за подписку и объявлено о выходе весьма полезной настольной книги под девизом Mementro mori в магазине промышленности на Арбате. На страницах журнала отво­дилось место и объявлениям от различных специалистов. Например, англичанин Дж. Арнольд предлагал свои услуги фаб­ри­кантам при постройке железных дорог.

Что касается «Акционера» Ф.В. Чижова, то в нем публиковались даже объявления личного характера, например, об утере документов частными лицами (титулярным советником В.И. Мориным6). Присутствовали объявления о сборе денежных средств, о привлечении акционеров в различные пред­приятия: «Желающие принять на себя постройку быков, устоев и береговых укреплений для моста через реку Москву под Коломною приглашаются»7. Имелись и объявления о поиске работы, подобные такому: «Инженер-технолог, занимавшийся более 10 лет работами по устройству железных дорог, желает получить подобные занятия, или по строительной и хозяйст­венной части»8, с указанием адреса соискателя.

Или, например, объявление от машин­ного завода соединенной Гамбургско-Магде­бургской пароходной компании о приеме заказов «для устройства заводов: винокуренных, пивоваренных, свекольносахарных, мукомольных, маслобойных, лесопиль­ных
и проч.»9.

В № 21 за 1862 г. сообщается, что «Акцио­нер» получил разрешение «печатать у себя частные объявления, почему редакция имеет честь уведомить, что частные объявления принимаются ежедневно в конторе редакции...»10. Указывалась и цена за объявления: один раз – 8 коп. серебром за строчку, два раза – 12, три раза – 16. Однако после такого разрешения подобных объявлений в газете не прибавилось.

«Акционеру» приходилось поправлять и неверные объявления, помещенные в других периодических изданиях. Например, в № 49 от 9 декабря 1860 г. опубликовано опровержение напечатанного в «Санкт-Петер­бургских ведомостях» объявления о том, что «Журнал для акционеров» и «Вестник промышленности» соединятся в будущем году в один торгово-политический орган «Биржевые ведомости»11. Ф.В. Чижов давал и разъяснения по поводу ухода с поста одного из членов правления Московско-Рязанской (бывшей Саратовской) железной дороги. Это сообщение было опубликовано и в № 65 «Биржевых ведомостей»12, и в № 69 «Московских ведомостей»13 с некоторыми неточностями. Чижов, во избежание возникновения недоразумений, написал о причинах, побудивших его сделать данный шаг: несогласие по ряду вопросов, произошедшее между правлением и наб­людательным комитетом14.

В «Народном богатстве» И.П. Балабина объявления часто печатались в подвале последней полосы, реже занимали всю послед­нюю страницу газеты. Многие объяв­ления сопровождались рисунками. Большинство объявлений рекламировали печатную продукцию: книги, газеты. Иногда они публиковались на вклейках и по размерам даже превышали формат издания: как, например, в случае с прейскурантом Р. Чидсона, опубликованном в качестве отдельного листа к № 49.

В «Промышленной газете» В.Я. Швиттау в отделе «Объявления» печатались лишь сведения о деятельности «Промышленной справочной конторы», которая открыта ежедневно, за исключением воскресных и табельных дней с 9 утра до 4 вечера. В ней промышленники могли приобрести и продать орудия, машины, невыделанные материалы, продукты и даже заводы, фабрики и всякого рода ремесленные заведения. Предоставлялись и сведения для возможных мест работы подмастерьев, учеников и работников15. Также печатались и иные объявления, например, следующее: «112 000 квадр<атных> саж<еней> лугов желают продать для раздела наследства, приносящие верных 10% чист<ого> дохода 5 500 руб. в год. Строения новые и инвентарь полный стоят на Выборгской за Арсеналом»16. Другой информации отдел не предоставлял на протяжении всего 1865 г.

Объявления о недостаточной подписке служили прекрасным средством привлечения дополнительных финансов. Поэтому не удивительно, что в экономических газетах и журналах они весьма часто появлялись, печатались разными шрифтами и даже сопровождались рисунками.

 

Выводы

Объявления в российских деловых газетах и журналах 1850–1860 гг. часто носили субъективный характер, и их целью было продвижение либо какого-то печатного издания, либо характеристика товара или услуги, либо вообще анонсировался сбор средств на определенные нужды. И несмотря на то, что опыт публикации коммерческих объявлений был еще не столь обширен, можно утверждать, что именно подобные объявления лежат в основе формирования печатного жанра рекламного объявления.

 

Примечания

    1 Экономический указатель. 1861. № 213. С. 60.

    2 Там же. № 256. С. 433.

    3 Там же. 1859. № 142. С. 870.

    4 Там же. 1857. № 20. С. 472.

    5 Там же. № 43. С. 1006–1007.

    6 Акционер. 1861. № 13. С. 104.

    7 Там же. № 20. С. 80.

    8 Там же. 1863. № 7–8. С. 35.

    9 Там же. № 50. С. 205.

    10 Там же. 1862. № 21. С. 159.

    11 Там же. 1860. № 49. С. 193.

    12 Биржевые ведомости. 1863. № 65. С. 260.

    13 Московские ведомости. 1863. № 69. С. 4.

    14 Акционер. 1863. № 14–15. С. 60.

    15 Промышленная газета. 1865. № 1. С. 8.

    16 Там же.

 

Библиография

Боханов А.Н. Буржуазная пресса России и крупный капитал: конец XIX в. – 1914 г. М.: Наука, 1984.

Веселова А.Ю. Журналы А.Т. Болотова «Сельский житель» и «Экономический магазин»: история издания // Вестн. Моск. гос. ун-та. Сер. 10: Журналистика. 2017. № 5. С. 124–150.

Есин Б.И. История деловой прессы России 1702–1917: материалы к спецкурсу. М.: Изд-во Моск. ун-та, 2005.

Есин Б.И. Русская дореволюционная газета. 1702–1917 гг.: краткий очерк. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1971.

Нечаев Д.Н., Тулупов В.В. Деловые печатные издания России: Становление, специфика, тенденции развития. Воронеж: Изд-во Воронеж. гос. ун-та, 2006.

Предтеченский А.В. Экономические журналы первой четверти XIX в. // Общественная мысль в России XIX в.: сб. ст. / отв. ред. А.Н. Цамутали. Л.: Наука, 1986. С. 7−18.

Русская журналистика в документах: история надзора / сост.О.Д. Минаева. М.: Аспект Пресс, 2003.

Силантьев К.В. Информационно-издательский комплекс К.В. Трубникова в условиях капитализации журналистики второй половины XIX века: дис. … канд. филол. наук. СПб., 2013.

Сурнина И.А. Аскетическое служение промышленному миру... (Ф.В. Чижов –редактор «Вестника промышленности» и «Акционера»). М.: Фак. журн. МГУ, 2011.

Сурнина И.А. «Экономист» (1858–1865) – деловое издание И.В. Вернадского // Вестн. РУДН. Сер.: Литературоведение. Журналистика. 2016. № 4. С. 181–195.

Дата поступления в редакцию: 18.11.2023
Дата публикации: 20.12.2023