Архив



Визуализация образа политического деятеля в графической иллюстрации (российский и зарубежный опыт печатных СМИ)



Анастасия Свитич

Ссылка для цитирования: Свитич А.Л. Визуализация образа политического деятеля в графической иллюстрации (российский и зарубежный опыт печатных СМИ) // МедиаАльманах. 2019. № 4. С. 30−44.
DOI: 10.30547/mediaalmanah.4.2019.3044

© Свитич Анастасия Леонидовна
кандидат филологических наук, старший преподаватель кафедры фотожурналистики и технологий СМИ факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова (г. Москва, Россия), svitich-a@mail.ru



Ключевые слова: политический деятель, визуализация, шарж, портрет, карикатура.

Данное исследование призвано взглянуть на актуальные вопросы мировой политики сквозь призму графической иллюстрации. В статье рассматриваются жанровые особенности, приемы и техники визуализации образа политического деятеля в российских и зарубежных печатных СМИ.

 

Современные новостные, общественно-политические и деловые издания в силу характерной для них специализации на политической и экономической повестке дня уделяют большое внимание визуализации образов политических деятелей. Это актуализировало необходимость исследования данной темы.

Традиционно визуальный образ человека рассматривался через призму искусства живописи, графики, скульптуры (Андроникова, 1975; Бесчастнов, 2007). Философски осмыслили образ человека Ю.М. Лотман (2002), Р. Арнхейм (2007), Р. Барт (1989). Некоторые приемы визуализации образа человека определили в своих работах исследователи карикатуры (Артемьева, 2002; Чаплыгина, 2006; Айнутдинов, 2010). К теме визуализации образов политических деятелей обращались авторы работ по имиджу политических персон (Почепцов, 1997, 2006; Гринберг, 2017). Изучали образ политика на обложках мировых СМИ и авторы материалов онлайн-медиа, в частности Н. Хилтон1. Но ни одна из существующих работ не затрагивает особенности визуализации образа политического деятеля в графической иллюстрации периодических изданий. Для изучения данной темы логично использовать метод сравнения используемых жанров, техник, приемов в графической иллюстрации российской и зарубежной прессы. Основной акцент был сделан на количественном исследовании соотношения частоты появления тех или иных политиков в графической иллюстрации периодических изданий. Единицей анализа стала отдельная графическая иллюстрация2 с изображением политического деятеля, а единицей счета − частота появления публикаций с заданными парамет­рами. Эмпирическим материалом послужили российские и зарубежные издания за 2000−2018 гг.

 

Образ политика: жанры, техники, приемы визуализации

Для визуализации образа политика периодические издания используют жанры рисованного портрета3, карикатуры4, шаржа5 и техники коллажа6, ручной и компьютерной графики. Российские журналы отдают предпочтения персональным шаржам и рисованным портретам, избегая политических карикатур, в то время как зарубежные активно включают узнаваемые политические образы в карикатуры и групповые шаржи, реже обращаясь к рисованным портретам.

Среди российских изданий наиболее часто выбирали политических деятелей в качестве объектов графической визуа­лизации деловые журналы «Компания», «Эксперт» (см. рис. 1). В качестве традиционной иллюстрации обложки в журнале «Компания» – шаржи на известных отечественных общественных и политических деятелей, выполненные как с помощью рисованной графики, так и инструментами цифровой визуализации. Ориентация журнала на экономическую тематику накладывает отпечаток и на выбор персонажей для визуализации. Наиболее часто на страницах журнала появлялись изображения Президента РФ В.В. Путина (14%) , премьер-министра Д.А. Медведева (8%), мэра Москвы С.С. Собянина (5%), Президента Белоруссии А.Г. Лукашенко (3%), а также российских политиков, оказывающих влияние на принятие важных экономических решений в нашей стране, в частности А. Чубайса (8%). Все шаржи выполнены в едином визуальном стиле, ставшим частью бренда этого издания.

 

mediaalmanah.4.2019.3044-01.png

Рисунок 1. Образы политиков в российской прессе

 

Журнал «Эксперт» создает сложные и насыщенные деталями коллажные иллюстрации из фрагментов рисованной графики с портретами известных политиков, которым посвящен основной материал номера. Среди персонажей встречаются как российские, так и зарубежные политические деятели, в частности Президент России В.В. Путин (23%), премьер-министр Д.А. Медведев (7%), президенты США Д. Трамп (5%) и Б. Обама (5%) , лидер Северной Кореи Ким Чен Ын (2%). При этом жанры, приемы и техники иллюстрирования весьма разнообразны. Помимо свойственной художникам этого издания коллажной манеры исполнения иллюстраций, с присущей ей гротескностью некоторых образов, встречается и использование классических приемов станковой живописи.

Фирменным знаком журнала «Власть» стали шаржи на известных политиков, дающих оценку текущих событий в рубрике «Вопрос недели», выполненные в перьевой технике. В зависимости от тематики рубрики визуализированы образы как современных, так и исторических персонажей. Среди шаржей этого издания наиболее часто встречаются изображения Президен­та России В.В. Путина (10%), премьер-министра Д.А. Медведева (13%), Президента Белоруссии А.Г. Лукашенко (3%), бывшего Президента США Б. Обамы (3%), мэра Москвы С.С. Собянина (2%), а также Г.А. Зюганова (4%), И.В. Сталина (3%), М.С. Горбачева (2%), Л.И. Брежнева (1%) и др. При соблюдении внешнего сходства изменены и выделены наиболее характерные черты персонажей. Использование пародийного сопоставления и преувеличения придают остроту иллюстрируемому материалу.

Основными приемами создания образа политика в российских изданиях являются видоизменение и деформация (преувеличение, преуменьшение) отдельных черт героев публикаций.

Зарубежная пресса активно использует инструменты политической сатиры, оперативно реагируя на злободневные события. Политическая карикатура (см. рис. 2) занимает одно из основных мест среди графических иллюстраций обложек журналов и еженедельников Spiegel (Германия), Time (США), Economist (Великобритания), Newsweek (США), Week (США), New Republic (США), New Statesman (Великобритания), Spectator (Великобритания), Courrier International (Франция), New Yorker (США), EastWest (Италия). Главными действующими лицами карикатур и шаржей в указанных изданиях становятся политические лидеры и главы государств – президенты США Д. Трамп, России В.В. Путин, Турции Р. Эрдоган, Сирии Б. Асад, Франции Э. Макрон, канцлер Германии А. Меркель, лидер Северной Кореи Ким Чен Ын и др.

 

mediaalmanah.4.2019.3044-02.png

Рисунок 2. Образы политиков в зарубежной прессе

 

Излюбленными приемами являются пародирование, гротеск, сопоставление и противопоставление – персонажей, идей, мировоззрений, культур и т.д. На контрасте противоположностей авторы иллюстраций в зарубежных изданиях добиваются максимального воздействия на целевую аудиторию.

Анализ иллюстраций в отечественной и зарубежной прессе показал, что перио­дические издания активно реагируют на изменение политического климата в мире, что нашло отражение в динамике показателей визуализации образов политиков за последние годы. Данные показывают, что предвыборная кампания 2016 г. в США и президентские выборы 2018 г. в России внесли свои изменения в тематику графических иллюстраций – количество политических публикаций увеличилось, а наиболее часто визуализируемыми политическими деятелями стали действующие президенты США и России. И если президент России становился популярным героем иллюстраций в прессе с начала 2000 гг., а эволюция его образа представляет огромный интерес для исследователей, то действующий президент США стал героем политических публикаций относительно недавно, но интерес к его персоне настолько велик во всем мире, что все ведущие СМИ уделяют ему пристальное внимание.

 

Особенности визуализации образов лидеров России и США в российской и зарубежной прессе

Проследим, как визуализировали образы президентов России и США отечественные и зарубежные СМИ. В российских изданиях образ В.В. Путина, выполненный с помощью рисованной графики или коллажа, встречается реже, чем в зарубежной печати. В частности, подобные иллюстрации можно встретить в журналах «Эксперт», «Компания», «Профиль», РБК (см. рис. 3).

 

mediaalmanah.4.2019.3044-03.png

Рисунок 3. Образ В.В. Путина в российских изданиях

 

В иллюстрациях данных изданий президент России представлен сдержанно и серьезно, среди характерных черт выявлены ум, уверенность, сильная воля, харизматичность, целеустремленность, в юмористических шаржах – смекалка, ловкость, находчивость. Используемые приемы визуализации – сопоставление и противопоставление (в парных шаржах и карикатурах), в редких случаях видоизменение и деформация образа (не более 2 %). Но в большинстве случаев образ российского лидера реалистичен, и даже в шаржах и карикатурах портретные черты переданы точно, деформации подвергается лишь фигура, что является устоявшимся художественным приемом в шаржевых изображениях.

Журнал «Эксперт», лидер по разнообразию образов В.В. Путина на своих обложках, использует и реалистичную, близкую к живописи манеру визуализации образа российского лидера (17%), и упрощенную, плоскостную графику с четкой контурной линией (26%), и имитацию трафаретной печати (11%), и коллаж (28%), и смешанную технику (15%). Так, на обложках журнала в № 48 (2007) и № 51 (2014) портрет В.В. Путина – человека года − выполнен в манере станковой живописи (использование широких, характерных для живописи красочных мазков кисти, передающих широкую палитру оттенков цвета), имитирующей парадные портреты.

В других номерах образ российского лидера упрощен, черты лица обведены нарочито грубыми и контрастными конту­ра­ми, использован минимальный набор фирменных цветов – белый, черный, красный и дополнительный оттенок. Подобная манера исполнения иллюстрации удачно передает силу воли, характер, сдержанность образа. Заголовки материа­лов, посвя­щенных президенту России, вынесенные на обложку журнала, в целом корректны.

Журнал «Компания» визуализировал образ президента в виде традиционных шаржей, однако в № 48 за 2011 г. отошел от этой традиции, сопроводив ключевой материал «Год дракона» карандашным портретом. Художник изобразил российского лидера снизу вверх, в небольшом развороте с устремленным вдаль взглядом, что отсылает читателя к иконографическому образу «лидера нации».

Западные СМИ склонны подавать образ российского президента более агрессивно. Наиболее критично к его персоне относятся некоторые издания стран бывшего социалистического лагеря: Польши, Чехии, Прибалтики. Особенно заметно это проявлялось во время третьего президентского строка В.В. Путина. В ряде иллюстраций президент России изображен в виде маньяка, убийцы, диктатора (см. рис. 4).

 

mediaalmanah.4.2019.3044-04.png

Рисунок 4. Образ В.В. Путина в изданиях Польши, Латвии, Чехии

 

Так, в польском журнале Uwazam Rze Historia за 21 марта 2014 г. главный материал называется «Империя контратакует». На обложке – коллаж с портретом российского лидера, дополненным «вампирскими» клыками. Надпись на обложке «Владимир Грозный» сопровождается словами: «С кем и за что воевала Россия последние сто лет»7.

Вторит ему и латвийский журнал IR (12.03.2014): в главном материале номера Э. Лукас причисляет Путина к «Новым оккупантам». Заголовок звучит так: «Остано­вить Путина. И как Латвии защититься?»8. Обложку журнала украшает черно-белая фотография российского президента. Латвий­ское издание IR лишь добавило небольшой штрих – слово «Крым» – к портрету лидера России, чтобы показать свое отношение к последним событиям. Но местоположение слова над верхней губой вызывает прямые ассоциации с устояв­шимся образом диктатора.

Польский Newsweek (№11, 2014), намекая на угрозы Западу со стороны Путина, одел российского президента в смирительную рубашку, создав устрашающий коллаж. Заголовок материала – «Империя зла». Подпись под ним не менее зловеща: «Если мир не сдержит Путина прямо сейчас, через минуту может быть уже поздно»9. Но данные издания чаще всего используют обработанные в фоторедакторах кадры, создавая коллажи. Графические иллюстрации встречаются в них редко. Исключение – шарж на В.В. Путина в чешском журнале Reflex (№13, 2014), где он предстает в виде Гитлера.

В отличие от периодики стран бывшего социалистического лагеря, немецкие, английские, французские и американские издания в основном представляют его как сильного политического оппонента, лидера державы, обладающей большой военной мощью (28%). Так, на обложке журнала New Statesman (06.03.2014) В.В. Путин изображен в образе советского военного с характерным жестом рук и угрожающим взглядом, который ему придал иллюстратор10. Аналогичные по смыслу иллюстрации представлены на обложках Week и Spectator (см. рис. 5).

 

mediaalmanah.4.2019.3044-05.png

Рисунок 5. В.В. Путин в образе военного на страницах зарубежной прессы

 

Интерпретацией идеи сильного лидера является представление образа В.В. Путина в зарубежной прессе в виде опытного и умного стратега либо гроссмейстера, обдумывающего ход игры, игрока в политический покер или кукловода (см. рис. 6). В этих иллюстрациях российский президент предстает умным и хладнокровным противником западным оппонентам.

 

mediaalmanah.4.2019.3044-06.png

Рисунок 6. В.В. Путин в образе игрока, гроссмейстера, кукловода

 

На фоне остальных иллюстраций наиболее многочисленными в западных изданиях являются воплощения российского президента в образе революционера или тоталитарного лидера (более 30%). Западные СМИ ставят его в один ряд с такими политиками, как В.И. Ленин, И.В. Сталин, Л.И. Брежнев. В иллюстрациях используется прием перевоплощения или сопоставления. Портрет российского президента либо вписан в групповое изображение, либо совмещен с чертами лица другого персонажа. Так, на обложке журналов Time (22.01.2001) и Week (08.03.2014) В.В. Путин изображен в характерной для В.И. Ленина позе, а в издании Courrier International (20.09.2017) автор иллюстрации соединил в одном портрете фрагменты лица В.В. Путина и В.И. Ленина. В обоих случаях внешний антураж и исторические детали призваны передать дух советской эпохи. Подобные иллюстрации (см. рис. 7) появились на фоне обвинений В.В. Пути­на в желании вернуться к тоталитарному режиму.

 

mediaalmanah.4.2019.3044-07.png

Рисунок 7. В.В. Путин в образе тоталитарного правителя

 

Периодически западные издания представляют российского президента в образе царя, приписывая ему самодержавные амбиции, склонность к единоличной власти и наделяя соответствующими внешними атрибутами – царским венцом, скипетром и державой (см. рис. 8).

 

mediaalmanah.4.2019.3044-08.png

Рисунок 8. В.В. Путин в образе царя на страницах зарубежной прессы

 

Так, к столетней годовщине Октябрьской революции британский журнал Economist (28.10.2017) поместил на обложку иллюстрацию, на которой В.В. Путин изображен в образе царя. На его мундире красуются медали, одна из которых повторяет очертания полуострова Крым. «В то время, когда мир отмечает столетие Октябрьской революции, Россия вновь под властью царя», – говорится в подзаголовке статьи11. По мнению ее автора, Путин заслужил этот титул, когда спас страну от хаоса 1990 гг., но добился этого жесткими методами (подавление оппозиции, агрессивная внешняя политика), что в будущем может сыграть с ним злую шутку. В 2018 г. Путин займет президентское кресло в последний раз, и ему предстоит решать проблему передачи власти, утверждает он.

На обложке журнала EastWest (01.02.2017) В.В. Путин оказался в результате опроса читателей, которые выбрали его человеком года. В анонсе номера редакция данного издания называет российского президента «королем» и пишет: «Мы решили оставить букву W в имени Wladimir[архаичное написание имени на немецком языке. – прим. EastWest], чтобы сделать акцент на имперских амбициях, так напоминающих времена Первого рейха»12.

В отличие от российского лидера, фигура действующего президента США на страницах СМИ выглядит более противоречиво.

Российские издания визуализируют образ Д. Трампа как фигуру необычную, яркую, способную на спонтанные и импульсивные поступки, но в то же время загадочную. Рисованные иллюстрации с президентом США в российских изданиях встречаются крайне редко. Исключение составляют журналы «Эксперт», «Компания», «Новое время» (см. рис. 9), «Профиль», в которых найдены единичные изображения американского президента. В иллюстрациях журнала «Эксперт» использована не только рисованная графика, но и приемы коллажа, который благодаря своей экспрессивности в большей мере подходит для визуализации образа Д. Трампа, чем обычная фотография. Но общая концепция этих изображений, несмотря на синтетичность получившихся образов, довольно сдержана и лишена очевидной отрицательной коннотации.

 

mediaalmanah.4.2019.3044-09.png

Рисунок 9. Образ Д. Трампа на страницах российских изданий

 

В западных СМИ, напротив, образ Д. Трампа подается с острой сатиричностью, зачастую иллюстраторами применяется прием гротеска и травестировки (уничижения и развенчивания образа явлений или людей, заслуживающих уважения). И даже американские издания позволяют себе относиться к нему саркастически. В запад­ных СМИ персона Д. Трампа вызывает настолько острый интерес, что некоторые издания даже сформировали определенный графической стиль для визуализации его образов.

И если Spiegel и Time в карикатуре на обложке периодически используют уплощенные двухмерные композиции из локальных цветовых пятен, отдавая дань моде на флэт-дизайн, то остальные издания придерживаются классической стилистики в рисовании карикатур, в которой основным выразительным средством выступает контурная линия и объемно-пространственное моделирование образа.

Немецкий Spiegel создал обобщенный, но в тоже время выразительный образ американского президента в плоскостной графической манере (см. рис. 10). Образ Д. Трампа обобщен до знака, использовано ограниченное количество цветов, что делает его легкоузнаваемым и дает возможность использовать в лаконичных рисованных иллюстрациях. И если в начале предвыборной гонки персона президента и его решения вызывали бурные дебаты сторонников и противников, что нашло отражение в серии обложек, то иллюстрация январского выпуска 2016 г. показывает скопившееся разочарование избирателей и деградацию его политической доктрины. «Конец мира (каким мы его знаем)» – так звучит тема номера, сопровожда­ющая иллюстрацию, на которой изображен огромный астероид с чертами Д. Трампа, настигающий маленькую Землю13.

 

mediaalmanah.4.2019.3044-10.png

Рисунок 10. Образ Д. Трампа на обложках журнала Spiegel

 

Журнал Time (см. рис. 11) использует похожий обобщенный образ, в котором лицо Д. Трампа изображено также условно-плоскостно. Выразительны слоганы, сопровождающие иллюстрации и демонстрирующие отношение редакции к личности законного президента («Крах» и «Полный крах»). Журнал Time представил обложку номера к годовщине инаугурации Д. Трампа 20 января 2017 г., обыгрывая тот факт, что на фоне этого события Белый дом пытался дать отпор нашумевшему бестселлеру журналиста М. Вульфа «Пламя и ярость» (Fire and Fury). Такой образ политика был выбран неслучайно. Многие избиратели придерживались мнения, что нового президента стоит сдерживать как лесной пожар.

 

mediaalmanah.4.2019.3044-11.png

Рисунок 11. Образ Д. Трампа на обложках журнала Time

 

Другие издания создали не менее ос­т­рые образы Трампа-расиста и нацио­на­лис­та. Spiegel, New Yorker и Economistвышли (19.08.2017) с обложками на тему высказываний президента США по поводу конфликта в Шарлоттсвилле (напомним, Д. Трамп заявил, что обе стороны – ультра­правые и антифашисты – применяли насилие в разгоревшемся конфликте). В иллюстрациях этих изданий данная тема развилась в использовании узнаваемого атрибута расизма – белого колпака ку-клукс-клана (см. рис. 12).

 

mediaalmanah.4.2019.3044-12.png

Рисунок 12. Образы Д. Трампа-нациста и сторонника rу-клукс-клана

 

Другой разновидностью иконографии Д. Трампа (см. рис. 13) является образ самовлюбленного эгоиста, считающего себя отцом нации. В этом случае иллюстраторы используют жанр шаржа с элементами гротеска. Характерные черты лица – вытянутая шея, поджатые губы, нависающая прическа подаются гипертрофированно и саркастически. Зачастую образ в целом гиперреалистичен, но с помощью цифровых инструментов визуализации на фотографии деформированы отдельные детали внешности президента США, что создает необходимый сатирический эффект.

 

mediaalmanah.4.2019.3044-13.png

Рисунок 13. Прием гротеска в визуализации образа Д. Трампа

 

С точки зрения использования символов и аллегорий в иллюстрации (см. рис. 14) интересна подача образа Д. Трампа как низвер­гателя идеалов и разрушителя традиционных американских ценностей. Яркий пример – иллюстрации журналов Spectator (05.03.2016) и New Republic (12.2016), на обложке которых помещены практически идентичные изображения Президента США Д. Трампа в образе Статуи Свободы, показывающей неприличный жест. Заголовок на обложке New Republic гласит: «Спасибо, Трамп! Что он верно понял об американской демократии». Кроме того, иллюстраторы нередко сатирически сравнивают американского президента с наиболее значимыми политическими фигурами в американской истории − А. Линкольном и Дж. Вашингтоном.

 

mediaalmanah.4.2019.3044-14.png

Рисунок 14. Прием аллегории в визуализации образа Д. Трампа

 

Многие западные издания (в частности, New Statesman, Week, Economist, Spectator) (см. рис 15) брали за основу визуализации президента США образ рискованного и недальновидного политика, ставящего под угрозу безопасность страны. Это ясно выражалось в материалах о недавнем конфликте США и Северной Кореи. Для иллюстрации напряженности этого прецедента и нарастающей угрозы военного и ядерного противостояния иллюстраторы использовали изображение взрыва.

 

mediaalmanah.4.2019.3044-15.png

Рисунок 15. Д. Трамп как угроза национальной безопасности

 

Периодически в западной прессе Д. Трамп предстает в образе шоумена, клоуна, циркача, фокусника (см. рис. 16). Такой имидж президента США передают иллюстрации New Yorker (20.01.2017), Economist (07.03.2016), New Statesman (17.10.2016), Week (19.12.2015), которые отражают общественное отношение к Трампу как политику несерьезному и любящему играть на публику. Поддерживают этот образ узнаваемые аксес­суары – клоунский нос, шляпа фокусника, яркий цирковой костюм и др.

 

mediaalmanah.4.2019.3044-16.png

Рисунок 16. Д. Трамп в образе циркача, клоуна

 

Подкрепляют несерьезное отношение к Трампу и его образы в виде шкодливого и капризного ребенка, созданные New Statesman (15.04.2016; 18.11.2016; 12.01.2018), Spiegel (22.04.2017) и Economist (11.01.2018). Инфантильный образ подчеркивают как выражение лица политика, повторяющее разнообразную мимику младенца, так и характерные детали: земной шар в виде леденца на палочке, подгузник, детская коляска и т.д. (см. рис. 17).

 

mediaalmanah.4.2019.3044-17.png

Рисунок 17. Д. Трамп в образе капризного ребенка

 

Развернувшаяся в США кампания по поиску доказательств политических связей Трампа с Россией и вмешательства последней в президентские выборы в США спровоцировала появление в западной прессе иллюстраций, визуализирующих лидеров двух государств в парных (Week, Spiegel) и групповых (Economist, New Statesman) шаржах и карикатурах (см. рис. 18).

 

mediaalmanah.4.2019.3044-18.png

Рисунок 18. Образы Д. Трампа и В.В. Путина в совместных иллюстрациях

 

На обложке журнала Spiegel от 4 марта 2017 г. изображен президент США с лицом В.В. Путина. Автор иллюстрации соединил с помощью цифровых инструментов визуализации два портрета в один, поддерживая основную тему главного материала. «Дважды правитель: сколько Путина в Трампе?» – гласит его заголовок14.

Наиболее интересную иллюстрацию представил Spectator (10.12.2016)15. Изображение (см. рис. 19) отсылает к карикатуре известного британского карикатуриста Дж. Гилроя, который в начале XIX в. изобразил «делящих мир» Наполеона и британского премьер-министра У. Питта. Путин представлен в роли Наполеона, а Трамп – Питта. На рисунке оба лидера сидят за столом и делят лежащий на блюде земной шар – Россия получает Ближний Восток и частично Европу, а США – западное полушарие. Общая композиция дополнена праздничными деталями – бумажными коронами, хлопушками, рождественскими украшениями, что придает иллюстрации новый смысл.

 

mediaalmanah.4.2019.3044-19.png

Рисунок 19. Карикатура Дж. Гилроя и ее современная интерпретация в журнале Spectator

 

В целом визуализация образов лидеров России и США в зарубежных СМИ наиболее разнообразна по представленным жанрам, образам, приемам и техникам. Российские издания визуализируют образы политиков в юмористически-доб­родушном ключе, чаще используя жанры рисованного портрета и шаржа. И россий­ский президент, и президент США в общем представлены либо нейтрально, либо положительно.

Иллюстраторы зарубежных изданий более склонны к сатирико-критической манере визуализации выбранных персонажей и в большинстве случаев представляют их или нейтрально, или отрицательно. Наиболее популярными жанрами иллюстрации для визуализации образов политиков в западной прессе являются шарж и карикатура. Образ В.В. Путина западные СМИ склонны подавать агрессивно, но в то же время уважительно, безоговорочно признавая его лидерские качества и способность эффективно управлять государством. Образ Д. Трампа подается саркастически-уничижительно, подвергается сомнению его адекватность
и способность управлять государством и занимать пост президента.

 

Примечания

1 Hilton N. (2018) A Visual History of Trump Magazine Covers. Medium, April 23. Режим доступа: https://medium.com/s/story/a-visual-history-of-trump-magazine-covers-updated-for-2018-7255d632598c.

2 Графическая иллюстрация – это графическое изображение, напрямую либо опосредованно связанное с текстом издания, выполненное с помощью средств рисованной графики или цифровых инструментов визуализации (см.: Свитич А.Л. Графическая иллюстрация в прессе. М.: ИКАР, 2018. С. 6).

3 Портрет (франц. portrait, от устар. portraire – изображать) – жанр изобразительного искусства, посвященный изображению конкретного человека или группы людей (см.: БРЭ. Режим доступа: https://bigenc.ru/fine_art/text/3160387).

4 Карикатура (итал. caricatura, от caricare – нагружать, преувеличивать) – способ художественной типизации. Служит для критики, разоблачения, осмеяния каких-либо социальных, общественно-политических, бытовых явлений. (см.: БСЭ. Режим доступа: http://www.big-soviet.ru/396/34787/Карикатура).

5 Шарж (франц. charge) – юмористическое изображение (обычно портрет), в котором с соблюдением сходства карикатурно изменены и подчеркнуты характерные черты человека (см.: БЭС. Режим доступа: https://www.vedu.ru/bigencdic/71377/).

6 Коллаж (франц. collage, букв. – наклеивание) – 1) прием в изобразительном ис­кусстве, заключающийся в наклеивании на какую-либо основу материалов, отличающихся от нее по цвету и фактуре; произведение, исполненное в этой технике (см.: БЭС. Режим доступа: https://www.vedu.ru/bigencdic/29007/).

7 Uwazam Rze Historia. 2014. № 4 (25). Режим доступа: https://www.wirtualnemedia.pl/jedynki/uwazam-rze-historia/2014-03-20

8 IR. 2014. May 3. Режим доступа: https://ir.lv/2014/03/05/ka-tas-beigsies-2/

9 Newsweek Polska. 2014. № 11.Режим доступа: https://www.newsweek.pl/polska/buzzfeed-okladka-newsweeka-wladimir-putin-imperium-zla-newsweekpl/lg0dqcr

10 New Statesman. 2014. March 5. Режим доступа: https://www.newstatesman.com/2014/03/weeks-new-statesman-putins-power-game

11 Economist. 2017. October 28. Режим доступа: https://www.economist.com/printedition/2017-10-28

12 EastWest. 2017. № 7. Режим доступа: https://eastwest.eu/it/eastwest-69

13 Spiegel. 2016. № 46. Режим доступа: http://www.spiegel.de/spiegel/print/index-2016-46.html

14 Spiegel. 2017. №10. Режим доступа: http://www.spiegel.de/spiegel/print/index-2017-10.html

15 Spectator. 2016. December 10. Режим доступа: https://www.spectator.co.uk/issues/10-december-2016/

 

Библиография

Айнутдинов А.С. Карикатура как тип изображения комической интенции в современных российских печатных СМИ: автореф. дис. … канд. филол. наук. Екатеринбург, 2010.

Андроникова М.И. Об искусстве портрета. М.: Искусство, 1975.

Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. М.: Архитектура-С, 2007.

Артемьева Е.А. Карикатура как жанр политического дискурса: автореф. дис. … канд. филол. наук. Волгоград, 2002. 

Барт Р. Риторика образа // Избранные работы: Семиотика. Поэтика. М.: Прогресс, 1989. С. 297–302.

Бесчастнов Н.П. Портретная графика: учеб. пособие. М.: Гуманитар. ИЦ ВЛАДОС, 2007.

Гринберг Т.Э. Визуальный язык в формировании образа политика // Дизайн СМИ: тренды XXI века. 2017. № 3. С. 26−34.

Лотман Ю.М. Портрет // Статьи по семиотике культуры и искусства. СПб: Акад. проект, 2002. C. 349–375.

Почепцов Г.Г. Имиджелогия. М.: Рефл-бук, Ваклер, 2006.

Почепцов Г.Г. Имидж: от фараонов до президентов. К.: Адеф-Украина, 1997.

Свитич А.Л. Графическая иллюстрация в прессе. М.: ИКАР, 2018.

Чаплыгина Ю.С. Комические креолизованные тексты: взаимодействие знаковых систем. Самара: Изд-во Самарск. гос. эконом. ун-та, 2006.