Архив



Медиаобразование как новая составляющая развития человека и социума (Рецензия на книгу: Медиа в образовательной среде: коммуникации и безопасность детей / под ред. Е.Л. Вартановой. М.: Фак. журн. МГУ, 2018)



Даниил Лапин

Ссылка для цитирования: Лапин Д.А. Медиаобразование как новая составляющая развития человека и социума (Рецензия на книгу: Медиа в образовательной среде: коммуникации и безопасность детей / под ред. Е.Л. Вартановой. М.: Фак. журн. МГУ, 2018) // МедиаАльманах. 2019. № 4. С. 117−121.
DOI: 10.30547/mediaalmanah.4.2019.117121

© Лапин Даниил Андреевич
аспирант кафедры теории и экономики СМИ факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова (г. Москва, Россия), dmglapin@gmail.com



 

В XXI в. в связи с растущей скоростью производства контента, и, соответственно, с увеличивающимися объемами предоставляемой аудитории информации, а также с возрастанием скорости возникновения новых технологий перед социумом возникают задачи оперативного ориентирования внутри инфопотока, отбора источников качественной информации, поиска каналов получения знаний. Еще в прошлом столетии одним из ответов на данные задачи стал симпозиум по вопросам образования, прошедший в Рязани в 1968 г., на котором в научный глоссарий был введен термин «медиаобразование». Таким образом в отечественной практике появилось новое направление медиаисследований (за рубежом первые упоминания данной дисциплины относятся к 1960 г. – например, в труде С. Френе (1963)), поставившее своей целью изучение способов, посредством которых люди могут потреблять, критически оценивать и создавать медиа. Однако, несмотря на более чем 50-летнюю историю, медиаобразование в России и мире все еще находится на этапе становления и первичного сбора данных: отсутствует общая устоявшаяся терминология (в частности, ряд исследователей смешивают понятия «медиаобразование» и «медиаграмотность»), не разработана окончательная конвенция по методам, предметам и объектам исследований. Стоит отметить, что отечественные и зарубежные ученые сталкиваются с практически идентичным проблемным полем в рамках научной деятельности. Например, материалы круглого стола «Социальное благополучие и информационная безопасность в цифровом обществе» при поддержке форума «Петербургский диалог», прошедшего 25 апреля 2019 г.1, наглядно иллюстрируют данный тезис. Исследователи как из России, так и Германии в своих докладах многократно обращали внимание на необходимость дальнейшего изучения медиапотребления и медиапрактик молодежи, ее вовлечения в производство контента для подрастающего поколения, а также нового теоретического осмысления парадигм медиаобразования, их терминологического аппарата. Заслуживает внимания и тот факт, что, в отличие от зарубежных коллег, отечественные исследователи уделяют большее внимание не практической, а фундаментальной теоретической работе, что в контексте становления поля медиа­образования представляется более важным.

Ранее исследователи факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова посвятили ряд работ вопросам медиа­образования – в 2009 г. факультетом был предложен разработанный кафедрой ЮНЕСКО проект курса по данной дисцип­лине, представленный в статье Е.Л. Вартановой «Медиаобразование как новый социальный приоритет» (2009). В статье широко рассматриваются социально-экономические предпосылки формирования медиаобразования в России, описываются факторы, указывающие на необходимость введения данной дисциплины в современные образовательные прог­раммы.

Также среди опубликованных в прошлые годы работ стоит выделить статью Т.С. Алексеевой «Довузовское медиаобразование и профориентация: опыт работы Школы юного журналиста факультета журналистики МГУ» (2015). В ней подробно описаны теоретические тонкости проф­ориентационной и медиаобразовательной подготовки школьников в рамках занятий в Школе юного журналиста (ШЮЖ), а также составляющие ее образовательной программы. Автор представляет методиче­ские рекомендации по построению учеб­ных процессов в рамках медиаобразования, делает важный акцент на необхо­ди­мости установления контактов не только «ученик–учитель», но и «ученик–ученик».

Однако в контексте современного развития сферы медиаобразования и в рамках данной рецензии интерес представляет коллективная монография факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова «Медиа в образовательной среде: коммуникации и безопасность детей» в качестве одного из наиболее полных и многогранных исследований медиаобразования. В данной работе, в частности, сделаны акценты на выборе источников информации, режиме потребления, влия­нии агентов социализации на взаимоотно­шения со СМИ, а также на проблемах информационно-психологической безопасности всех участников коммуникационных процессов – на наиболее важных вопросах, касающихся дискурса становления «человека медийного».

В монографии многократно поднимается вопрос о необходимости внедрения медиаобразования в современные школьные программы для развития ключевых групп навыков, определяющих уровень медиаграмотности школьников, а также для формирования новых педагогических компетенций. В описании этих аспектов и в проведенных исследованиях по медиапотреблению школьников заключается теоретико-практическая ценность данной работы.

Среди важных составляющих монографии стоит выделить исследования, посвященные взаимоотношениям школьников, родителей и учителей с медиа: Т.И. Фролова, А.Ю. Образцова «Медиаграмотность школьников в оценке учителей и родителей: результаты исследования»; Д.Ю. Кульчицкая «Социальные сети как среда общения родителей, учителей и учеников: новые вызовы и старые дилеммы»; М.Е. Аникина «Российские школьни­ки как медиапотребители». Кроме того, данное исследование можно считать продолжением более ранних изысканий М.Е. Ани­киной, представленных в том числе в статье «СМИ и подростковая аудитория» (2009). Данные исследования через количественные показатели иллюстрируют основные тренды молодежного медиапотребления, а также благодаря представленным данным из опросников и интервью демонстрируют основные аспекты отношения представителей разных поколений к современным медиа и практикам медиапотребления. Один из ключевых выводов по этому направлению сформулирован в заключении главы, подготовленной М.Е. Аникиной: «Новое поколение медиааудитории предпочитает социальные медиа (и в частности – социальные сети) и коммуникацию в интернет-пространстве, показывая весьма фрагментарный и поверхностный инте­рес к конкретным полям информационно-ком­муникативного пространства, создавая эклектичную и разнородную картину медиапотребления, требующую внимания специалистов в области медиа­образования и шире – представителей старших поколений» (с. 32)2.

Особого внимания заслуживает исследование отечественных и зарубежных разработок в сфере регулирования дос­тупа детей в Интернет в главе, написанной А.В. Толоконниковой «Безопасность детей в Интернете: основные сферы сетевого регулирования и саморегулирования». В данном материале собраны основные законодательные акты и международные инициативы по повышению безопасности информационной среды для детей, по итогам разбора автор обращает внимание на необходимость общего вовлечения как госструктур и бизнеса, так и школ и семей в развитие медиаграмотности молодого поколения.

Концептуальные предпосылки к развитию тренда медиаобразования описаны в главах Е.Л. Вартановой «Медиаграмотность школьников и учителей в условиях цифровизации российского образования» и А.Н. Гуреевой «Медиатизация научно-образовательной деятельности в цифровом пространстве». Авторы, в частности, рассматривают две из наиболее важных тенденций в формировании цифрового общества: цифровизацию и медиатизацию. Данные процессы плотно сплетены с социальными институтами и ежедневной практикой людей, они косвенно влияют на взаимоотношения человека с миром, на его ценности, модели поведения, принятие решений и построе­ние знаний о мире. Несомненно, такое влияние на социум сказывается практически на всех его внутренних процессах, что порождает новые вызовы: необходимость формировать новые навыки работы с медиа и актуальные концепции их теоретического восприятия, а также разрабатывать законодательные и регулирующие акты для обеспечения единой безопасной и творческой цифровой и медиакоммуникационной среды.

В рамках формирования такой среды важным представляется психологическая стабильность общества и всех его членов. В связи с этим возрастает роль школ как институтов социализации и становления личности, а также набирающий популярность тренд создания школьных средств массовой информации, рассмотренные в главе О.В. Лазаревой «Школьные СМИ как фактор психологической стабильности учебного процесса». Автор обращает внимание на изменение ролей семьи и школы в рамках современного общества: «В последнее время снизился и уровень воспитательных функций семьи. Поэтому перед школой стоит непростая задача – ‘‘воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире’’» (с. 65). Далее рассматривается то, как современные педагоги могут решать стоящие перед ними задачи и вызовы посредством создания школьного СМИ и вовлечения учеников в этот процесс.

Один из основных тезисов монографии представлен в главе, написанной Е.Л. Вартановой: «Каждый ребенок должен понимать процесс создания журналистского произведения (тексты, символы, образы), чтобы не утонуть в потоках информации, разобраться, где (как и почему) новости проходят через определенные фильтры и даже деконструировать их, если это необходимо» (с. 16). И разборы данного тезиса авторами монографии с разных точек зрения позволяют сделать выводы о степени теоретической, законодательной, концептуальной и практической проработки сферы медиаобразования.

В контексте медиаобразования несомненной является необходимость симбио­за теоретического и практического подхода как в подготовке профессионалов, так и в обучении подрастающего поколения работе с медиа. Однако отечественные исследователи также обращают внимание на важность внедрения в этот процесс социальной и культурной составляющих как двух значимых частей становления личности и ее формирования. Помимо научной проработки, создания практических проектов и законодательного регулирования в сфере медиаобразования важно подключать социальные институты (вузы, школы, семьи) к формированию ключевых компетенций «человека медийного», готовить подрастающее поколение к существованию в непрерывном и бесконечном информационном потоке, а также к сохранению в нем базовых человеческих ценностей и традиций.

 

Примечания

1 Материалы круглого стола «Социальное благополучие и информационная безопасность в цифровом обществе». Москва, 25 апреля 2019 г. Форум «Петербургский диалог». Режим доступа: http://petersburger-dialog.ru/home/novosti/1684-25-aprelya-2019-goda-v-moskve-sostoyalsya-kruglyj-stol-sotsialnoe-blagopoluchie-i-informatsionnaya-bezopasnost-v-tsifrovom-obshchestve-pri-podderzhke-foruma-peterburgskij-dialog.html

2 Здесь и далее цитаты из книги «Медиа в образовательной среде: коммуникации и безопасность детей» даются в тексте с указанием страницы в круглых скобках.

 

Библиография

Алексеева Т.С. Довузовское медиаобразование и профориентация: опыт работы Школы юного журналиста факультета журналистики МГУ // Высшее образование для ХХI века: Мат. ХII Междунар. науч. конф. Москва, 3−5 декабря, 2015. С. 3−5.

Аникина М. СМИ и подростковая аудитория // Медиаобразование в школе: сб. программ преподавания дисциплин медиаобразования в школе / под ред. Е.Л. Вартановой, О.В. Смирновой. М.: МедиаМир, 2009. С. 18−26.

Вартанова Е.Л.Медиаобразование как новый социальный приоритет // Медиаобразование в школе: сб. программ преподавания дисциплин медиаобразования в школе. С. 5−17.

 

Freinet C. (1963) Les techniques audiovisuelles. Cannes: Bibliotheque de l’ecole moderne.