Архив



Медиаобразование в контексте становления цифровой культуры общества



Елена Вартанова

Ссылка для цитирования: Вартанова Е.Л. Медиаобразование в контексте становления цифровой культуры общества // МедиаАльманах. 2019. № 5. С. 8−10.
DOI: 10.30547/mediaalmanah.5.2019.810

© Вартанова Елена Леонидовна
главный редактор журнала «МедиаАльманах», член-корреспондент РАО, профессор, доктор филологических наук, декан факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова, заведующая кафедрой теории и экономики СМИ факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова (г. Москва, Россия), eva@smi.msu.ru

Медиатизация – ключевой процесс современности, метапроцесс, который затрагивает все сферы функционирования общества и культурные практики человека (Couldry, Hepp, 2016; Гуреева, 2017). Сегодня медиа это не только технологии, каналы, платформы и система дистрибуции контента, но и социальное пространство особого рода, социальные институты и структуры, присутствующие одновременно в индивидуальном и общественном, в национальном и глобальном пространстве (Вартанова (ред.), 2019). Медиа прочно встроены в общественные системы производства и распределения информации, знаний, норм и ценностей. В процессах социальной коммуникации, практически всегда опосредованных медиа, распространяются, трансформируются, преобразуются и интерпретируются не только тексты, но и смыслы. Особое значение в этих процессах имеет технологическая инфраструктура коммуникаций, а также складывающиеся на ее основе и вокруг нее новые социокультурные контексты, в которых реализуются практики цифрового медиапотребления. Медиатизированная социальная реальность в таких условиях требует ревизии c точки зрения классической социальной теории (Berger, Luckmann, 1966). Если раньше медиа как подсистема общества, нацеленная на поддержание баланса и стабильности всей системы, подтверждали реальность социального мира, сообщая о нем факты, истории и анализ и действуя в интересах социального порядка, то сегодня природа медиа расширилась, и им стали присущи атрибутивные характерис­тики самостоя­тельной социальной среды и отдельного культурного пространства (Luhmann, 2000).

Цифровые медиа стали драйвером появления у всей социальной системы современного устройства общества качественно новых характеристик, прежде ей не присущих и лишь частично проявляющихся в ее отдельных элементах. Широкое распространение медиакоммуникационных технологий, развитие платформ социальных медиа и становление нового поколения «цифровых аборигенов» / «цифровой молодежи» привели в совокупности к доминированию, если не в масш­табах всего общества, то во всяком случае для молодежи цифровой медиакультуры (Солдатова, Рассказова, Нестик, 2017). Цифровая медиакультура проникает в социальную реальность так же глубоко, как логика социального устройства проникает в медиа. В результате этого тесного взаимодействия стирается грань между социальной системой и цифровой медиакультурой как порожденной системой. Социальная природа современного человека уже не существует вне процессов медиатизированной коммуникации, и человек становится «человеком медийным» (Vartanova, 2013). Медиасоциализация сегодня – это ключевой способ освоения и воспроизводства норм и ценностей социального мира социализантами как на уровне первичной, так и на уровне вторичной социализации (Андреева, 2001: 213−222; Дунас, 2019).

И медиатизация современного общества, и становление нового типа культуры, и изменение природы медиа актуализируют теоретические основы медиаобразования, под которым сегодня понимается комплекс образовательных и просветительских программ, направленных на изу­чение природы и особенностей функционирования медиа с целью повышения уровня цифровой медиаграмотности аудитории и формирования навыков безопасного поведения в цифровой медиасреде.

Повышение уровня медиаграмотности, как главная цель медиаобразования, предполагает усвоение знаний о природе и основных принципах деятельности медиакоммуникаций в современном общест­ве, об информационных и медиакоммуникационных технологиях, развитие способности к анализу и оценке содержания информации, ее критическому осмыслению, умение использовать эту информацию осознанно.

Изначально медиаобразование способствовало формированию технологических навыков использования медиакоммуникационных технологий, развитие которых в цифровой среде потребовало от пользователей определенных умений и было связано с проблемой технологического доступа. Впоследствии стало очевидно, что вопрос доступа к устройствам и инфраструктуре не всегда связан только с уровнем технологического развития страны и экономическими ресурсами пользователей. Он также определяется и различиями в образовании, знаниях, медиаграмотности, стиле жизни и т.д. Даже имея технологически свободный и недорогой доступ к цифровым медиатехнологиям,
у разных групп пользователей сохраняется разный уровень навыков их использования, они также по-разному формулируют запросы к цифровому контенту и сервисам (Дунас, Толоконникова, Черевко, 2017). В этих условиях приоритеты медиаобразования смещаются в сторону формирования у аудитории главных на сегодня компетенций: информационно-аналитических навыков пользования цифровыми медиа и конструктивного критического мышления.

В условиях усиливающейся медиатизации общества и становления цифровой медиакультуры исследователи выдвинули идею формирования «цифрового капитала» пользователей как главной цели медиаобразования. Под этим термином понимают совокупность навыков доступа к технологиям/Интернету/ ИКТ и умения использовать их в профессиональных и личных целях (Ragnedda, 2018). Польза, которую аудитория получает, используя медиатехнологии, имеет сложную природу и определяется как инструментальным использованием медиа, что приводит к улучшению качества повседневной жизни, так и более сложным процессом использования «цифрового капитала» аудитории в профессиональных, общественных и личностных целях, что становится неотъемлемой составляющей социального капитала современного «человека медийного».

Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда (проект № 17-18-01408).

Библиография

Андреева Г.М. Социальная психология: учебник для высших учебных заведений. М.: Аспект Пресс, 2001.

Гуреева А.Н. Междисциплинарность теоретических концепций в российских и зарубежных исследованиях процесса медиатизации // Медиаскоп. 2017. Вып. 4. Режим доступа: http://www.mediascope.ru/2388

Дунас Д.В. Мотивы и практики медиапотребления поколения Z как фактор становления новых цифровых медиакультур в России // Актуальные проблемы медиаисследований – 2019. IX Международная научно-практическая конференция НАММИ: Материалы конференции. М.: Фак. журн.
МГУ, 2019. С. 51–53.

Дунас Д.В., Толоконникова А.В., Черевко Т.С. Актуальные концептуальные подходы к рассмотрению процесса медиапотребления онлайн-новостей молодежью // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10: Журналистика. 2017. № 5. С. 30–50.

Отечественная теория медиа: основные понятия. Словарь / под ред. Е.Л. Вартановой. М.: Фак. журн. МГУ; Изд-во Моск. ун-та, 2019.

Солдатова Г.У., Рассказова Е.И., Нестик Т.А.Цифровое поколение России: компетентность и безопасность. М.: Смысл, 2017.

 

Berger P.L., Luckmann T. (1966) The Social Construction of Reality: A Treatise in the Sociology of Knowledge. New York: Doubleday & Company.

Couldry N., Hepp A. (2016) The Mediated Construction of Reality. Cambridge: Polity.

Luhmann N. (2000) The Reality of Mass Media. Stanford: Stanford University Press.

Ragnedda M. (2018) Conceptualizing Digital Capital. Telematics and Informatics 35 (8): 2366−2375.

Vartanova E.L. (2013) The Media and the Individual: Economic and Psychological Interrelations. Psychology in Russia: State of the Art 6 (1): 110–118.