Архив



К вопросу о важности теоретического осмысления профессиональной этики журналиста



Елена Вартанова

Ссылка для цитирования: Вартанова Е.Л. К вопросу о важности теоретического осмысления профессиональной этики журналиста // МедиаАльманах. 2019. № 6. С. 8−12.
DOI: 10.30547/mediaalmanah.6.2019.812

© Вартанова Елена Леонидовна
главный редактор журнала «МедиаАльманах», член-корреспондент РАО, профессор, доктор филологических наук, декан факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова, заведующая кафедрой теории и экономики СМИ факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова (г. Москва, Россия), eva@smi.msu.ru

 

Актуальность теоретического осмысления природы и особеннос­тей профессиональной этики журналиста, которая все чаще становится темой общественных дискуссий, обусловлена рядом негативных процессов в современной журналистике – как в России, так и за рубежом (Normative Theories, 2009). Противоречия порождаются многими причинами – политической или коммерческой ангажированностью журналистов, усилением развлекательной функции журналистики, снижением качества подготовки журналистских текстов, депрофессионализацией и другими отраслевыми и даже социальными проблемами (Лазутина (ред.), 2018). В результате появляются условия для серьезного общественного конфликта: журналис­тика, призванная вместе с другими институтами общества обеспечивать поддержание высокого уровня социального развития, особенно в условиях цифровизации медиасреды, не способна ответить на вызовы времени.

 

Саморегулирование как инструмент формирования доверия

Современная модель развития общества характеризуется активным воздействием процесса медиатизации на все социальные процессы, поэтому роль цифровых медиа и журналистики сегодня заключается не только в осуществлении многосторонней общественной коммуникации, но и в поддержании морального климата и доверия в обществе. С точки зрения устойчивого развития страны медийная перспектива становится все более актуальной, а признание российским социумом общечеловеческих ценностей как главных ориентиров развития превращается не только в задачу журналистики, но и в значимую часть ее миссии.

В этой связи состояние профессионального сознания представителей современного журналистского сообщества требует особого внимания. Согласно многим научным исследованиям и журналистским публикациям, профессиональное сознание характеризуется серьезными внутренними противоречиями, которые порождают эффекты негативного влияния на аудиторию и ведут к утрате уважения к журналистике и медиа со стороны общества. На кризисное состояние профессионального сознания оказывают влияние факторы как глобального, так и национального характера (Anikina, 2015).

Для того, чтобы журналистика оказывала конструктивное влияние на социальные процессы, необходимо сохранять понимание профессией, индустрией, с одной стороны, и обществом – с другой, одинаковых ценностей. Это, несомненно, должно привести к формулированию самими журналистами не только своих прав, но и определенных ограничений; к дальнейшему развитию механизмов саморегулирования как наиболее эффективного в современных условиях инструмента взаимодействия медиа, журналистики и общества.

Кодексы профессиональной этики журналиста (также кодексы журналистской этики) понимаются как кодифицированные нравственные принципы профессиональной деятельности, определенные общими усилиями журналистов на разных этапах развития профессионального сознания в ответ на общественный запрос, как инструмент саморегулирования и предотвращения нарушений стандартов деятельности (Лазутина (ред.), 2018; Nordenstreng, 2000). Однако практика современных медиа и данные социологических опросов показывают, что они нередко игнорируются, а это, в свою очередь, девальвирует профессиональную репутацию, призванную быть одним из элементов профессиональной ответственности журналистов. Материалы академических исследований свидетельствуют о скромных оценках российскими журналистами выполнения ими своих социальных обязательств (Journalism in Change, 2015). Снижение качества материалов, написанных профессиональными журналистами, часто объясняется отступлениями от профессио­нального долга. Однако как раз это небезразлично обществу: в 2010 гг. данные эмпирических исследований указывают на средний уровень доверия общества журналистике и традиционным СМИ («Акулы пера», 20132; Российский медиаландшафт, 20193). Отдельного упоминания заслуживает отношение молодых людей, которых все чаще называют цифровой молодежью, к медиа: несмотря на значительный интерес к социальным сетям, потребность в журналистских материалах у нее невысокая (Ткачева, Вартанов, Дунас, Гуреева, 2016).

В 2000 гг. в России на законодательном уровне зафиксированы возможности деятельности саморегулируемых организаций в различных сферах общественной жизни, однако журналистское сообщество еще далеко от эффективного взаимодействия в этой области. Отчасти это объясняется тем, что профессиональные кодексы часто носят дек­ларативный характер и не находят поддержки у журналистов, не понимающих, каким образом можно реализовать общие положения в реальной практике. Документы, обеспечивающие профессионально-этическое регулирование, дают конкретные рекомендации и одновременно вводят множество ограничений, учитывающих корпоративные или коммерческие интересы, которые часто вступают в противоречие с базовыми установками профессиональной журналистской этики и с индивидуальной нравственной позицией журналиста. Это в значительной степени относится к корпоративным кодексам холдингов или отдельных редакций СМИ.

Сегодня традиционные документы журналистского саморегулирования, как и практики их использования, подвержены значительным изменениям. Происходит это потому, что многие существующие нацио­нальные кодексы были сформированы десятилетия назад, а сегодня мы переживаем глобальную цифровую трансформацию медиа, сопровож­дающуюся в России масштабными и многовекторными социальными и экономическими изменениями постсоветского периода (От теории журналистики к теории медиа, 2019). Это требует выработки новых принципов, формулирования новых правил, обновления принципов и норм профессиональной деятельности. И не только принятия формальных решений, но и достижения договоренностей, согласия представителей журналистского сообщества относительно новых условий регулирования, принятия новых регуляторов профессиональной деятельности. Для России это важно и по причине смены социальной ценностной парадигмы и профессиональных этических моделей в облас­ти журналистики и цифровых медиа.

 

Опыт академических исследований журналистского саморегулирования

В России и за рубежом принципы и практика осуществления профессионально-этического регулирования журналистской деятельности давно стали предметом научного исследования. В последние годы в значительной степени исследования сконцентрированы на правовом регулировании деятельности журналистов и функционирования СМИ. Тема саморегулирования и кодексов профессиональной этики лишь недавно встала в фокус исследовательского внимания.

В международной академической среде обращается внимание на структурные особенности профессиональной этики журналиста (Nordenstreng, 2000) и на трансформации в области этического регулирования журналистской деятельности, связанные с многочисленными глобальными процессами современности (Ward, 2010). Исследователи предпринимают попытки построения современных нормативных теорий медиа (Normative Theories, 2009). Отечественные ученые традиционно работают над определением принципов журналистской деятельности в меняющемся социально-политическом контексте (Прохоров, 2011), занимаются анализом влияния СМИ на формирование медиакоммуникационного поля в условиях ценностных конфликтов журналистики и общества, изучают соблюдение действующими российскими журналистами обязательств перед обществом (Журналистика в 2017 году, 2018). Часть работ отличается изучением богатого опыта нормативно-правового регулирования журналистики (Панкеев, 2019; Панкеев, Тимофеев, 2018).

Отдельные научные школы обращают внимание на конкретные аспекты обсуждаемой проблемы. Так, российские ученые рассматривают медиакритику как область журналистики, обеспечивающую профессии саморефлексию, создающую возможности публичной дискуссии и выполняющую функцию одного из действенных регуляторов в современной цифровой среде (Короченский, 2003).

Снижение уровня социальной ответственности, вызванное множеством факторов социально-политического, экономического, культурного характера, привело к серьезному кризису профессионального сознания журналистов как в России, так и во всем мире, обусловило активизацию исследовательской деятельности (Journalism in Change, 2015; Worlds of Journalism, 20194) и появление различных этических инициатив (Ethical Journalism Network5). Вместе с тем академических исследований в области профессионально-этического журналистской деятельности и саморегулирования сегодня явно недостаточно.

В связи с этим представляется остро назревшей задача глубокого анализа практики кодификации профессиональной деятельности журналистов, ее эффективности и соответствия современным условиям, а также факторов, приводящих к нарушениям субъектами профессиональной деятельности этических принципов, отступлению от профессиональных этических норм.

 

К постановке новых исследовательских задач

Описанные проблемы ставят перед исследователями задачу изучения профессиональной этики журналистов, находящую отражение в действующих этических документах, в существующих стратегиях этиче­ского регулирования журналистской деятельности, в процессах этиче­ской кодификации журналистики как профессии, в формировании регуляторов профессионально-этического характера.

Очевидно, что сегодня особую актуальность имеет системное изучение российской модели профессионально-этического регулирования журналистской деятельности, выступающего как форма саморегулирования, – осознанной деятельности представителей журналистского сообщества, направленной на повышение качества журналистской работы и укрепление пошатнувшегося доверия к журналистике не только аудитории, но и общества в целом.

 

Примечания

1 Автор выражает признательность доценту М.Е. Аникиной за разностороннее обсуждение темы данного материала в личных беседах.

2 «Акулы пера»: уровень доверия и положение в обществе / Исследование ВЦИОМ. 2013. Режим доступа: https://infographics.wciom.ru/theme-archive/society/mass-media/mass-media-policy/article/akuly-pera-uroven-doverija-i-polozhenie-v-obshchestve.html (дата обращения: 28.11.2019).

3 Российский медиаландшафт 2019: телевидение, пресса, интернет и социальные сети / Исследование «Левада-Центра». 2019. Режим доступа: https://www.levada.ru/2019/08/01/21088/ (дата обращения: 28.11.2019).

4 Worlds of Journalism. Режим доступа: https://www.worldsofjournalism.org (дата обращения: 28.11.2019).

5 Ethical Journalism Network. Режим доступа: https://ethicaljournalismnet­work.org/ (дата обращения: 28.11.2019).

 

Библиография

Журналистика в информационном поле современной России: должное и реальное / под ред. Г.В. Лазутиной. М.: Аспект Пресс, 2018.

Журналистика в 2017 году: творчество, профессия, индустрия: сб. мат. междунар. науч.-практ. конф. М.: МедиаМир, 2018.

Короченский А.П. Медиакритика в теории и практике журналистики. Ростов н/Д.: Изд-во Ростовск. гос. ун-та, 2003.

От теории журналистики к теории медиа. Динамика медиаисследований в современной России / под ред. Е.Л. Вартановой. М.: Изд-во Моск. ун-та, 2019.

Панкеев И.А. Правовое регулирование СМИ. М.: Аспект Пресс, 2019.

Панкеев И.А., Тимофеев А.А. Правовое поле массмедиа: тренды последних лет // МедиаАльманах. 2018. № 2. С. 27–34. DOI: 10.30547/mediaalmanah.2.2018.2734

Прохоров Е.П. Введение в теорию журналистики. М.: Аспект Пресс, 2011.

Ткачева Н.В., Вартанов С.А., Дунас Д.В., Гуреева А.Н. К вопросу о теоретическом понимании новостей в цифровую эпоху: трансформация структуры, сил влияния, жизненного цикла // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10: Журналистика. 2016. № 3. С. 3–16. 

 

Anikina M. (2015) Ideals and Values of Modern Journalists: The Search for Balance. In: Nygren G., Dobek-Ostrowska B. (eds.) Journalism in Change. Bern, Switzerland: Peter Lang, pp. 153–178.

Christians C., Glasser T., McQuail D., Nordenstreng K. et al. (2009) Normative Theories of the Media. Journalism in Democratic Societies. Urbana & Chicago: University of Illinois Press.

Nordenstreng K. (2000) The Structural Context of Media Ethics: How Media Are Regulated in Democratic Society. In: Pattyn B. (ed.) Media Ethics: Opening Social Dialogue. Leuven: Peeters, pp. 69−86.

Nygren G., Dobek-Ostrowska B. (eds.) (2015) Journalism in Change. Bern, Switzerland: Peter Lang.

Ward S. (2010) Global Journalism Ethics. Montreal, Quebec: McGill-Queen’s University Press.