Архив



Краудфандинг в современных российских исследованиях журналистики



Игорь Анисимов

Ссылка для цитирования: Анисимов И.В. Краудфандинг в современных российских исследованиях журналистики // МедиаАльманах. 2019. № 6. С. 36−46.
DOI: 10.30547/mediaalmanah.6.2019.3646

© Анисимов Игорь Владимирович
преподаватель кафедры фотожурналистики и технологий СМИ факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова (г. Москва, Россия), igor.anisimov@gmail.com



Ключевые слова: журналистика, краудфандинг, метаисследование, медиаэкономика, объектно- предметное поле и исследования медиа.

В работе представлены результаты первого этапа метаисследования, посвященного активности отечественных ученых, изучающих проблему использования краудфандинга в журналистике. В качестве объекта анализа был выбран корпус статей, опубликованных в различных российских научных журналах. Применив методы количественного анализа, автор сделал вывод о том, что интерес к выбранной теме среди российских исследователей возрос, однако большое количество различных аспектов реализации краудфандинговых проектов осталось за рамками уже существующих исследований.

 

Реализация любого медиапроекта преду­сматривает решение определенных фундаментальных задач. Первоочередной из них является проблема финансирования. Цифровизация медиа, а также мировой финансовый кризис, начавшийся в 2008 г., привели к трансформации медиарынка. Эти процессы затронули различные сферы и направления медиа: печатные газеты (Вартанова, 2015), фотожурналистику (Бакулин, 2014) и др. В условиях регулярного сокращения штата ряд изданий было вынуждено менять свой формат или совсем прекратить существование. Тиражи печатных изданий неуклонно сокращались. Встает вопрос: удастся ли профессионалу в сложившейся ситуации найти способ для реализации своих проектов, и если да, то как он сможет привлечь финансирование? Одним из вариантов решения данной ситуации может стать краудфандинг (Carvajal, Garcia-Avilles, Gonzalez, 2012; Kopec, 2017).

Краудфандинг (англ. сrowdfunding, сrowd – «толпа», funding – «финансирование») – это коллективное сотрудничество людей (доноров), которые добровольно объединяют свои деньги или другие ресурсы, как правило через Интернет, чтобы поддержать различные проекты других людей или организаций (реципиентов) (Хау, 2012). Такая модель финансирования проектов не является новой, но именно с наступлением цифровой эпохи она приобрела свою нынешнюю форму и стала по-настоящему массовой. Точкой отсчета можно условно считать основание в 2001 г. компании Artistshare1, которая считается первой онлайн-платформой для краудфандинга. Мировой финансовый кризис 2008 г. и активное развитие системы микро­платежей ускорили распространение данного способа поиска финансирования: уже к концу 2014 г. в мире насчитывалось 1 250 различных площадок для краудфандинга2. Также продолжают расти ежегодно и объемы привлеченных ресурсов. По данным издания Forbes, только за 2015 г. суммарный объем средств, собранных с помощью краудфандинга, составил более 34 млрд долл. США3. Вполне логично, что по мере роста своей популярности краудфандинг стал привлекать внимание не только непосредственных участников процесса (доноров и реципиентов), но и ученых в качестве объекта исследований (Образцова, Шаврова, 2018; Sánchez, Palomo, 2014; Jian, Usher, 2014). В их сферу попадают совершенно разные аспекты реализации данной бизнес-модели финансирования. Среди них такие, как изучение мотивации доноров (Li, Wang, 2019; Gerber, Hai, Kuo, 2012) и взаимоотношений доноров и авторов проектов (Aitamuro, 2011), прогнозирование результатов проведения кампаний и способов увеличить вероятность их реализации (An, Quercia, Crowcroft, 2014).

В рамках данной статьи мы проанализируем публикаторскую активность российских ученых, исследовавших проблему краудфандинга. В связи с этим были поставлены следующие вопросы.

  • Как менялась со временем частота исследований, проводимых по проблеме краудфандинга в журналистике?
  • Каково основное объектно-предметное поле исследования в данном направлении?
  • Какие области исследования краудфандинга остались вне поля зрения ученых?

При подготовке исследования нами выдвинуты следующие гипотезы:

  • С учетом специфики выбранного направления, количество публикаций, подходящих под предъявляемые нами требования, будет незначительным;
  • Динамика появления публикаций по обозначенной тематике будет положительной, а количество публикаций из года в год расти.

 

Методология исследования

Статистика показывает, что с 2001 г. рост количества научных статей составил 2,8% в год (Домнина, Хачко, 2015), а средний рост количества научных журналов – 4,05% . В такой ситуации описательный подход к обобщению информации о проводимых исследованиях нецелесообразен, поскольку характеризуется несистематическим использованием строго научных методов (Фейгин, 1999). Метааналитические исследования являются более точным способом анализа корпуса материалов по тем или иным сферам (Бороховский, Бернард, 2013). Качественные метаисследования предполагают наличие нескольких условий. А.В. Вырковский (2016) выделяет следующие: значительный корпус текстов на определенную тематику, свободный дос­туп к ним, инструментарий, дающий возможность обработки текстов.

При поиске текстов по проблеме исследования краудфандинга автор использовал электронные научные библиотеки. Такой выбор был обусловлен несколькими факторами. Во-первых, обращение к электронным научным библиотекам облегчило автору доступ к анализируемому материалу, что особенно актуально при работе с иностранными источниками. Во-вторых, что для нас принципиально важно, основные материалы по данной проблеме публиковались в электронном виде или же были оцифрованы, т.к. исследуемая нами тема получила свое развитие именно в цифровую эпоху.

Самой крупной электронной библио­текой для научных публикаций на русском языке является eLIBRARY.RU, существующая с 1999 г. Ее архив насчитывает более 26 млн научных статей и публикаций, а также более 5300 научно-технических журналов, в том числе издания из перечня ВАК. Вторым важным источником для составления корпуса статей стала научная электронная библиотека Cyberleninka.ru, в которой на момент проведения данного исследования содержалось более
1 600 000 научных статей из баз ВАК, RSCI, Scopus, AGRIS, ESCI, распространяемых по принципу Open Access. В качестве дополнительных источников автор использовал порталы Academia.edu и Researchgate.net, которые позволяют исследователям размещать свои статьи в открытом доступе. Эти порталы являются для ученых со всего мира своего рода социальными сетями, которые не только способствуют распространению научного знания, предоставляя доступ к уже опубликованным статьям, но и участвуют в его развитии, предлагая экспертам в рамках данного ресурса объединяться в коллективы для проведения новых исследований.

Выборка материалов осуществлялась в несколько этапов. Прежде всего был проведен автоматизированный отбор релевантных текстов с использованием ключевых слов в различных комбинациях: «журналистика», «краудфандинг», «журналист», «коммуникация», «краудсорсинг». Вместе с тем при помощи собственных фильтров автоматизированного отбора портала eLIBRARY.RU область поиска была сужена исключительно до материалов по тематике рубрикатора ГРТНИ «Массовая коммуникация. Журналистика. Средства массовой информации» − код рубрики: 19.00.00. При отборе статей мы не устанавливали жесткие временные рамки, так как хотели не только отследить динамику и объекты исследовательского интереса в научных работах по теме краудфандинга в журналистике, но и определить отправную точку всех проведенных исследований. Так, ряд материалов был обнаружен сразу в нескольких источниках. В целях уточнения показателей был проведен дополнительный отбор de visu с учетом аннотаций (Бороховский, Бернард, 2013), являющихся неотъемлемой частью каждой из рассмат­риваемых статей.

В процессе проведения метаанализа обращалось внимание на следующие аспекты:

  • динамику проведения исследований;
  • исследовательские центры, занима­ющиеся изучением данной проблемы;
  • тематические направления научных журналов, в которых опубликованы работы;
  • объектно-предметное поле проводимых исследований.

 

Результаты исследования

Отбор материала из упомянутых выше источников был проведен в несколько этапов. Первым стала автоматическая фильтрация по ключевым словам и тематике научных статей. В силу специфики машинного отбора потребовалась вторичная выборка, проведенная de visu. В результате в итоговую выборку научных работ отечественных исследователей по данной проб­лематике попало существенно больше материалов. По состоянию на 31 декабря 2018 г. было отобрано 47 статей, первая их которых была опубликована в 2012 г. В первую очередь мы исследовали динамику научно-публикационной активности в рассматриваемой нами сфере.

Как видно из рисунка 1, количество работ по данной теме растет с каждым годом, что подтверждает интерес отечественных исследователей к проблеме крауд­фандинга.

mediaalmanah.6.2019.3646-01.png

Рисунок 1. Количество отечественных научных статей по теме краудфандинга в журналистике, 2011–2018 гг.

 

Обращает на себя внимание и большое количество докладов, а также тезисов к докладам на научных конференциях, сделанных по теме данного исследования, что, безусловно, демонстрирует интерес академического сообщества к практике краудфандинга в журналистике (см. рис. 2).

mediaalmanah.6.2019.3646-02.png

Рисунок 2. Количество докладов и тезисов на научных конференциях по теме краудфандинга в журналистике, 2011 – август 2018 гг.

 

Следует обратить внимание еще на некоторые аспекты рассматриваемой темы. Во-первых, это отсутствие авторов, написавших две и более статей. Это может свидетельствовать о том, что ученые провели исследование общего характера, т.е. лишь обозначили интерес к изучению краудфандинга в журналистике. Во-вторых, отметим небольшое количество вузов, в рамках которых проводятся работы по данной теме. Всего шесть вузовских изданий опубликовало две−три статьи, написанных в рамках изучения проблемы краудфандинга (см. табл. 1.)

Вместе с тем, положительным моментом является то, что большая часть статей, в исследуемом нами корпусе была опуб­ликована в изданиях, входящих в списки ВАК и РИНЦ. Позитивную картину также демонстрирует таблица 2, отображая список высших учебных заведений, в которых изучают рассматриваемую нами тему.

Важным для формирования корпуса статей представляется также распределение публикаций по тематическим направлениям журналов. Как видно из таблицы  3, большая часть статей опубликована в изданиях, специализирующихся на исследованиях по массовой коммуникации и журналистике, что в первую очередь обу­словлено как спецификой данной темы, так и условиями отбора, примененными в нашем исследовании. Второй по распространенности является экономическая направленность, что также логично и ожидаемо в условиях рассматриваемой проблемы.

Важным этапом данного исследования является определение объектно-предметного поля изучаемых статей. С этой целью мы проанализировали ключевые слова, которые являются неотъемлемым структурным элементом каждой научной статьи (Макеенко, 2018). В процессе изучения ключевых слов мы сгруппировали и провели некую стандартизацию исследуемого контента. В частности, во многих статьях одни и те же термины были использованы как на русском, так и на английском языке. Например, «краудфандинг» (crowdfunding), «социальные сети» (social networks), «крауд­сорсинг» (crowdsourcing). Именно по этой причине в таблице 4 можно увидеть значение среднего упоминания на статью по термину «краудфандинг» выше единицы.

Поскольку корпус статей в нашем исследовании небольшой, то в данную таб­лицу были внесены все ключевые слова, встречавшиеся более двух раз. Как мы уже отмечали выше, важной особенностью исследований краудфандинга в журналистике является то, что на текущий момент в рассматриваемом нами корпусе статей отсутствуют авторы, написавшие более двух работ по исследуемому вопросу (среднее число публикаций в расчете на одного автора = 0,72). Именно этим можно объяснить большое общее количество анализируемых ключевых слов (236) и тот факт, что значительная часть из них встречается в единичном случае. Наше наблюдение подтверждает сделанный ранее вывод, что исследования краудфандинга носят общий характер, выборочно рассматривая отдельные его аспекты. Также нельзя не сказать о недостаточной изученности таких вопросов, как взаимоотношения доноров (инвесторов), способы реализации проектов, правовые особенности краудфандинга и др.

Учитывая ограниченный размер корпуса рассматриваемых статей, мы посчитали необходимым провести анализ ключевых слов, использованных менее двух раз. Это позволило нам определить объектно-предметную направленность проведенных исследований. Более того, так как в рамках данной статьи при составлении кодификатора нас интересовали максимально широкие категории, то ряд терминов был приведен в состояние базовых концептов (Лыткина, 2010). Так, к категории «блоги» или «блог» мы отнесли такой термин, как «видеоблог». В свою очередь, такие категории, как «видео» и «вирусное видео», были рассмотрены в качестве самостоятельных, поскольку предполагают различное смысловое содержание.

В первую очередь, мы рассмотрели ключевые слова и словосочетания, в которых использовался корень «крауд» (см. табл. 5).

Таблица демонстрирует основной семантический блок ключевых слов, который встречается в рассматриваемом корпусе статей с общим средним числом упоминаний на статью (n=43) 2,42. Также можно выделить два других крупных блока, в которых формируется семантическое поле: финансовый и медиа. К первой группе мы отнесли все ключевые слова, связанные с привлечением средств, финансированием, инвестициями и т.д. (среднее число упоминаний на статью составило 0,6). Во вторую группу были включены все словосочетания со словом «медиа»: «социальные медиа», «медиапроект», «медиабизнес», «медиапространство» и т.д. (среднее чис­ло упоминаний на статью в данной группе составило 0,37).

Завершая анализ используемых ключевых слов, мы разделили их на пять категорий, определяющих направленность объектно-предметного поля рассматриваемых статей:

  • экономика (в эту группу включены слова, относящиеся к экономическим вопросам – например, «финансирование», «инвестиции», «книжный рынок» и т. д.);
  • общая направленность (ключевые слова, свидетельствующие о том, что автор рассматривал краудфандинг в журналистике в целом как явление – например, «крауд­фандинг», «краудтехнологии», «проект», «новые медиа» и т.д.);
  • социальный фактор (группа слов, связанных с социальным капиталом краудфандинга – например, «социальные сети», «хэштег», «соавторство» и т.д.);
  • управление проектом (слова, связанные с выявлением различных аспектов в реализации проекта – например, «бонусная система», «менеджмент», «рекламная кампания» и т.д.);
  • платформа (группа ключевых слов, свя­занных с конкретными платформами для краудфандинга – например, emphas.is, kickstarter.com и т.д.).

Анализ показал, что в основном исследования краудфандинга в журналистике связаны с общими вопросами (см. рис. 3).

mediaalmanah.6.2019.3646-03.png

Рисунок 3. Распределение ключевых слов по основным категориям

 

Выводы и дискуссия

Проведенный нами анализ 47 русско­язычных научных статей, посвященных изу­чению краудфандинга в журналистике, показал, что активность исследователей по данной теме растет с 2012 г. Тем не менее на текущий момент общее количество статей остается достаточно небольшим, причем исследования носят спорадический характер.

Как и предполагалось, наибольшая активность авторов наблюдается в двух направлениях исследований: массовая коммуникация и экономика. При этом исследования по таким тематическим группам, как история, социология, педагогика, встречаются редко.

Результаты исследования свидетельствуют, что большинство работ из нашего корпуса статей носит общий характер. Мы пришли к выводу, что эксперты изучают краудфандинг в целом, без погружения в детали вопроса, а также мало затрагивая практический аспект реализации проектов. На наш взгляд, остаются неизученными такие важные направления, как взаимодействие между донорами и инвесторами, сравнительный анализ площадок для реализации проектов по журналистике, привлекательность для инвесторов различных видов проектов и т.д.

К дискуссии в данном исследовании можно отнести выборку, которая, безусловно, охватывает не все возможные источники. Тем не менее мы полагаем, что работы, не попавшие в данный анализ, не внесли бы существенных изменений в полученные данные, т.к. при подготовке исследования мы использовали крупнейшие базы и научные электронные библиотеки русскоязычных изданий. Также стоит еще раз уточнить, что речь идет именно об отечественных исследованиях. Вторым этапом нашей работы является анализ публикаций, направленных на изучение краудфандинга в журналистике в других странах.

В заключение отметим, что краудфандинг в журналистике становится привлекательной темой для исследователей, однако его изучение находится в начальной стадии.

 

Таблица 1. Перечень журналов, опубликовавших статьи по теме краудфандинга в журналистике 2011−2018 гг.

Журнал

Кол-во
статей

1

Петербургский экономический журнал

3

2

МедиаАльманах

3

3

Экономика и социум

2

4

PR и реклама в изменяющемся мире: региональный аспект

2

5

Университетская книга

2

6

Труды БГТУ. Серия 4: Принт- и медиатехнологии

2

 

Таблица 2. Вузы, в которых проводились исследования по теме краудфандинга
в журналистике

Вуз

Кол-во
статей

1

Санкт-Петербургский государственный институт кино
и телевидения

4

2

Алтайский государственный университет

3

3

Московский государственный университет
имени М.В. Ломоносова

3

4

Российский университет дружбы народов

3

5

Волгоградский государственный университет

2

6

Московский государственный гуманитарно-экономический университет

2

7

Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

2

 

Таблица 3. Тематические направления журналов, в которых публикуются исследования по теме краудфандинга в журналистике, 2011− август 2018 гг.

Тематическое направление журнала

Кол-во статей

1

Массовая коммуникация. Журналистика.
Средства массовой информации

20

2

Экономика. Экономические науки

18

3

Социология

4

4

Народное образование. Педагогика

2

5

Политика. Политические науки

1

6

Демография

1

7

История. Исторические науки

1

 

Таблица 4. Наиболее часто используемые ключевые слова в изученных статьях по теме краудфандинга в журналистике

Ключевое слово или словосочетание

Кол-во
упоминаний

Кол-во упоминаний
в среднем на статью, n=43

1

Краудфандинг

60

1,40

2

Краудсорсинг

16

0,37

3

Интернет

9

0,21

4

Привлечение средств

7

0,16

5

Социальное предпринимательство

6

0,14

6

Социальные сети

6

0,14

7

Финансирование

6

0,14

8

Краудфандинговые платформы

5

0,12

9

Краудтехнологии

4

0,09

10

Краудинвестинг

3

0,07

11

Книжный рынок

4

0,09

12

Planeta.ru

2

0,05

13

Promotion

2

0,05

14

Social Media

2

0,05

15

Информационные технологии

2

0,05

16

Проект

2

0,05

17

Социальные медиа

2

0,05

18

Благотворительная краудфандинговая платформа

2

0,05

19

Краудинвестирование

2

0,05

20

Краудрекрутинг

2

0,05

 

Таблица 5. Ключевые слова с корнем «крауд», использованные в статьях о краудфандинге в журналистике

Ключевое слово или словосочетание

Кол-во упоминаний

Кол-во упоминаний
в среднем на статью,
n=43

1

Краудфандинг

60

1,40

2

Краудсорсинг

16

0,37

3

Краудфандинговые платформы

5

0,12

4

Краудтехнологии

4

0,09

5

Краудинвестинг

3

0,07

6

Благотворительная краудфандинговая платформа

2

0,05

7

Внутренний краудсорсинг

2

0,05

8

Краудинвестирование

2

0,05

9

Краудрекрутинг

2

0,05

10

Краудфандинговая кампания

2

0,05

11

Структура краудфинансов

2

0,05

12

Краудкреэйшн

1

0,02

13

Краудлендинг

1

0,02

14

Краудфинансы

1

0,02

15

Организация краудфандинга

1

0,02

 

Примечания

1 Artistshare − первая краудфандинговая платформа, была создана музыкальными фанатами для сбора денег на издание музыкальных альбомов. На момент написания нашей статьи платформа продолжает специализироваться на музыкальных проектах.

2 Number of crowdfunding platforms worldwide as of December 2014, by region. Режим доступа: https://www.statista.com/statistics/497227/number-of-crowdfunding-platforms-globally-by-region/(дата обращения: 10.01.2019).

3 Trends Show Crowdfunding To Surpass VC In 2016. Режим доступа: https://www.forbes.com/sites/chancebarnett/2015/06/09/trends-show-crowdfunding-to-surpass-vc-in-2016/#3c31f1a34547 (дата обращения: 10.01.2019).

 

Библиография

Бакулин О.А. Краудфандинг для фотожурналистов: новые возможности творческой реализации // Меди@льманах. 2014. № 3. С. 22−29.

Бороховский Е.Ф., Бернард. Р.М. (а) Количественные синтезы в социальных науках: методология и практика мета-анализа // Психология. Экономика. Право. Ч. 1. 2013. № 2. С. 6−15.

Бороховский Е.Ф., Бернард Р.М. (б) Количественные синтезы в социальных науках: методология и практика мета-анализа // Психология. Экономика. Право. Ч. 2. 2013. № 3. С. 41−56.

Вартанова Е.Л.О современных медиа и журналистике. Заметки исследователя. М.: МедиаМир, 2015.

Вырковский А.В.Новые исследовательские задачи в области медиаменеджмента и медиаэкономики России // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10: Журналистика. 2016. № 6. С. 209−229.

Домнина Т.Н., Хачко О.А. Научные журналы: количество, темпы роста // Информационное обеспечение науки: новые технологии: сб. науч. тр. М.: БЕН РАН, 2015. С. 83−96.

Лыткина О.И. К вопросу о типологии концептов в современной лингвистике // Вестн. Моск. гос. гуманит. ун-та им. М.А. Шолохова. Сер.: Филологические науки. 2010. № 2. С. 68−75.

Макеенко М.И. Направления трансформации теоретических подходов в российских исследованиях влияния цифровизации на медиа // Медиаскоп. 2018. Вып. 3. Режим доступа: http://www.mediascope.ru/2463 DOI: 10.30547/mediascope.3.2018.1(дата обращения: 10.01.2019).

Образцова А.Ю., Шаврова А.И. Специфика функционирования краудфандинговых стратегий: российский опыт // МедиаАльманах. 2018. № 2. С. 46−56. DOI: 10.30547/mediaalmanah.2.2018.4656

Фейгин В.Л. Основы мета-анализа: теория и практика // Междунар. журн. мед. практики. 1999. № 7. С. 7−13.

Хау Д. Краудсорсинг. Коллективный разум как инструмент развития бизнеса. М.: Альпина Паблишер, 2012.

 

Aitamurto T. (2011) The Impact of Crowdfunding for Journalism. Journalism Practice
5 (4): 429–445. DOI: 10.1080/17512786.2010.551018

An J., Quercia D., Crowcroft J. (2014) Recommending Investors for Crowdfunding Projects. In: WWW’14 Proceedings of the 23rd International Conference on World Wide Web. International World Wide Web Conferences Steering Committee, pp. 261–270.

Carvajal M., García-Avilés J.A., González J.L. (2012) Crowdfunding and Non-Profit Media. Journalism Practice 6 (5−6): 638−647 DOI: 10.1080/17512786.2012.667267

Gerber E., Hai J., Kuo P. (2012) Crowdfunding: Why People are Motivated to Post and Fund Projects on Crowdfunding Platforms. In: Computer Supported Cooperative. Режим доступа: https://www.researchgate.net/publication/261359489_Crowdfunding_Why_People_are_Motivated_to_Post_and_Fund_Projects_on_Crowdfunding_Platforms

Jian L., Usher N. (2014) Crowd-Funded Journalism. Journal of Computer-Mediated Communication19 (2): 155–170. DOI: 10.1111/jcc4.12051

Kopeć K. (2017) Crowdfunding Scheme in Journalism. ZN WSH Zarządzanie 18 (1): 119−130. DOI: 10.5604/01.3001.0010.2885

Li G., Wang J. (2019) Threshold Effects on Backer Motivations in Reward-Based Crowdfunding. Journal of Management Information Systems 36 (2): 546−573.

Sánchez M., Palomo B. (2014) Knowledge and Assessment of Crowdfunding in Communication. The View of Journalists and Future Journalists. Comunicar22 (43): 101−110. DOI: 10.3916/C43-2014-10