Архив



Специфика освещения событий культурно-просветительской тематики в онлайн-изданиях (на примере сайта телеканала «Россия К» и интернет-изданий «Афиша Daily», The Village, Colta.ru и Meduza)



Алина Артес

Ссылка для цитирования: Артес А.С. Специфика освещения событий культурно-просветительской тематики в онлайн-изданиях (на примере сайта телеканала «Россия К» и интернет-изданий «Афиша Daily», The Village, Colta.ru и Meduza) // МедиаАльманах. 2019. № 6. С. 83−94.
DOI: 10.30547/mediaalmanah.6.2019.8394

© Артес Алина Сергеевна
аспирантка кафедры телевидения и радиовещания факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова, шеф-редактор, телеканал «Россия К» (г. Москва, Россия), alina-artes@mail.ru



Ключевые слова: культурно-просветительские каналы, новые медиа, телевидение, конвергенция.

В статье анализируются материалы культурно- просветительской тематики, вышедшие на сайте телеканала «Россия К» и в интернет-изданиях «Афиша Daily», The Village, Colta.ru и Meduza. Автор приходит к выводу, что подходы и темы, выбранные по нескольким параметрам медиа, во многом схожи, но есть различия в выборе инфоповодов, ньюсмейкеров, интонаций и использовании интерактивной функции и мультимейдийных средств в соответствии с редакционной политикой и опорой на целевую аудиторию.

 

Введение

Новые медиа с разных ракурсов изу­чаются постоянно и пристально как западными (Stefanone, Lackaff, Rosen, 2008), так и отечественными учеными (Vyrkovsky, Vartanova, Smirnov, Makeenko et al., 2016; Балмаева, Лукина (ред.), 2016; Щепилова, Круглова, 2019 и др.).

По мнению Е.Л. Вартановой (2008), медиакоммуникации в цифровой среде вполне успешно начинают заменять традиционные СМИ. Они осуществляют информационную, мобилизационную, партисипационную, интеграционную и даже рекреационную функцию. «Новое же, реально инновационное, что приносит Интернет, – это усиленная коммуникационная функция –
то, что отсутствовало в старых медиа», – отмечает Е.Л. Вартанова (2008: 39).

Универсальным порталом доступа к разным видам контента постепенно становятся электронные устройства (Hasebrink, Hepp, 2017; Sooryamoorthy, 2014). Таким образом, аудитория получает развлечения, новостную информацию, в том числе культурно-просветительскую, и потребляет образовательный контент с помощью новых технологий.

Поэтому на современном этапе развития медиа важно уделять больше внимания общему опыту работы с контентом,
а не разграничивать использование отдельных платформ (Hasebrink, Hepp, 2017). Исследователи отмечают феномен медиатизации как одну из главных характеристик общества. Этот термин был введен С. Ливингстоун (2009) для обозначения распространения влияния медиатехнологий на многие социальные сферы: культуру, политику, науку, образование и т.д.

Как отмечают многие ученые, цифровые медиа внесли свой вклад в создание сложной медиасреды, где все виды контента (новости телевидения, радиопередачи, газетные статьи) доступны в Интернете (Кульчицкая, Вартанов, Дунас, Салихова и др., 2019). В последние годы зарубежные ученые все чаще говорят о таком понятие, как «трансмедийная среда». О существовании transmedia storytelling («трансмедийного повествования») писал Г. Дженкинс (2003), который и ввел этот термин. Под этим понятием понимают повествование, которое осуществляется на разных платформах с использованием современных цифровых средств. Исследователи обращают внимание на то, что новостное потребление теперь происходит в трансмедийной среде, в которой мы можем наб­людать циркуляцию медийного контента между разными платформами (Jansson, Lindell, 2015).

О цифровой трансформации (digital trans­formation) системы массовой коммуникации и освоении современных технологий производства и трансляции информации, которые обозначили новые контуры адаптации средств массовой информации и журналистики к условиям цифровой реальности, пишут отечественные исследователи (Мансурова, 2017; Макеенко, 2018).

Что касается культурно-просветительской тематики, то она всегда занимала особое место в средствах массовой информации. В научном сообществе вопросы культуры освещались в самых разных контекстах с различных ракурсов. Одни ученые изучали формирование информационной политики в области культуры в региональном контексте (Магданов, 2010), другие говорили о традициях культурно-просветительских каналов (Роженцова, 2006) или о культурно-просветительской миссии телевидения (Гегелова, 2012), третьи рассматривали тенденции развития культурно-просветительского российского телевидения (Литвинцев, 2006). Культуру анализируют также и с точки зрения выявления новых форм взаимодействия субъекта и объекта в медиапроектах креативной урбанистики и функционирования культурных кодов в процессе создания стиля жизни «делателя» (мейкера) и «соучастника» (Сидорова, 2016). Кроме того, выразительные средства в телевизионных программах культурно-просветительской тематики анализирует Ю.А. Оганезова (2014). Т.С. Болховитина (2009) исследовала культурные процессы в зеркале российских СМИ, изучая разные типа медиа.

Почему одни события попадают в новости, а другие – нет? Какие факторы являются значимыми для того, чтобы новость попала в информационную повестку дня издания? Есть несколько классификаций и теорий отбора событий. Согласно А.В. Колесниченко (2017: 36−38), существуют три критерия отбора событий для освещения в новостях и два фактора, которые могут снизить порог при оценке новостной привлекательности события. К критериям относятся его значение, масштаб и эмоциональность. А к факторам − участие в событии знаменитости, а также «территориальная либо психологическая близость события».

Исследования, которое бы включало сравнение освещения событий культурно-просветительских тематики на порталах телевизионного канала и новых медиа, до сих пор не было проведено. Это связано, вероятно, с тем, что издания в новой цифровой среде, несмотря на огромный интерес, все еще остаются новым научным полем. Вместе с тем вопросы культуры в нашем обществе воспринимаются очень остро, порой даже болезненнее, чем политические, что придает им дискурсивный характер. В связи с этим мы постарались проанализировать, как освещались некоторые знаковые события 2017−2018 гг.
в культурной сфере на портале телеканала «Россия К» и схожих по тематике цифровых изданях в соответствии с их редакционной политикой и целевой аудитории.

 

Методология исследования

Для определения особенностей освещения культурно-просветительской тематики на портале телевизионного канала и в новых медиа были проанализированы материалы, вышедшие в апреле 2017 г. и в октябре 2018 г. Этот период, в частности, был обозначен проведением таких крупных мероприятий, как вручение российской национальной премии «Золотая маска», проведение Нобелевской недели. Вместе с тем произошли и печальные события – ушли из жизни Шарль Азнавур и Монтсеррат Кабалье.

Для анализа были выбраны пять онлайн-проектов: сайт телеканала «Россия К» и четыре интернет-портала: «Афиша Daily», The Village, Colta.ru, Meduza. Сайт телеканала «Россия К» является представителем тра­диционного медиа, единственного федерального телересурса, который пол­ностью посвящен событиям культурно-просветительской тематики, с аудиторией 35+. Другие издания представляют популярные веб-платформы, освещающие культурные события, ориентированные на аудиторию возрастной категории 25−34.

Инициаторами создания телеканала «Россия К» стали деятели науки и искусства в 1997 г. С момента создания и по сей день «Россия К» остается единственным общенациональным каналом, существующим без рекламы. За годы работы телеканалом был сформирован и постоянно пополняется уникальный фонд видеоматериалов, посвященных самым ярким событиям в российской и мировой культуре. «Россия К» считает одним из приоритетных направлений своей деятельности сотрудничество с крупнейшими телевизионными компаниями мира – такими как BBC, RAI, Discovery, европейским телеканалом ARTE, ZDF, PBS, ORF. В первом полугодии 2001 г. в сети Интернет начал функционировать сайт телеканала «Россия К», на нем регулярно проводятся онлайн-трансляции крупнейших культурных событий мирового масштаба – конкурсов, фестивалей, концертов и спектаклей − например, из Большого зала московской консерватории или Концертного зала им. П.И. Чайковского, Государственного академического Большого театра России или театра «Геликон-опера», МХТ им. А.П. Чехова, а также с Красной площади1. Число уникальных посетителей в месяц на декабрь 2019 г. – 1 101 0002.

«Афиша Daily» позиционирует себя как «самое умное российское издание о развлечениях и самое веселое из культурных». Оно «выросло» из журнала «Афиша», популярного среди москвичей и петербуржцев с 1999 г., а также сайта afisha.ru. «Мы одинаково любим умные толстые книги и вирусные ролики, одинаково серьезно подходим к выбору карьеры и <…> ресторана и одинаково интересуемся образом мыслей подростка и важного архитектора», − говорится на сайте издания3, который компания «Афиша» запустила в ноябре 1999 г. В настоящее время его посещают более 2 млн человек в месяц.

The Village − городской интернет-сайт, созданный в 2007 г., рассказывает о городских новостях и социальных проблемах через истории простых людей в крупных городах России, Белоруссии и Казахстана, затрагивая при этом и культурные аспекты. В формировании материалов, наряду с редакцией, принять участие может любой зарегистрированный пользователь. Число уникальных посетителей в месяц – 3 680 950.

Colta.ru (от итал. colta − «сбор урожая», «образованный, просвещенный») – сайт о культуре и обществе, ориентированный на интеллектуалов и профессионалов отрасли создан в 2012 г. Количество пользователей в месяц – 189 000. Colta.ru (бывший OpenSpace.ru) − общественное российское СМИ, которое существует за счет трех источников: помощи читателей, Попечительского совета и партнерских проектов. Формально у сайта Colta.ru нет хозяина − ни государственного, ни частного. В Попечительский совет входят такие персоны, как Ирина Прохорова и Александр Роднянский. Это открытая структура − стать ее членом можно при стартовом взносе в 300 000 руб.

Meduza – универсальное СМИ, созданное в 2014 г., в равной степени охватывает события из разных сфер жизни. Число уникальных пользователей в месяц (как правило, жителей стран СНГ) – 5 950 000.

Материалы культурно-просветителькой тематики сайта «Россия К», а также указанных выше интернет-изданий были проанализированы по таким критериям, как информационные поводы, ньюсмейкеры, использование дополнительных мультимедийных средств, реакция аудитории.
Анализ информационных поводов необходимо для понимания повесток дня, формируемых разными медиа. Детальное изучение ньюсмейкеров − важная часть исследования, которая наглядно демонстрирует, кто из современных деятелей культуры и почему вызывает устойчивый интерес различных СМИ.

 

Информационные поводы,
ньюсмейкеры, мультимедийные
подходы и реакция аудитории

Периодичность выхода новостей на портале телеканала «Россия К» и в выбранных сетевых изданях «Афиша Daily», The Village, Сolta.ru и Meduza безусловно не совпадает. Сайт телеканала привязан к сетке вещания, где новости выходят четыре раза в день
(в 10:00, 15:00, 19:30 и 23:30). Как правило, один новостной выпуск содержит 5−6 сюжетов. Стоит отметить, что некоторые из них проходят в эфир без изменений несколько выпусков подряд (например, новость о вручении Нобелевской премии мира от 05.10.2018). Кроме того, по субботам выпуска новостей нет, а в воскресенье выходит лишь итоговая программа. Примерно в это же время, с небольшим опозданием, материалы попадают на сайт. Что касается других анализируемых веб-ресурсов, то в каждом из рассматриваемых изданий ведется новостная лента в режиме 24/7. Кроме того, наиболее интересные из новостей подкрепляются статьями, обзорами и интервью. На «Афише Daily» и Meduza − новостная лента обновляется один раз в час, на
Colta.ru – раз в два часа, а на The Village − раз в 40 мин. Несмотря на разницу в подходах размещения материалов, общее количество новостей в большинстве своем совпадает.

Информационные поводы у сайта государственного канала и выбранных частных интернет-изданиях в большинстве своем совпадают. И сайт телеканала, и другие интернет-площадки выделили в качестве основных событий в апреле 2017 г. и в октябре 2018 г., как мы уже отмечали выше, такие крупные мероприятия, как вручение Национальной театральной премии «Золотая маска», проведение Нобелевской недели, не остались без внимания и такие печальные события как уход из жизни Шарля Азнавура, прощание с Монтсеррат Кабалье.

Однако подходы к освещению этих тем отличались (см. табл. 1). Центральным героем для «Золотой маски» в интернет-изданиях стал Данила Козловский. Сразу несколько сетевых изданий (The Village и «Афиша Daily») выпустили материалы с заголовком «Данила Козловский – лауреат премии «Золотая маска»». Главным героем материалов на сайте «России К» стал режиссер Андрей Могучий, ставший гостем воскресной итоговой программы «Новости культуры с Владиславом Флярковским».

Важное и трагическое событие в начале октября 2018 г. – смерть Шарля Азнавура. Телеканал «Россия К» предложил несколько видеосюжетов, к которым можно было обратиться на сайте, основанных на биографических фактах из жизни певца. На сайте Meduza вышла мультимедийная подборка «Десять песен Шарля Азнавура, которые мы будем помнить»4.

Говоря об уходе из жизни Монтсеррат Кабалье сайт телеканала «Россия К» фокусировал свое внимание на биографических фактах из жизни великой оперной певицы. Meduza предоставила обзорный материал, посвященный памяти Кабалье, включа­ющий фрагменты ее лучших выступ­лений и мнения экспертов. В статье под названием «Совершенная красота человеческого голоса. Памяти Монтсеррат Кабалье»5 авторы попытались понять сек­рет успеха Кабалье и объяснить читателям, почему эта утрата невосполнима для всей мировой культуры.

Разнился и акцент подачи новостей, связанных с проведением Нобелевской недели. Сайт «Россия К» фокусировал свое внимание на оперативной информации, стремясь сообщать имена победителей как можно быстрее. «Афиша Daily», The Village, Colta.ru и Meduza создавали обзорные материалы, включающие мнения экспертов и их пояснения относительно важности того или иного открытия.

Нельзя не сказать об избирательности выбранными изданиями информационных поводов. Так, в апреле 2017 г. сайт телеканала «Россия К» проигнорировал скандальную ситуацию вокруг фильма «Матильда», упомянув лишь о том, что лента выходит в широкий прокат. В то время как «Афиша Daily», Meduza и The Village публиковали обзорные материалы, посвященные негативным реакциям на фильм Алексея Учителя. Издания предоставляли комментарии, знакомили с мнениями экспертов и пытались дать анализ текущей ситуации.

Новость об объявлении победителей премии «Большая книга», напротив, вызвала интерес лишь у журналистов «России К». Этому событию было посвящено сразу несколько материалов, в то время как другие рассматриваемые нами интернет-ресурсы ограничивались лишь небольшими заметками.

Различия в новостной повестке дня подтвердилось и 21 апреля 2017 г., когда в поле зрения журналистов «России К» оказались открытие нового просветительского портала «Чапаев», юбилей театра Елены Камбуровой и объявление победителей «Русской премии». А редакторы сетевых изданий, в свою очередь, обратили внимание на повторное рассмотрение диссертации Владимира Мединского и продолжение угроз в адрес журналистов «Новой газеты» (см. табл. 2).

Нельзя не сказать о различиях в способах подачи материалов. Сайт телеканала «Россия К» стремится сохранить нейтральную позицию, придерживаясь биографического стиля изложения (если дело касается персон) и обходя стороной конфликтные вопросы (как в случае с «Матильдой»). В то время как «Афиша Daily», The Village, Colta.ru, Meduza, стремятся давать читателям самые разные подборки мнений и фактов, в большей степени ориентируясь на аналитичность и мультимедийность материалов.

Говоря о выборе ньюсмейкеров, отметим разницу в подходах сайта телеканала «Россия К» и выбранных интернет-изданий. Если для первого главным героем «Золотой маски» становится Андрей Могучий, то для The Village – Данила Козловский. Если для «Афиши Daily» ньюсмейкером является Иван Дорн, который выпускает новые синг­лы (материал от 19.04.17 на The Village), то для «России К» − Галина Волчек, которая рассказывает о ходе ремонта в театре «Современник» (репортаж от 02.10.2018).

Старые (в данном случае сайт «России К» выступает ретранслятором традиционного медиа − телеканала «России К», несмотря на цифровую природу) и новые медиа четко делят своих героев, понимая, какие лица интересны их аудитории. Однако, вопреки предположениям, было бы неправильным сказать, что сайт «России К» избегает материалов о героях молодежной аудитории, а новые медиа не стремятся говорить о представителях классической культуры. Так, героем сюжетов на сайте не раз становился представитель уникального жанра «каллиграффити» − художник Покрас Лампас. А героем материалов новых медиа достаточно часто выступал Карен Шахназаров – генеральный директор и председатель Правления киноконцерна «Мосфильм». Кроме того, существуют ньюсмейкеры, которые способны вызвать информационную волну без привязки к возрасту и социальному положению аудитории. Так, новости об уходе из жизни Шарля Азнавура и Монтсеррат Кабалье нашла свое отражение во всех выбранных медиа (см. табл. 3).

Выбранные медиа ищут ньюсмейкеров, которые могут быть потенциально интересны их целевой аудитории, но есть «вне­временные» фигуры, которые одинаково интересны разным поколениям.

По-разному используют дополнительные мультимедийные средства сайт телеканала «Россия К» и новые медиа. Согласно определению Ильи Кирии: «Мультимедиатекст – это возможность предоставить читателю свободу выбора различных элементов, сред для ознакомления с информацией, более удобного заглядывания вперед, возможность отвлекаться, распылять смысл и т.д (Качкаева (ред.), 2010: 20). Так, готовя подборку, посвященную лучшим песням Ш. Азнавура, издание Meduza предложило мультимедийный контент. Читатель мог не только прочитать текст, но и посмотреть видеофрагменты, ознакомиться с аудиофайлами. Благодаря разным форматам материал приобретает новое звучание, предлагая зрителям и читателям составить более полное представление о той или иной информации. Еще один яркий пример использования мультимедийных средств – тесты и игры, которые успешно реализуются на «Афише» и на сайте Meduza. Так, к 100-летию российской орфографии Meduza подготовила увлекательную игру на знание правил орфографии и исторических фактов6. В легкой и доступной форме читателю была предоставлена возможнось проверить свои знания и расширить кругозор. Благодаря мультимедийной упаковке материал, привязанный к конкретному информационному поводу, начал выполнять образовательную, рекреационную и информационную функции.

Одна из форм взаимодействия с аудиторией в мультимедийном формате − формирование подкастов. Наиболее из любопытных примеров – подкаст «Книжный базар»: «Каждый вторник литературный критик “Медузы” Галина Юзефович и главный редактор книжного сервиса Storytel Анастасия Завозова обсуждают, почему не стыдно любить бестселлеры и получать от чтения удовольствие, кто придумал женские романы, чем важна литература для подростков, как полюбить фэнтези и не стесняться, если не любишь классику, а еще дают советы, что почитать»7.

Сайт телеканала « «России К»» находится в непростом положении, так как выполняет сразу несколько функций. С одной стороны, он выступает как ретранслятор, который дублирует телевизионный контент на другой платформе. С другой – создает собственные уникальные продукты, которые зачастую не пересекаются с эфирным вещанием. Например, эксклюзивные интервью (с Денисом Шаповаловым от 05.10.2018) или даже отдельные рубрики (ведущий Юлиан Макаров ответил на вопросы зрителей, 05.10.2018). И здесь на помощь редакторам сайта приходят мультимедийные средства, которые позволяют создать уникальные проекты в цифровой среде.

Рассматривая мультимедийные возможности сайта телеканала «Россия К», стоит обратить внимание, что он также внедряет конвергентные формы. На нем представлены материалы, которые сопровождаются аудио-, видео- и фотоконтентом. Кроме этого, на портале появляются тесты, викторины и виртуальные туры. Эти разделы в среднем обновляются с периодичностью раз в неделю, что позволяет читателям оперативно получить информацию в необычной форме.

Сайт телеканала «Россия К» и «Афиша Daily», The Village, Colta.ru, Meduza имеют свои аккаунты в таких социальных сетях, как «ВКонтакте», Instagram, Facebook, YouTube и «Одноклассники». У портала «России К» наибольшее количество подписчиков присутствует в социальной сети Facebook. В офи­циальной группе – 284 000 подписчиков. А наименьший интерес к сайту телеканала «Россия К» проявляется в социальной сети «ВКонтакте» − 54 000 подписчиков. Новые посты появляются в социальной сети Facebook в среднем шесть раз в день. Работа с данным аккаунтом ведется неравномерно. В отдельные дни администраторы страницы предлагают читателям по 11 постов, а иногда за целый день может появиться лишь одно сообщение.

В значительной мере посты различаются и по тематике. Некоторые из них дуб­лируют информацию на сайте, некоторые «промотируют» текущие проекты канала. Наибольший интерес вызывают те посты, которые призывают аудиторию к активности. Например, викторина, в рамках которой люди могут ответить на вопросы и получить билеты на различные культурные мероприятия. Другой пример – руб­рика «Спросите ведущего», которая предполагает возможность задать любой вопрос ведущим канала в социальной сети. Подобные проекты неизменно вызывают живой зрительский интерес, что отражается на количестве отметок «мне нравится» и комментариях.

Наибольшую зрительскую реакцию вызывают трагические события. Так, материалы о смерти Шарля Азнавура и Монтсеррат Кабалье получили рекордное количество отметок, репостов и комментариев: 19 отметок-эмоджи, 63 комментария, 649 репостов (известие о смерти Кабалье), 13 отметок-эмоджи, 92 комментария, 309 репостов (известие о смерти Азнавура). В то время как показатели других материа­лов варьируются: 257 отметок-эмоджи, четыре комментария, 44 репоста (данные по материалу о выходе документального фильма о Рудольфе Нурееве).

В качестве альтернативы анализируемые издания предлагают Twitter (у «России К» Twitter полностью повторяет контент Facebook) и Google+. «Афиша Daily», The Village, Сolta, Meduza активно используют одноименные Telegram-каналы − «Россия К» от этого сервиса, по понятным причинам, отказывается. Наиболее популярным по количеству подписчиков является Twitter-аккаунт Меduza − 1,2 млн подписчиков. Здесь стоит отметить частоту появления постов. Иногда они могут появляться 100 и более раз. Это ссылки и на новости, и на тесты, и другие способы взаимодействия с аудиторией. Так, в этой социальной сети существует игра «один лайк − один факт». Пользователи оценивают ту или иную тему, ставят свои оценки, а модератор собирает факты на эту тему. Таким образом администраторы мотивируют читателей на активную деятельность в Сети. Что касается самых неэффективных способов взаимодействия, то в данном контексте можно выделить Telegram-канал The Village (10 000 пользователей).

Несмотря на то, что рассмотренные нами медиа ведут свою работу с социальными сетями по-разному, в целом они преследуют одинаковые цели − максимальное привлечение зрительской аудитории, достижение узнаваемости бренда.

 

Заключение

Информационная повестка выбранных изданий − сайта телеканала «Россия К» и порталов «Афиша Daily», The Village, Colta.ru, Meduza − в целом совпадает. Однако есть и разница в выборе информационных поводов − «щекотливые» темы (например, премьера фильма «Матильда») сайт «России К» умалчивает, а в интернет-изданих для молодых не обсуждают «скучные» и «протокольные» события (например, вручение «Большой книги»). Разнятся акценты и способы подачи материалов: сайт телеканала «Россия К» стремится сохранить нейтральную бесконфликтную позицию, а интернет-ресурсы «Афиша Daily», The Village, Colta.ru, Meduza скорее пытаются давать подборки мнений и фактов.

При выборе ньюсмейкеров анализируемые издания в первую очередь ориентируются на свою целевую аудиторию. Но было бы несправедливо говорить, что сайт «Россия К» избегает героев молодого поколения, а новые медиа не стремятся говорить о представителях классической культуры. Кроме того, есть «вневременные» фигуры, которые одинаково интересны разным возрастным категориям.

Мультимедийные средства активно используют и «Россия К», и «Афиша Daily», The Village, Сolta.ru, Meduza, однако новые медиа – чаще и успешнее. Во многом это связано с тем, что сайт телеканала «Россия К» «привязан» к телевизионному каналу и вынужден выступать как ретранслятор, который дублирует телевизионный контент на другой платформе, с одной стороны, а с другой – порталу необходимо создавать собственные уникальные онлайн-продукты, которые зачастую не пересекаются с эфирным вещанием. В то время как интернет-издания свободны в выборе способов донесения той или иной информации.

Нельзя не отметить активность выбранных изданий в социальных сетях и мессенджерах. Сайт телеканала «Россия К», «Афиша Daily», The Village, Сolta.ru, Meduza имеют в разных пропорциях свои аккаунты в таких социальных сетях и мессенджерах, как «ВКонтакте», Instagram, Facebook, YouTube, «Одноклассники», Twitter, Telegram и Google+. Однако работа с ними не всегда ведется равномерно, особенно у сайта телеканала «Россия К».

 

Таблица 1. Освещение вручения премии «Золотая маска» на сайте телеканала «Россия К» и «Афиша Daily», The Village, Colta.ru, Meduza

Канал

Критерий

Информационный
повод

Ньюсмейкер

Дополнительные средства

Зрительская реакция

(эмодзи-отметки)

Сайт телеканала «Россия К»

Вручение премии «Золотая маска»

Андрей
Могучий,

Евгения Симонова,

Олег Табаков

Анонс трансляции церемонии награждения на сайте телеканала «Россия К»

26

«Афиша Daily»,
The Village, Сolta.ru, Meduza

Вручение премии «Золотая маска»

Данила Козловский, Кирилл Серебренников, Теодор Курентзис

Ссылки на официальный сайт премии

131

Источник: мониторинг изданий на официальных сайтах и в социальных сетях, 19 апреля 2017 г.

 

Таблица 2. Результаты сравнения материалов сайта телеканала «Россия К»
и новых медиа («Афиша Daily», The Village, Colta.ru, Meduza), 21 апреля 2017 г.

Канал

Критерий

Информационный повод

Ньюсмейкер

Дополнительные средства

Зрительская реакция

(эмодзи-отметки)

Сайт телеканала «Россия К»

Открытие
нового просветительского портала «Чапаев»

Любовь Аркус, Сергей Соловьев, Марина Разбежкина

Кадры хроники

12

Юбилей театра
Елены Камбуровой

Елена Камбурова

229

Объявлены
победители
«Русской премии»

253

«Афиша Daily»,
The Village, Сolta.ru, Meduza

ВАК назначит
диссовет, который рассмотрит диссертацию Мединского повторно

Владимир Мединский, Павел Уваров

29

Продолжение угроз
в адрес
«Новой газеты»

Ссылки на ранее написанные материалы

450

Источник: мониторинг изданий на официальных сайтах и в социальных сетях, 21 апреля 2017 г.

 

Таблица 3. Результаты сравнения материалов сайта телеканала «Россия К»
и новых медиа («Афиша Daily», The Village, Colta.ru, Meduza), 1 октября 2018 г.

Канал

Критерий

Информационный повод

Ньюсмейкер

Дополнительные средства

Зрительская реакция

(эмодзи-отметки)

Сайт телеканала «Россия К»

Смерть Шарля Азнавура

Шарль Азнавур

Использование записей архивных выступлений певца, ссылки
на фильмы
о нем

13

Названы лауреаты Нобелевской премии в области медицины

 Джеймс Эллисон и Тасуку Хондзё

25

Отмечается международный день музыки

Давид Ойстрах, Денис Мацуев, Владимир Спиваков

Ссылка на документальный
фильм «Дивы»

20

«Афиша Daily»,
The Village, Сolta, Meduza

Смерть Шарля Азнавура

Шарль Азнавур

Использование записей архивных выступление певца, составление листа его лучших композиций

23

Названы лауреаты Нобелевской премии в области медицины

Джеймс Эллисон,
Тасуку Хондзё, Михаил Ласков

Интервью
с онкологом Михаилом Ласковым для пояснения итогов

19

Источник: мониторинг изданий на официальных сайтах и в социальных сетях, 1 октября 2018 г.

 

Примечания

1 Официальный сайт телеканала «Россия К». Режим доступа: https://tvkultura.ru/article/show/article_id/64441/ (дата обращения: 23.05.2019).

2 Здесь и далее данные о количестве пользователей приводятся на декабрь 2019 г. Топ интернет-проектов в России // Яндекс. Радар. Режим доступа: https://radar.yandex.ru/top_list?type=media

3 Официальный сайт издания «Афиша. Daily». Режим доступа: https://daily.afisha.ru/about/ (дата обращения: 01.06.2019).

4 «Богема», «Вечная любовь» и цыганский романс. Десять песен Шарля Азнавура, которые мы будем помнить // Meduza. 2018. Окт., 1. Режим доступа: https://meduza.io/slides/bogema-vechnaya-lyubov-i-tsyganskiy-romans (дата обращения: 01.10.2018).

5 Совершенная красота человеческого голоса. Памяти Монсеррат Кабалье // Meduza. 2018. Окт., 7. Режим доступа: https://meduza.io/feature/2018/10/07/sovershennaya-krasota-chelovecheskogo-golosa (дата обращения: 07.10.2018).

6 https://meduza.io/games

7 https://meduza.io/podcasts/knizhnyy-bazar (дата обращения: 03.06.2019).

 

Библиография

Болховитина Т.С. Культурные процессы в зеркале российских СМИ: политологическое измерение // Изв. Тульск. гос. ун-та. Сер.: Гуманит. науки. 2009. № 2. С. 92−97.

Вартанова Е.Л. Новые медиа как фактор модернизации СМИ // Информационное общество. 2008. № 5−6. С. 37–39. 

Гегелова Н.С. Культурно-просветительская миссия телевидения: дис. … д-ра филол. наук. М., 2012.

Журналистика и конвергенция: почему и как традиционные СМИ превращаются в мультимедийные / под ред. А.Г. Качкаевой. М.: Аспект Пресс, 2010.

Как новые медиа изменили журналистику (2012–2016) / науч. ред. С. Балмаева и М. Лукина. Екатеринбург: Гуманит. ун-т, 2016. Режим доступа: http://newmedia2016.digital-books.ru/wp-content/uploads/2016/06/New-Media-2016.pdf

Колесниченко А.В. Техника и технология СМИ. Подготовка текстов. М.: Юрайт, 2017.

Кульчицкая Д.Ю., Вартанов С.А., Дунас Д.В., Салихова Е.А.и др. Медиапотребление молодежи: специфика методологии исследования // Медиаскоп. 2019. Вып. 1. Режим доступа: http://www.mediascope.ru/2529 DOI: 10.30547/mediascope.1.2019.9

Литвинцев А.Э. Тенденции развития российского телевидения в условиях противостояния и взаимодействия мировых моделей вещания: на примере канала «Культура»: дис. … канд. филол. наук. М., 2006.

Магданов С.В.Формирование информационной политики в области культуры на радио «Эхо Москвы» в Казани // Ученые записки Казанск. ун-та. Сер.: Гуманит. науки. 2010. Т. 152. № 5. С. 152−158.

Макеенко М.И. Направления трансформации теоретических подходов в российских исследованиях влияния цифровизации на медиа // Медиаскоп. 2018. Вып. 3. Режим доступа: http://www.mediascope.ru/2463. DOI: 10.30547/mediascope.3.2018.1

Мансурова В.Д. «Цифровая каллиграфия» современного журналиста: власть digital- контента // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10: Журналистика. 2017. № 4. С. 17−33.

Оганезова Ю.А. Выразительные средства телевизионных программ культурно-просветительской тематики: дис. ... канд. филол. наук. Воронеж, 2014.

Роженцова О.В.Культурно-просветительские программы отечественного телевидения: традиции и новаторство: на примере телеканала «Культура»: дис. … канд. филол. наук. М., 2006.

Сидорова С.Ю. Моделирование стиля жизни в урбанистических медиапроектах // Медиаскоп. 2016. Вып. 4. Режим доступа: http://www.mediascope.ru/2235

Щепилова Г.Г., Круглова Л.А. Видеоконтент в Интернете: особенности аудиторного потребления // Вопросы теории и практики журналистики. 2019. Т. 8. № 2. С. 342–354. DOI: 10.17150/2308-6203.2019.8(2).342-354

 

Hasebrink U., Hepp A. (2017) How to Research Cross-media Practices? Investigating Media Repertoires and Media Ensembles. Convergence: The International Journal of Research into New Media Technologies 23 (4): 362–377. DOI: 10.1177/1354856517700384

Jansson A., Lindell J. (2015) News Media Consumption in the Transmedia Age. Journalism Studies 16 (1): 79−96. DOI: 10.1080/1461670X.2014.890337

Jenkins H. (2003) Transmedia Storytelling: Moving Characters from Books to Films to Video Games Can Make Them Stronger and More Compelling. MIT Technology Review. Режим доступа: https://www.scirp.org/reference/ReferencesPapers.aspx?ReferenceID=1644231

Livingstone S.M. (2009) On the Mediation of Everything. Journal of Communication 59 (1): 1–18.

Sooryamoorthy R. (2014) Trends in Media and Communication Studies: Toddlers, Media Consumption, and Development Communication. In: Enghel F., Wilkins K. (eds.) Communication, Media and Development: Problems and Perspectives, Special Issue, Nordicom Review 33, September 2012, Nordicom: Gothenburg, pp. 496−501.

Stefanone M. A., Lackaff, D., Rosen, D. (2008). We’re All Stars Now: Reality Television, Web 2.0, and Mediated Identities. In: The Proceedings of ACM’s Nineteenth Annual Hypertext and Hypermedia. Los Alamitos, CA., pp. 107–112.

Vyrkovsky A.V., Vartanova E.L., Smirnov S.S., Makeenko M.I. et al. (2016) The Russian Media Industry in Ten Years: Industrial Forecasts. Westminster Papers in Communication and Culture 11 (1): 65–84. DOI: 10.16997/wpcc.221